Как известно, большинство аварийных ситуаций возникает в связи со снижением профессиональной «надежности» машинистов (из-за недостаточной подготовки и малого опыта работы) либо из-за отвлечения внимания от ведения поезда, отклонений в состоянии здоровья и снижения работоспособности (утомление, алкогольное опьянение).
Производственная деятельность машиниста протекает в специфических условиях и сопровождается воздействием ряда неблагоприятных факторов, которые в настоящее время еще не могут быть полностью устранены. Она связана также с большим нервно-эмоциональным напряжением из-за повышенной бдительности при вождении поездов и строгого соблюдения графика движения, с личным риском и высокой степенью персональной ответственности за безаварийное движение.
Напряженность труда локомотивных бригад во многом определяется постоянной и повышенной степенью готовности к принятию необходимых мер в экстренных случаях. Среди наиболее отрицательных санитарно-гигиенических факторов — шум и вибрация при движении поезда, наличие электромагнитных полей, а также недостаточно оптимальный микроклимат на рабочих местах. Осложняют труд машиниста переработка большого объема поступающей визуальной и акустической информации, непрерывный контроль за сигналами и показаниями приборов на пульте управления, постоянное наблюдение за состоянием рельсового пути и контактной сети.
Режим труда и отдыха у большинства машинистов и их помощников характеризуется неритмичным чередованием дневных и ночных смен, началом и окончанием работы в различное время суток, вынужденным отдыхом в пунктах оборота (продолжительность его может составлять 4 — 6 ч и более), наличием сверхурочной работы, неупорядоченным по времени режимом питания и т.д.
При физиологическом исследовании состояния организма машинистов, работающих на скоростных и напряженных участках дорог, выявлены характерные изменения в деятельности центральной и периферической нервной системы, зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов, а также состояния сердечно-сосудистой системы, которые являются признаками утомления и снижения работоспособности.
Существенное значение для формирования параметров здоровья работников локомотивных бригад имеют демографическая характеристика и их профессиональный стаж. Различия в возрастно-стажевом составе во многом определяют уровни и частоту заболеваемости машинистов. Например, среди работающих без помощника заболеваемость составляет 159 случаев на 100 работающих, а у машинистов, работающих с помощником, значительно меньше — 121.
Копасным и вредным производственным факторам, воздействующим на локомотивные бригады, относятся: опасный уровень напряжения и тока в электрических цепях, движущиеся части оборудования, повышенный уровень шума и вибрации на рабочих местах, повышенные ( пониженные) температура и подвижность воздуха рабочей зоны, недостаточная освещенность и контрастность на панели управления, нервно-психические перегрузки, гиподинамия ( обездвиженность) и др. Рассмотрим факторы, отрицательно воздействующие на локомотивные бригады, и общие требования и нормы, направленные на обеспечение оптимальных условий труда на электровозах.
Кроме перечисленных ключевых факторов, на безопасность профессионального поведения специалистов ЖТ влияют еще и факторы, которые можно объединить во вторую группу – второстепенные (оперативные) факторы. Динамика психологических процессов, сопутствующих принятию решения различных специалистов, указывает на следующие оперативные факторы безопасности профессионального поведения:
– в области мышления – возможности памяти, развитость воображения и интуиции;
– в сфере чувств – развитость сенситивной восприимчивости, уровень психологической чувствительности и степень психической устойчивости;
– в области физического развития – физические возможности, спортивные интересы, состояние здоровья, наличие противопоказаний по профессиональной пригодности и др.;
– в системе профессионального образования – степень усвоения теоретических знаний, тренажерных навыков и практических умений, развитость исполнительских, организационных и управленческих качеств, развитость коммуникабельных способностей и др.;
– в системе психологической подготовки – психологическая устойчивость в условиях изоляции и в условиях взаимозаменяемости, психологическая адекватность в экстремальных условиях, развитость чувства долга и ответственности и др.