Сущность метода экспериментирования заключается в создании необходимых для исследования условий деятельности и установлении на этой основе факторов, причин, свойств тех или иных явлений, в учете их в последующей деятельности.
Но так как исследование управления − это изучение деятельности человека, то виды эксперимента должны соответствовать нормам этики, а масштабы эксперимента могут быть ограниченными. При этом результаты, полученные в ходе эксперимента, не всегда можно распространить на более крупные масштабы управления.
В управлении могут быть эксперименты по распределению функций управления, системам мотивирования производительности, формам повышения квалификации персонала и т.д.
При разработке эксперимента особое внимание уделяется концепции исследования, которая должна обосновывать масштабы его проведения, цели, методическое и информационное обеспечение, ограничения и ожидаемый результат.
Одним из методов исследования является деловая игра. Считается, что деловая игра — это способ обучения, развития навыков и способностей выбирать и принимать управленческие решения, стимулирование коммуникаций, проявление и развитие творческих способностей, обмен опытом, мотивирование образовательной активности, позиционирование личности.
Однако деловая игра является также методом исследования посредством управленческого эксперимента. Практика доказывает эффективность данного такого метода экспериментирования, который применим анализа неизвестных и непонятных ситуаций, поиска новых решений, предвидения будущего, определения объективных тенденций развития и т.д.
Метод тестирования
Наиболее популярным в современных условиях методом исследования управления является метод тестирования.
Тест — это метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления.
Большую роль в исследовании при помощи тестирования играет конструкция теста. Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации. Оценки могут быть упрощенные (типа "согласен" — "не согласен") или шкалированные (типа "совершенно верно", "верно", "скорее верно, чем неверно", "трудно сказать", "скорее неверно, чем верно", "неверно", "совсем неверно"). Шкала может иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или выбора степени согласия.
Существуют следующие правила формулировки высказываний:
1. Высказывания должны быть короткими, не более одного придаточного предложения.
2. Высказывания должны быть понятны для всех без исключения исследуемых.
3. В высказываниях не должно быть намека на правильный, одобряемый или ожидаемый ответ.
4. Структурированные ответы по каждому из высказываний желательно иметь с одним и тем же числом альтернатив (не менее 5 и не более 11).
5. Тест не может состоять целиком из предложений, в которых высказываются только позитивные или только негативные суждения.
6. В каждом высказывании теста следует утверждать что-нибудь одно.
При составлении теста необходимо учитывать его основные характеристики: надежность и валидность.
Надежность — связана с точностью, определяющей возможность измерения, перевода в количественные показатели. Надежность определяется целью, задачами и характером тестового исследования, качеством высказываний.
Существуют следующие приемы проверки надежности тестов:
Валидность тестов— это способность отражать и измерять то, что он должен отражать и измерять по замыслу, целям. Валидность теста может быть проверена посредством сравнительной оценки результатов, полученных другими методами, или экспериментом формирования различных групп тестируемых, можно проверить валидность по содержанию теста, проанализировав каждое его высказывание.
В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов (в том числе времени), уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и пр.