Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные принципы системного подхода



Ранее в науке и практике господствовал редукционистский подход, кото­рый был построен на сведении свойства целого к свойствам составляющих его элементов. Отличие свойств целого видели только в количест­венных характеристиках (как сумма элементов и их свойств).

Системный подход возник как противоположность редукционистскому и обога­тил научные исследования новыми принципами. При этом редукционистский под­ход также используется в науке.

Системный подход оказывается наиболее важным и продуктивным для исследования социально-экономических явлений, в частности управления.

Системный подход в исследовании управления можно представить в со­вокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают содержание и особенности системного подхода.

1. Принцип целостности.Он заключается в выделении объекта исследования целостным образова­нием, т. е. отграничении его от других явлений, от среды посредством определения и оценки отличительных свойств яв­ления и сравнения этих свойств со свойствами его элементов. При этом объект исследования может называться как системой (система управления, система работы с персоналом и т. д.), так и механизм, процесс, решение, цель, проблема, ситуация и пр.

2. Принцип совместимости элементов целого. Целое может существовать лишь при условии совместимости между собой составляющих его элементов. Совместимость элементов определяет возможность и наличие связей, их существование или функционирование в рамках целого. Системный подход требует рассматривать совместимость не только как свойство элемента как такового, а как его свойство в соответствии с положением и функциональным статусом в этом целом, а также его отношение к системообразующим элементам. Системообразующим элементом для социально-экономических систем является человек. Его отношения с другими людьми по самым различным поводам (техника, технология, информация, социальная принадлежность, психология, стоимость, деньги и т. д.) характеризуют связи в социально-экономической системе и ее целостность.

3. Принцип функционально-структурного строения целого.При исследовании систем управления необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т. е. видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов. В системах с одинаковым набором эле­ментов и их одинаковым строением может быть различным содержание функ­ционирования этих элементов и их связи по определенным функциям, что влияет на эффективность управления.. Особым фактором использования этого принципа является фактор разви­тости функций и степень их обособления. Исследование функционального содержания системы управления должно включать и определение дисфункций. Дисфункции — это лишние функции, иногда устаревшие, потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие.

4. Принцип развития.Любая система управления, которая является объектом исследования, на­ходится на определенном уровне и этапе развития. Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития. В проведении исследования это учитывается по­средством сравнительного анализа прошлого ее состояния, настоящего и возможного будущего.

5. Принцип лабилизации функций.Оценивая развитие системы управления, нужно учитывать возможность изменения ее общих функций, приобретения ею новых функций целостнос­ти, при относительной стабильности внутренних, т. е. их состава и структу­ры. Такое явление характеризует понятие лабильности функций системы управления.

6. Принцип полифункциональности (принци­п функциональной совместимости).В системе управления могут быть функции полифункционального назначения, т.е. функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого-либо специального эффекта.

7. Принцип итеративности.Так как исследование является процессом, то существует определенная последовательность операций, использования методов, оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных, что характеризует итерационное строение процесса исследования. Успех исследования зависит от выбора и комбинации итераций.

8. Принцип вероятностных оценок.Так как иногда невозможно точно проследить и оценить все причинно-следственные связи, то многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, поэтому некоторые явления можно оценить лишь вероятностно. Соответственно исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки с широким использованием методов статистического анализа, методик расчета вероятности нормативных оценок, гибкого моделирования и пр.

9. Принцип вариантности.Этот принцип вытекает из принципа вероятности. Сочетание вероятностей дает различные варианты отражения и понимания действительности. Вариантность исследования проявляется в разработке не­скольких рабочих гипотез или разнообразных концепций на первом этапе исследования. Вариантность может проявляться и в выборе аспектов и мето­дов исследования, различных способов моделирования явлений.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.