Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подростковый возраст/отрочество



Анализ подросткового возраста – одна из самых спорных проблем возрастной психологии. Неоднозначно толкуется содержание ведущей деятельности, перечень новообразований. Единство мнений исследователей состоит лишь в том, что подростковый возраст – это период наиболее интенсивного развития личности.

Обычно этот период соотносится с возрастом от 10-11 до 14-15 лет. Способность к рефлексии направляется на самого себя. Основные психологические потребности ребёнка – стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости («эмансипации»).

Для подростков характерны неустойчивость настроения, противоречивость, ранимость, депрессивные переживания. Важнейшим новообразованием является чувство взрослости. Появляется выраженный интерес к своей внешности. Интенсивно усваиваются формы поведения, связанные с половой принадлежностью.

«Чувство взрослости» – это психологический симптом начала подросткового возраста, «новообразование сознания» (Д. Б. Эльконин). Это период полового созревания, появления полового влечения.

В примитивных культурах подростковый кризис и связанные с ним проблемы отсутствуют, т. к. в этих культурах нет поляризации поведения взрослого и ребёнка, переход к статусу взрослого переходит постепенно, что опровергает гипотезу о биологической обусловленности кризиса полового созревания. Главные причины – социальные: период учёбы в индустриальном обществе затягивается. Социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания.

Подростковый возраст характеризуется как возраст завышенных притязаний: не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят подростка к многочисленным конфликтам с окружающими и протестному поведению. Ведущей деятельностью остаётся учебная, но в психологическом плане она отступает на второй план.

Д. Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей в этом возрасте является общение со сверстниками. Если ребёнок не может занять своего места в системе общения ровесников, он «уходит» со школы и психологически, и часто буквально. В интимно-личном общении со сверстниками усваиваются моральные нормы и ценности.

Согласно точке зрения Д. И. Фельдштейна, ведущей деятельностью подросткового возраста является общественно-полезная, социально признаваемая и одобряемая деятельность. По мнению исследователя, групповой характер общения преобладает в том случае, если социально значимая деятельность отсутствует.

Переходность психики подростка состоит в том, что сохраняется склонность к реакциям, присущим для детей помладше:

  1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения – в отказе от общения, домашних обязанностей, учёбы.
  2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому – прогулах, побегах, нелепых поступках.
  3. Реакция имитации. Объектом для подражания становится взрослый, соответствующий представлению подростка об идеале – любимый актёр, музыкант.
  4. Реакция компенсации. Несостоятельность в одной области компенсируется успехами в другой. В качестве компенсации могут быть выбраны асоциальные поступки.
  5. Реакция гиперкомпенсации. Она обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой обнаруживается наибольшая несостоятельность.

Собственно подростковые реакции:

  1. Реакция эмансипации – стремление к самостоятельности, к освобождению от опеки взрослых.
  2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагополучному поведению членов семьи.
  3. Реакция группирования. Стремление к формированию спонтанных подростковых групп с определённым стилем поведения.
  4. Реакция увлечения (хобби-реакция). Увлечение спортом, азартные игры больше характеризуют мальчиков; участие в самодеятельности, увлечения одеждой, литературой, музыкой, изобразительным искусством больше наблюдаются у девочек.
  5. Реакции, обусловленные формирующимся половым влечением – повышенный интерес к половым проблемам, ранняя половая жизнь.

Важным направлением психического развития является формирование стратегий или способов преодоления проблем. Эти способы могут быть конструктивными и неконструктивными.

Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление трудностей, а именно:

  • достижение цели своими силами;
  • обращение за помощью к другим людям (родителям, друзьям, специалистам);
  • тщательное продумывание путей решения проблемы;
  • изменение своего отношения к проблеме;
  • изменения в самом себе («нужно искать причины в себе»).

