Существует большое число определений и классификаций систем управления, что определяется большим разнообразием объектов, целей, методов и технических средств управления. Базовой системой приемов, знаний и понятий, определяющей функции и основные параметры системы управления, является технология управления.
Технологией управления называют сочетание квалификационных навыков, способов, методов, приемов, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для решения проблемы, преобразований в материалах, информации или людях в процессе достижения поставленных целей.
Выделяют простые технологии управления, гибкие, информационные, интеллектуальные.
1. Простые технологии управления − это технологии, которые позволяют получить в процессе работы один заранее определенный результат.
2. Гибкие технологии управления позволяют получить один из ряда заранее определенных возможных результатов.
3. Информационные технологии управления позволяют в процессе работы на основе поступающей и имеющейся информации изменять набор возможных результатов.
4. Интеллектуальные технологии управления позволяют на базе известных знаний получать в процессе работы новые знания, с помощью которых можно менять, совершенствовать цели, задачи, методы для получения принципиально нового результата или синергетического эффекта большого роста эффективности функционирования.
По признаку глобальности сферы принимаемых управленческих решений выделяют централизованные и распределенные системы управления.
1. В централизованной системе управления решения принимаются одним лицом (в одном центре) и охватывают объект управления в целом. Положительными чертами такого управления являются высший уровень планирования, координации и контроля деятельности. Однако рост сложности, масштабов объекта управления приводит к ситуации, когда решения долго не принимаются по причине перегрузки лица или центра принятия решений, а также к увеличению длительности «цикла управления» из-за отдаленности места принятия решений от места их исполнения, что может вызывать резкое снижение эффективности управления.
2. Распределенная система управления характеризуется наличием ряда иерархически, функционально, структурно связанных центров принятия решений и ответственности в согласованных сферах управления деятельностью. «Распределение» затрагивает: декомпозицию целей и функций; права на принятие решений и распоряжение ресурсами; определение сфер ответственности и др. «Распределение» дополняют процедурами предварительного согласования и отчетности. Недостатками таких систем являются повышенные риски нарушения целостности при «распределении» и возникновения конфликтов уровней и элементов системы. В настоящее время большинство систем управления распределенные. Предметом при исследовании таких систем управления могут быть: оптимальность или рациональность распределения чего-то (целей, функций, ресурсов и т.п.); достаточность согласовании решений и быстродействия системы и т.д.
Системами управления снабжают сложные системы, которые от этого еще более усложняются и могут быть представлены как совокупностьобъекта управления (того, чем управляют) исубъекта - системы управления. Системой управления можно называть конкретный аппаратурный, нормативный, функциональный вариант реализации технологии, позволяющий решать конкретную проблему управления.
Системами управления считают системы, которые предназначены для такого воздействия на объект управления, которое переводит это объект в желаемое состояние и придает параметрам происходящих в нем процессов определенные количественные или качественные значения. Необходимые изменения в управляемом объекте (или процессе) управления производят под воздействиемуправляющих сигналов или воздействий.
Система управления включаетэлементы:
1. датчики информации о состоянии объекта управления;
2. подсистему сбора и передачи этой информации;
3. подсистему обработки и отображения этой информации;
4. подсистему выработки управляющих воздействий;
5. подсистему передачи управляющих воздействий (каналы);
6. исполнительные устройства.
По участию человека в принятии и реализации решений выделяютавтоматические (без участия человека) и автоматизированные (с участием человека)системы управления.
Если заранее предсказать все ситуации невозможно, то участие человека в системе управления становится необходимым. Поэтому большое распространение получилиавтоматизированные системы управления (АСУ) с распределением функций между человеком-оператором и техническими средствами (в основном вычислительными машинами).
Автоматизированная система управления - это человеко-машинная система, совокупность элементов, алгоритмов и действий человека, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления в различных сферах человеческой деятельности, а также разработку или выбор вариантов команд управления (действий по достижению желаемого результата), передачу и исполнение команд управления.
По степени автоматизации выделяют системы управления высокой степени автоматизации (до 40-70%), средней (до 10-40%) и низкой (менее 10%). Отличительной чертой АСУ и основой их технических средств является широкое использование вычислительной техники, устройств кодирования, передачи и приема данных, отображения информации и др.
По функциональному назначению выделяют АСУ плановых расчетов (АСПР); АСУ материально-технического снабжения (АСУ МТС), управления запасами, учетом и т.д.
По характеру объекта управления выделяют АСУ технологическим процессом (АСУ ТП), предназначенные для непосредственного управления технологическим процессом; автоматизированные системы организационного управления (АСОУ), предназначенные для управления коллективами людей в экономических и социальных системах; интегрированные АСУ, объединяющие несколько видов автоматизированных систем.
По характеру производственных процессов различают АСУП для предприятий с производством непрерывного типа; АСУП для дискретного (мелкосерийного и единичного) и непрерывно-дискретного (поточно-массового и крупносерийного) производства.
