Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления



В исследовании управления широкое распространение имеет метод экс­пертных оценок. Это объясняется сложностью многих проблем, их проис­хождением из "человеческого фактора", отсутствием надежных эксперимен­тальных или нормативных инструментов.

Экспертиза − это мнение, идея, решение или оценка, основанные на ре­ализации ценного опыта специалиста, глубоких знаниях предмета исследо­вания и технологиях качественного анализа.

В организации работы экспертов необходимо придерживаться следующих принципов.

1. Идеи, мнения и оценки должны укладываться в заранее подготовлен­ную схему, что позволяет делать их обобщение, сравнение, выделе­ние существенного и пр. Но схема не должна сковывать мысль и ограничивать фантазию, должна допускать и предполагать воз­можность ее модификации и дополнения.

2. Обработку экспертных заключений необходимо осуществлять не только в количественном обобщении, но и посредством качественного анализа, выделяя главное, существенное, важное, актуальное, ориги­нальное, новое и пр. Заключение экспертов может быть предметом экспертизы второго этапа.

3. Эксперты должны быть независимыми,т.е. освобождены от каких-либо организационных или концептуальных, а также психологичес­ких ограничений. В этом случае лучшим образом реализуются их опыт, знания, интуиция.

4. Работа экспертной группы должна быть целенаправленной. Понима­ние, зачем и почему проводится экспертиза, является важным элемен­том ее проведения. Во многих случаях необходима специальная подготовка экспертов, мобилизующая усилия и интел­лект.

5. Существуют различные формы организации работы экспертной груп­пы: либо каждый эксперт делает экспертизу индивидуально, потом результаты суммируются и систематизируются, либо эксперты рабо­тают коллективно, взаимодействуя друг с другом.

6. Возможна параллельная и многоэтапная работа нескольких эксперт­ных групп. Сопоставление экспертиз дает важную информацию.

Особой разновидностью экспертного метода, пользующейся большой по­пулярностью, является метод SWOT-анализа (получившего название по первым буквам четырех английских слов, которые в рус­ском переводе означают: Сильные и Слабые стороны, Возможности и Угро­зы). Суть метода заключается в том, чтобы идентифицировать факторы, разместить их таким образом, чтобы их концентрация подсказала пути решения проблемы, чтобы они стали управляемыми. В каждом квадранте факторы не обязательно должны обладать одинаковым весом, по они должны быть представлены в полной своей совокупности.

Заполненная матрица показывает реальное положение дел, состояние проблемы и характер ситуации. Это первый этап SWOT-анализа. На втором этапе необходимо провести сравнительный анализ сильных сторон и благоприятных возможностей, который должен показать, как использовать сильные стороны. Вместе с тем надо проанализировать и слабые стороны относительно существующих опасностей, который покажет вероятность и зону кризиса.

Существует множество модификаций метода SWOT-апализа. Например, широко распространен метод разработки и анализ целей SMART-метод (достижимость, конкретность, место и время). Метод предполагает последовательную оценку целей по совокупности критериев, расположенных в матричной форме, составление матрицы определения проблем.

Распределение проблем осуществляется по следующим критериям: существующая ситуация, желаемая ситуация, возможность достижения цели. Эти критерии характеризуют горизонталь матрицы. По вертикали рассматривают следующие критерии: определение проблемы, оценивание проблемы (количественные параметры), организация решения (кто, где, когда), затраты решение проблемы.

Такая матрица позволяет составить план исследований.

7. Метод исследования взаимодействия факторов

В исследовании управления, которое предназначено для согласования совместной деятельности людей и обеспечения интеграции применяется метод изучения взаимодействия факторов, определяющих поведение объектов, характер ситуаций, содержание проблем.

Любая проблема или ситуация может быть представлена в совокупности факторов ее проявления и существования. Все факторы находятся во взаимодействии, которое и раскрывает суть проблемы и подсказывает ее решение. Но не всегда эти взаимодействия заметны, понятны, структурированы и ранжированы в сознании исследователя, поэтому и необходимо определить состав и характер взаимодействий. На этом основан метод.

Его использование заключается в следующем. Необходимы четкое выде­ление факторов по определенным критериям и четкость в понимании взаи­модействия. Далее на этой основе строится матрица взаимодействий, которая должна показать картину существующих и возможных взаимодействий меж­ду различными факторами. Эти взаимодействия можно ранжировать по группам: взаимодействия существенные, несущественные, желательные, не­желательные, устойчивые, неустойчивые. Возможны другая градация взаимо­действий и количественная оценка их важности.

Составленная таким образом матрица может показать существующую картину, новые грани проблемы, возможные пути ее решения. Во многих случаях этот метод может быть весьма эффективным в исследовании управ­ления.

В системах управления таким методом можно исследовать взаимодейст­вия функций и звеньев системы управления, факторов повышения эффек­тивности или инновационного развития, взаимодействия ограничений в осу­ществлении стратегии, неформальные взаимодействия в процессах управле­ния и т. д.

ТЕМА 6. Формы планирования и организации исследования

1. Программа исследования: структура, разработка и содержание

Любое исследование начинается с составления его программы.

Програм­ма исследований — это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат. Очень близким к этому понятию является понятие плана. Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план − как органи­зующий фактор последовательного движения к цели. Программа разрабатывается на основе определения и осознания целей развития организации, оп­ределения проблем ее развития, выделения решающих проблем, продвигаю­щих развитие к цели кратчайшим путем.

Программа, как правило, состоит из следующих разделов:

1. Цель проведения исследований.

2. Содержание проблемы.

3. Ее актуальность и важность.

4. Парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования.

5. Обеспечение исследования ресурсами.

6. Предполагаемый результат и эффективность исследования.

Планирование исследования систем управления

Планирование исследования необходимо для расчета и определения организационных характеристик его проведения (формирование групп, установление функций, обязанностей, ответственности, взаимодействий и пр.), распределения используемых ресурсов в организационном и временном пространстве, ограничения времени, определения последовательности проведения исследовательских работ (этапов исследования) установления точек и методов контроля.

План исследованияэто комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий, веду­щих к полной реализации программы и разрешению проблемы.

Алгоритм — это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и воз­можности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

Основными принципами планирования исследования можно назвать сле­дующие:

1. Принцип конкретности формулирования заданий. План должен состо­ять из заданий, которые необходимо формулировать предельно кон­кретно и ясно, чтобы не требовалось дополнительных разъяснений и уточнений.

2. Принцип организационной значительности. План должен соответство­вать существующей организации деятельности исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для его успешного выполнения.

3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости.Нужно, чтобы задания соответствовали определенной трудоем­кости их выполнения.

4. Принцип интеграции деятельности. План должен учитывать необходи­мость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, исключать, по возможности, дублирование и конфликтные ситуации.

5. Принцип контролируемости. Все задания, показатели плана должны отвечать потребностям контроля его исполнения, система контроля должна быть заложена в план.

6. Принцип ответственности. План может включать графу ответственных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений.

7. Принцип реальности. План не может содержать заданий желательных, но маловероятных для исполнения. Реальность выполнения заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможностями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.

Разработка плана исследований является важным фактором успеха.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.