Неконструктивные способы решения проблем направлены не на причину, а на уход от проблемы. Это:

  • формы психологической защиты («не обращать внимания», «ничего не предпринимать»);
  • импульсивное поведение («хлопнуть дверью», «закатить истерику»;
  • агрессивные реакции.

Познавательное развитие характеризуется тем, что формируется теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление.

Л. С. Выготский считал проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» и выделял несколько групп интересов («доминант»):

  • «эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности);
  • «доминанта дали» ( бóльшая значимость отдалённых событий, чем текущих);
  • «доминанта усилия» (тяга к преодолению, к волевому усилию);
  • «доминанта романтики» (стремление к риску, к приключениям).

Почему в этом возрасте так важны жизненные цели, выходящие за пределы текущих интересов?

Представление о себе самом («Я-концепция») – центральное новообразование старшего подросткового возраста. Многие переживания, связанные с отношением к себе как личности, отрицательные. Поэтому так важно учить подростка находить в себе сильные стороны [15:242-261].

Именно в подростковом возрасте могут состояться первые «дебюты» с пробами алкоголя и табака. Подростка толкают к этому и стремление следовать «моде», и поиски сомнительной романтики, но чаще всего – стремление к самоутверждению любой ценой, в частности, когда не удаётся самоутвердиться в чём-то значительном: в учёбе, в общении, в общественно значимой деятельности, в спорте. Подростковый возраст – пора активного взросления. Значит, нужно помочь подростку стать взрослым, но в чём-то положительном, посредством формирования истинной, а не ложной системы ценностей.

Юность

Граница между подростковым возрастом и юностью условна. В одних схемах периодизации возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, в других – относят к юности.

Юность – пора взросления. Многие исследователи сходятся на том, что отнесение к юности связано со специфическим задачами развития. Р. Хавигхерс в период взросления выделил такие задачи развития:

  • принятие собственной внешности;
  • усвоение мужской или женской роли;
  • установление более зрелых отношений с противоположным полом;
  • завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
  • подготовка к профессиональной карьере;
  • подготовка к браку и семейной жизни;
  • формирование социально ответственного поведения [15:263-264].

В юности происходит принципиальное изменение в размышлениях о будущем. Теперь предметом обдумывания становится не конечный результат, а пути и способы достижения. Ведущей деятельностью признаётся учебно-профессиональная (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев). И. В. Дубровина считает, что о профессиональном самоопределении говорить ещё рано, что в старших классах формируется лишь готовность к самоопределению, т. е. к участию в общественно полезном труде.

В интеллектуальном развитии преобладает формально-логическое и операциональное мышление. Интерес к учёбе в старших классах повышается.

Складывается более реалистичная Я-концепция. Положительная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказываются на постановке перспективных целей и стремлении к их достижению. Отрицательная Я-концепция приводит к пассивности, одиночеству, деградации, асоциальному поведению.

Юность – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Это период расцвета умственной деятельности, жизненных планов и ценностных ориентаций [15:261-282]. Вырабатываются научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические ориентации, появляется заинтересованное, личностное отношение к смыслу жизни.

Юность – противоречивая пора. Ощущение расцвета физических и интеллектуальных сил создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие. Но юности свойственны и противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания.

Юношеская эмоциональность часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью оценок, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом. Это отражение собственного морального поиска, стремление критически осмыслить «азбучные истины» и уже потом принять их как свои.

В трезвенном воспитании юность – благоприятная пора. Если юноше, девушке удалось к этому возрасту сохранить естественную трезвость, то им уже проще объяснить, для чего нужно оставаться трезвым. Ведь они мечтают о будущей карьере, любви, счастливой семейной жизни. Трезвый выбор, сделанный в юности – это устойчивый выбор.

К сожалению, если в детском и подростковом возрасте естественная трезвость была сломлена (как правило, в современной России это происходит через приобщение к пиву и табаку), то воспитать трезвое отношение к жизни уже гораздо труднее. Кроме того, к пиву и табаку нередко присоединяются наркотики.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.