По физическому составу, содержанию объекта управления могут быть социальные, экономические, техногенные (конструкторские, технологические) АСУ.
Системы управления можно классифицировать и по ряду других признаков.
По месту в процессе управления в системе управления могут быть выделены подсистемы целеполагания, маркетинга, менеджмента. Подсистема управления целеполаганием «отвечает» за своевременную выработку и модификацию целей деятельности организационно-производственной системы фирмы.
По влиянию на оценку эффективности операции или системы могут быть выделены подсистемы управления доходом (системой продаж), издержками, рисками, запасами, ликвидностью, временем реализации процессов (системы контроллинга) и др.
Подсистема управления доходом (продажами) создается для максимизации продаж, наблюдения за отношением покупателей, брокеров, дилеров и своевременной их корректировки с использованием методов ценовой и неценовой конкуренции.
Подсистема управления издержками (затратами) призвана минимизировать издержки и обеспечить этим конкурентоспособность и возможность развития предприятия.
Подсистема управления рисками создается с целью их своевременного обнаружения, устранения (исключения источников), снижения (с использованием хеджирования, форвардных контрактов и др.), возмещения (через страхование), самострахования (через создание и управление резервами и запасами), или осознанного поглощения риска (то есть принятия его без дополнительных мер защиты).
Подсистема управления запасами создается с целью оптимизации размеров и своевременного пополнения запасов во избежание потерь от риска простоев по причине отсутствия материалов, запасных частей и др., а также их минимизации, так как необоснованный рост запасов снижает эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
Управление ликвидностью - это управление способностью активов организационно-производственной системы превращаться в денежные средства для покрытия требований, которые могут быть предъявлены.
Управление временемреализации и необходимость синхронизации процессов связаны с усложнением денежного, производственного и инвестиционного цикла предприятия, которое приводит к росту риска банкротства предприятия по причинам несогласованности этих циклов, несовпадения моментов и потоков требований и поступлений денежных средств. (контроллинг, разработка и использование сетевых графиков).
По принципу управления, используемому в системе, выделяют системы программного, адаптивного, ситуационного, социально-этического управления. Важно, что программное и адаптивное управление возможны в автоматическом режиме, а ситуационное и социально-этическое управление реализуют в автоматизированном режиме.
При программном управлении система выдает управляющие воздействия в соответствии в заложенной в нее заранее программой вне зависимости от складывающейся ситуации.
При адаптивном управлении сигналы вырабатывают в зависимости от уровня определенного «отклика», являющегося «обратной связью». Гибкость системы управления предусматривает не только ее адаптацию, но и живучесть.
При ситуационном управлении решения и управляющие воздействия основываются на анализе вариантов с учетом: текущего состояния, располагаемых вариантов действий, прогноза последствий. При этом открывается возможность учесть особенности конкурентной ситуации. Таким образом, принципы ситуационного управления акцентируют внимание и позволяют извлечь максимум выгоды для лица, принимающего решение, именно исходя из особенностей конкретных обстоятельств.
Принципы социально-этическогоуправления позволяют исключить недопустимое воздействие на не целевые элементы внешней среды, третьих лиц и др.
По признаку охвата ряда смежных областей деятельности выделяют неинтегрированные (простые) и интегрированные системы управления.
Интегрированные системы управления объединяют и автоматизируют деятельность в нескольких сферах. Такая интеграция подразумевает возникновение на базе этих систем новой системы, имеющей свои цели и функции. Интеграция создает эффектэмерджентности не сводимости свойств целого к свойствам отдельных его частей при различных вариантах композиции знаний.
Классификация по возможности выработки и использования при управлении новой информации позволяет выделить ординарные и интеллектуальные системы управления.
Ординарные системы управления не создают новых знаний. Интеллектуальные системы управления позволяют вырабатывать и использовать новую информацию для повышения эффективности и снижения рисков управления. Использование интеллектуальных систем управления позволяет «просчитывать» отдаленные последствия принимаемых решений.
С точки зрения эффективности расхода ресурсов интегрированные и интеллектуальные системы управления часто являютсясинергическими,т.е. обеспечивают непропорционально большое повышение целевой эффективности, снижение затрат, риска.
Системы управления могут быть рефлекторными или нерефлекторными. Рефлекторная система управления откликается на конкретное внешнее воздействие вполне определенным образом. Частным случаем рефлекторности является изотонность.Изотонным называют такое отображение внешнего воздействия системой, ее конструкцией, при котором большему воздействию соответствует большая ответная реакция.
Нерефлекторной является система управления, которая может неоднозначно реагировать на одно и то же внешнее воздействие. Это явление возникает: при потере стойкости системы или прочности элементов, при повреждениях, поражениях, отказах одного или ряда элементов, сильном стрессе человека как элемента системы управления.
В силу этого исследование систем управления должно иметь социально-экономический, социально-технический характер и базироваться как на математических, так и гуманитарных (социологических, мотивационных, психологических и др.) методах исследований.