Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы, воздействующие на локомотивную бригаду в процессе управления локомотивом



Как известно, большинство аварийных ситуаций возникает в связи со снижением профессиональной «надежности» машинистов (из-за недостаточной подготовки и малого опыта работы) либо из-за отвлечения внимания от ведения поезда, отклонений в состоянии здоровья и снижения работоспособности (утомление, алкогольное опьянение).

Производственная деятельность машиниста протекает в специфических условиях и сопровождается воздействием ряда неблагоприятных факторов, которые в настоящее время еще не могут быть полностью устранены. Она связана также с большим нервно-эмоциональным напряжением из-за повышенной бдительности при вождении поездов и строгого соблюдения графика движения, с личным риском и высокой степенью персональной ответственности за безаварийное движение.

Напряженность труда локомотивных бригад во многом определяется постоянной и повышенной степенью готовности к принятию необходимых мер в экстренных случаях. Среди наиболее отрицательных санитарно-гигиенических факторов — шум и вибрация при движении поезда, наличие электромагнитных полей, а также недостаточно оптимальный микроклимат на рабочих местах. Осложняют труд машиниста переработка большого объема поступающей визуальной и акустической информации, непрерывный контроль за сигналами и показаниями приборов на пульте управления, постоянное наблюдение за состоянием рельсового пути и контактной сети.

Режим труда и отдыха у большинства машинистов и их помощников характеризуется неритмичным чередованием дневных и ночных смен, началом и окончанием работы в различное время суток, вынужденным отдыхом в пунктах оборота (продолжительность его может составлять 4 — 6 ч и более), наличием сверхурочной работы, неупорядоченным по времени режимом питания и т.д.

При физиологическом исследовании состояния организма машинистов, работающих на скоростных и напряженных участках дорог, выявлены характерные изменения в деятельности центральной и периферической нервной системы, зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов, а также состояния сердечно-сосудистой системы, которые являются признаками утомления и снижения работоспособности.

Существенное значение для формирования параметров здоровья работников локомотивных бригад имеют демографическая характеристика и их профессиональный стаж. Различия в возрастно-стажевом составе во многом определяют уровни и частоту заболеваемости машинистов. Например, среди работающих без помощника заболеваемость составляет 159 случаев на 100 работающих, а у машинистов, работающих с помощником, значительно меньше — 121.

Копасным и вредным производственным факторам, воздействующим на локомотивные бригады, относятся: опасный уровень напряжения и тока в электрических цепях, движущиеся части оборудования, повышенный уровень шума и вибрации на рабочих местах, повышенные ( пониженные) температура и подвижность воздуха рабочей зоны, недостаточная освещенность и контрастность на панели управления, нервно-психические перегрузки, гиподинамия ( обездвиженность) и др. Рассмотрим факторы, отрицательно воздействующие на локомотивные бригады, и общие требования и нормы, направленные на обеспечение оптимальных условий труда на электровозах.

Кроме перечисленных ключевых факторов, на безопасность профессионального поведения специалистов ЖТ влияют еще и факторы, которые можно объединить во вторую группу – второстепенные (оперативные) факторы. Динамика психологических процессов, сопутствующих принятию решения различных специалистов, указывает на следующие оперативные факторы безопасности профессионального поведения:

– в области мышления – возможности памяти, развитость воображения и интуиции;

– в сфере чувств – развитость сенситивной восприимчивости, уровень психологической чувствительности и степень психической устойчивости;

– в области физического развития – физические возможности, спортивные интересы, состояние здоровья, наличие противопоказаний по профессиональной пригодности и др.;

– в системе профессионального образования – степень усвоения теоретических знаний, тренажерных навыков и практических умений, развитость исполнительских, организационных и управленческих качеств, развитость коммуникабельных способностей и др.;

– в системе психологической подготовки – психологическая устойчивость в условиях изоляции и в условиях взаимозаменяемости, психологическая адекватность в экстремальных условиях, развитость чувства долга и ответственности и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.