Цель и назначение, место, роль и структура курса «Исследование систем управления»
В современных условиях развития экономики качество решений, принимаемых в процессах управления, непосредственно зависит от исследовательского подхода к управлению, от умения изучать проблемы, определять их истоки и последствия. Менеджер сталкивается с проблемами не только в объекте управления, то есть в процессах развития фирмы, но и в процессе управления, совершенствование которого невозможно без исследовательской работы.
Дисциплина"Исследование систем управления" занимает одно из центральных мест среди дисциплин Госстандарта по специальности "Менеджмент" и входит в цикл общепрофессиональной подготовки. Ее назначение и цель состоит в следующем:
1. развить у студента творческие способности, перспективное мышление, привить интерес к исследовательской деятельности, мотивировать научный и новаторский подход к управлению;
2. дать знания и навыки практического исследования управления, анализа существующих ситуаций, опирающегося на предвидение и понимание будущего.
«Исследование систем управления» – это специальный курс, раскрывающий методологию и организацию проведения исследовательской работы в процессе управления. В нем рассматриваются специфика системы управления как предмета исследования, а также совокупность ее свойств, характеристик и особенностей. Данный курс не только формирует научное представление об исследовательской деятельности, но и содержит практические рекомендации по ее методологическому обеспечению, организации и планированию.
Дисциплина относится к циклу специальных, дисциплин и федеральному компоненту ООП. Курс «Исследование систем управления» опирается на целый ряд общеэкономических и методологических наук и дисциплин, но наиболее тесно связан с курсами управленческого цикла, такими как "Менеджмент", "Разработка управленческих решений", "Практический менеджмент", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент", "Управление персоналом" и пр.
Логика построения курса предполагает предварительное рассмотрение ключевых категорий, связанных с пониманием роли, значения и методологии исследовательской деятельности в управлении. Далее рассматриваются специфические методы исследования, наиболее эффективные при изучении систем управления. Курс также включает вопросы планирования, организации исследования, оценки и использования его результатов, разработки конкретных практических рекомендаций.
Роль исследования в практике управления
Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.
В современном управлении исследовательская деятельность должна занимать не менее 30% рабочего времени менеджера. Ему необходимо понимать как закрепить успехи или устранить причины неудач, и не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.
Исследование — это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы). В деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".
Нужно исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д. Возможна комбинация различных проблем.
Современный менеджер должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.
Таким образом, исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.). Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления.