Ранее в науке и практике господствовал редукционистский подход, который был построен на сведении свойства целого к свойствам составляющих его элементов. Отличие свойств целого видели только в количественных характеристиках (как сумма элементов и их свойств).
Системный подход возник как противоположность редукционистскому и обогатил научные исследования новыми принципами. При этом редукционистский подход также используется в науке.
Системный подход оказывается наиболее важным и продуктивным для исследования социально-экономических явлений, в частности управления.
Системный подход в исследовании управления можно представить в совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают содержание и особенности системного подхода.
1. Принцип целостности.Он заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т. е. отграничении его от других явлений, от среды посредством определения и оценки отличительных свойств явления и сравнения этих свойств со свойствами его элементов. При этом объект исследования может называться как системой (система управления, система работы с персоналом и т. д.), так и механизм, процесс, решение, цель, проблема, ситуация и пр.
2. Принцип совместимости элементов целого. Целое может существовать лишь при условии совместимости между собой составляющих его элементов. Совместимость элементов определяет возможность и наличие связей, их существование или функционирование в рамках целого. Системный подход требует рассматривать совместимость не только как свойство элемента как такового, а как его свойство в соответствии с положением и функциональным статусом в этом целом, а также его отношение к системообразующим элементам. Системообразующим элементом для социально-экономических систем является человек. Его отношения с другими людьми по самым различным поводам (техника, технология, информация, социальная принадлежность, психология, стоимость, деньги и т. д.) характеризуют связи в социально-экономической системе и ее целостность.
3. Принцип функционально-структурного строения целого.При исследовании систем управления необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т. е. видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов. В системах с одинаковым набором элементов и их одинаковым строением может быть различным содержание функционирования этих элементов и их связи по определенным функциям, что влияет на эффективность управления.. Особым фактором использования этого принципа является фактор развитости функций и степень их обособления. Исследование функционального содержания системы управления должно включать и определение дисфункций. Дисфункции — это лишние функции, иногда устаревшие, потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие.
4. Принцип развития.Любая система управления, которая является объектом исследования, находится на определенном уровне и этапе развития. Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития. В проведении исследования это учитывается посредством сравнительного анализа прошлого ее состояния, настоящего и возможного будущего.
5. Принцип лабилизации функций.Оценивая развитие системы управления, нужно учитывать возможность изменения ее общих функций, приобретения ею новых функций целостности, при относительной стабильности внутренних, т. е. их состава и структуры. Такое явление характеризует понятие лабильности функций системы управления.
6. Принцип полифункциональности (принцип функциональной совместимости).В системе управления могут быть функции полифункционального назначения, т.е. функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого-либо специального эффекта.
7. Принцип итеративности.Так как исследование является процессом, то существует определенная последовательность операций, использования методов, оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных, что характеризует итерационное строение процесса исследования. Успех исследования зависит от выбора и комбинации итераций.
8. Принцип вероятностных оценок.Так как иногда невозможно точно проследить и оценить все причинно-следственные связи, то многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, поэтому некоторые явления можно оценить лишь вероятностно. Соответственно исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки с широким использованием методов статистического анализа, методик расчета вероятности нормативных оценок, гибкого моделирования и пр.
9. Принцип вариантности.Этот принцип вытекает из принципа вероятности. Сочетание вероятностей дает различные варианты отражения и понимания действительности. Вариантность исследования проявляется в разработке нескольких рабочих гипотез или разнообразных концепций на первом этапе исследования. Вариантность может проявляться и в выборе аспектов и методов исследования, различных способов моделирования явлений.