Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этапы научного исследования



Научное исследование – это процесс деятельности по получению научных знаний.

В ходе научных исследований взаимодействуют два уровня познания: эмпирический и теоретический. На первом уровне устанавливаются новые научные факты и выявляются эмпирические зависимости. На втором уровне создаются более совершенные теоретические модели действительности, позволяющие объяснить новые явления, находить общие закономерности, осуществлять прогнозирование изучаемых объектов.

В процессе научного исследования можно отметить следующие этапы:

1) возникновение идеи;

2) формулирование познавательной задачи;

3) изучение имеющихся знаний и методов, накопленных в данной области исследований;

4) формирование понятий и суждений;

5) выдвижение и теоретический анализ гипотез;

6) планирование, организация и проведение необходимых наблюдений и экспериментов;

7) анализ и обобщение полученных результатов и иных на­учных фактов;

8) построение теории и формулирование законов;

9) доказательство правильности гипотез и суждений;

10) выработка научных прогнозов.

Научная идея — это интуитивное объяснение явле­ния без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делает­ся вывод. Она базируется на уже имеющемся знании, но вскрывает ранее не замеченные закономерности. Свою специфическую материализацию идея находит в гипо­тезе.

Гипотеза — это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то в науке ее называют тео­рией или законом.

В процессе познания каждая гипо­теза подвергается проверке, в результате которой уста­навливается, что следствия, вытекающие из гипотезы, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, что данная гипотеза не противоречит никаким другим гипотезам, которые считаются уже доказанными.

Для подтверждения правиль­ности гипотезы необходимо убедиться не только в том, что она не противоречит действительности, но и в том,что она является единственно возможной и с ее помощью вся совокупность наблюдаемых явлений находит себе вполне достаточное объяснение. С накоплением новых фактов одна гипотеза может быть заменена другой лишь в том случае, если эти но­вые факты не могут быть объяснены старой гипотезой или ей противоречат. При этом часто старая гипотеза не отбрасывается целиком, а только исправляется и уточ­няется. По мере уточнения и исправления гипотеза пре­вращается в закон.

Закон − это внутренняя существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое закономерное разви­тие. Закон выражает определенную устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных объ­ектов. Закон, найденный путем догадки, должен быть логически доказан, только тогда он признается наукой.

Для доказательства закона наука использует суждения, которые были ранее признаны истинными и из которых логически следует доказываемое умозаключение. В редких случаях в равной мере оказываются доказуемыми про­тиворечивые суждения. В таких случаях говорят о воз­никновении парадокса в науке, что всегда свидетельст­вует о наличии ошибок в логике доказательства или не­состоятельности исходных суждений в данной системе знаний.

Парадокс в широком смысле — это утвер­ждение, резко расходящееся с общепринятым, устано­вившимся мнением, отрицание того, что представляется «безусловно правильным».

Парадокс в узком смысле — это два проти­воположных утверждения, для каждого из которых име­ются представляющиеся убедительными аргументы.

Парадоксальность является характерной чертой со­временного научного познания мира. Наличие парадок­сов становится свидетельством несостоятельности суще­ствующих теорий, требованием дальнейшего их совер­шенствования. Выявление и разрешение парадоксов стало обычным в совре­менной науке. Существуют два основных пути разре­шения научных парадоксов:

1) устранение ошибок в логике доказательств;

2) со­вершенствование исходных суждений в данной системе знаний.

В результате проработки и со­поставления с действительностью научная гипотеза мо­жет стать теорией.

Теория (от лат. theoreo—рассматриваю) — это система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Теория является духовным, мыслен­ным отражением и воспроизведением реальной действи­тельности. Она возникает в результате обобщения позна­вательной деятельности и практики. Теория - это обобщенный опыт в сознании людей.

Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, понятия, категории и фак­ты.

Под принципом в научной теории понимается самое абстрактное определение идеи (начальная форма систе­матизации знаний). Принцип — это правило, возник­шее в результате субъективно осмысленного опыта людей.

Исходные положения научной теории называются постулатами или аксиомами.

Аксиома (постулат) — это положение, которое берет­ся в качестве исходного, недоказуемого в данной теории, и из которого выводятся все остальные предложения и выводы теории по заранее фиксированным правилам. Аксиомы очевидны без доказательства. В современной логике и методологии науки постулат и аксиома обычно используются как эквивалентные.

Теория слагается из относительно жесткого ядра и его защитного пояса. В ядро входят основные принци­пы. Защитный пояс теории содержит вспомогательные гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Этот пояс опреде­ляет проблемы, подлежащие дальнейшему исследова­нию, предвидит факты, не согласующиеся с теорией, и истолковывает их так, что они превращаются в при­меры, подтверждающие ее.

Теория является наиболее развитой формой обобщен­ного научного познания. Она заключает в себе не толь­ко знания основных законов, но и объяснение фактов на их основе. Теория позволяет открывать новые законы и предсказывать будущее.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.