Эффективность исследования — это определение или нахождение такого варианта проведения исследования, который кратчайшим путем ведет к успеху.
Эффективность исследованияпоказывает как соотносятся затраты усилий (или ресурсов) на его проведение и результат (или степень достижения цели).
Все факторы, определяющие эффективность исследования, можно рассмотреть в двух группах: факторы исследовательского потенциала управления и принципы его использования.
Понятие исследовательского потенциала управления отражает возможности использования ресурсов и достижения поставленных целей.
Все факторы, характеризующие исследовательский потенциал управления, можно представить по трем группам: факторы методологической готовности, факторы наличия и структуры ресурсов и факторы организационных возможностей.
Методологическая готовность определяется также концепцией развития фирмы, разработанной по цели и миссии. Концепция - это комплекс положений, отражающих тенденции развития.
Методологический потенциал исследования определяет информационная база проведения исследования и его методическая обеспеченность. Возможности использования необходимых методов исследования определяются их доступностью, наличием соответствующих технических средств, квалификацией исследователей.
В качестве фактора рассматривается и интеллектуальный потенциал менеджера или исследователя, который можно отнести и к ресурсам и к методологической готовности, но он также играет важную роль в реализации организационных возможностей.
Организация исследования — это организация интеллектуальной деятельности, и она определяется в значительной мере интеллектуальным потенциалом исследователя.
ГЛОССАРИЙ
Алгоритм − формализованная последовательность действий по решению задачи.
Анализ − мысленное или реальное разделение объекта на элементы. Сопоставление предметов или явлений в той или иной сфере действительности. Изучение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.
Аспект исследования − грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления, например организационный, социальный, психологический и другие аспекты.
Восприятие − сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружающей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.
Гипотеза − предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведениях или знании и необходимое для первого шага изучения явления. Для некоторых видов исследования гипотеза может быть их конечным результатом.
Закономерности − устойчивые тенденции изменений, объективные связи явлений, определяющие их изменения.
Знания − закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяющий осознанные ориентиры поведения и деятельности.
Игры с природой − игра, в которой между участниками отсутствует антагонизм (например, в процессе работы предприятий и торговых посредников).
Имитация − подражание чему-либо, воспроизведение существующего, отличающееся от оригинала.
Инновации − поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведения в деятельности человека, отражающие его потребность в изменениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, реформировании и пр.
Интегральный интеллект − эффект объединения интеллектуальных возможностей исследователей, посредством соответствующего их отбора и организации совместной деятельности.
Интуиция − способность постижения истины, без ее обоснования и доказательства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания человека и определяющее некоторые стороны его поведения. Раскованность интуиции влияет на эффективность исследования.
Информация − структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведение человеком действительности, совокупность сведений об исследуемой проблеме.
Исследования − вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний в практической деятельности человека, в частности в практике управления.
Итерация − этап реализации алгоритма, отличающийся от его других этапов (кроме начального и конечного) лишь значениями переменных величин, но не составом процедур обработки информации.
Качество исследования − комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оценить его результативность.
Классификация − прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в один класс.
Концепция исследования − комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.
Методология исследования − логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности исследовательской деятельности.
Методы (исследования) − способы проведения исследования, способы достижения позитивных результатов при исследовании проблем и явлений.
Модель (Model) − условное представление действительности.
Мышление − интеллектуальная деятельность человека, позволяющая познавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение человека в природе и обществе.
Объект исследования − область деятельности человека, в которой обнаруживается и распознается проблема, требующая ее познания и разрешения. Среда, в которой проявляется проблема.
Операция − элемент процесса деятельности человека, элементарное действие, составляющее процесс деятельности.
Опыт − основанное на практике знание действительности, накопленные навыки деятельности.
Организация исследования − упорядочение исследовательской деятельности по совокупности действий и их распределению по исполнителям, факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функции, обязанности, ответственность, нормативы и пр.).
План исследования − организационная основа исследования, предполагаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) проведения исследования.
Поведение − процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью.
Подход − наиболее удачная грань для "вхождения" в проблему, начальная позиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики исследования (методологический подход и пр.).
Подход к исследованию − исходная позиция исследователя, определяющая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его проведения.
Понятие − обозначение явлений и предметов действительности в мышлении человека, инструмент логического оперирования, обобщение существенных свойств и связей явлений.
Потребность в исследовании − степень остроты проблемы, появление необходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма управления, научного подхода к разработке управленческих решений, инновационный стиль управления.
Практика − целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной действительности. Это главный фактор и критерий познания человека и общества.
Предмет исследования − конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
Проблема − это реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.
Программа исследования − комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполагаемый результат.
Продолжительность работы (Activity Duration) − время выполнения работы.
Процесс исследования − последовательность этапов осуществления исследования, комбинация и последовательность использования средств и методов исследования, различных операций и процедур.
Результат исследования − в зависимости от целей и вида исследования: комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление, конкретные рекомендации по преобразованию системы управления, разрешение обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тенденциями развития, методика выполнения какой-либо работы.
Ресурсы исследования − комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
Синектика − метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.