Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обзор отечественных и зарубежных источников



Авторским коллективом Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования сформулированы основные принципы работы по предупреждению химических зависимостей в конкретном образовательном учреждении:

  1. Принцип комплексности подразумевает согласованные действия педагогов, психологов, медиков.
  2. Принцип системности, непрерывности и преемственности подразумевает, что профилактическую работу следует проводить не от случая к случаю, а встраивать в общую систему учебно-воспитательной работы, определяемую программой и календарными планами.
  3. Принцип научно-методической обоснованности определяет необходимость планирования и проведения всей профилактической работы в соответствии с рекомендациями специалистов, основываясь на данных науки и проверенной временем практики.
  4. Принцип валеологической направленности состоит в том, что предупреждение конкретных форм зависимости следует рассматривать как один из элементов приобщения школьников к трезвому здоровому образу жизни.
  5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Забота о здоровье учащихся проявляется на двух уровнях – содержательном и процессуальном. Первый определяется созданием условий для таких взаимоотношений – включением вопросов здоровья в содержание учебных программ; второй – обеспечением здоровьесберегающего результата в процессе обучения. Задача школьника – в обретении компетенции для грамотной заботы о своём здоровье. Задача учителя – содействовать ему в этом стремлении.
  6. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся – темперамента, особенностей характера, уровня интеллектуального и культурного развития, обучаемости, социального окружения.
  7. Принцип медико-психологической компетентности учителя. Соблюдение этого принципа следует обеспечить введением соответствующих учебных курсов в программы педагогических вузов и курсы повышения квалификации учителей.
  8. Принцип приоритета положительных воздействий над отрицательными. Это – важнейший принцип отечественной педагогики. Главное внимание следует уделять разговорам не о вреде наркотиков, а о преимуществах трезвой, безнаркотической жизни.
  9. Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье как частный случай ответственности за своё поведение вообще [11:36-38].

Glinn T. J. (1989) сформулировал восемь основных положений (принципов) профилактической школьной антикурительной программы:

  1. Антикурительные мероприятия в школе должны длиться не менее двух лет, по 5 занятий в 6-8 классах;
  2. Программа должна привлекать внимание к социальному воздействию, обучать методам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения.
  3. Программа должна осуществляться в переходный период от младшего школьного возраста к среднему.
  4. Необходимо активно привлекать школьников к антитабачным мероприятиям.
  5. Поощряется вовлечение в них родителей.
  6. Учителя должны быть соответствующим образом подготовлены.
  7. Программа должна учитывать культурные особенности популяции [11:41].

В зарубежных источниках называют такие принципы, как:

  • учёт уровня воспитанности, что предполагает диагностический подход;
  • системность – учёт в собриологической работе совокупности причин, факторов и мотивов, определяющих рискованное поведение, связанное с употреблением ПАВ;
  • проблемная адекватность – максимальное отражение в содержании материалов и методических приёмов реальных жизненных проблем, актуальных для конкретной возрастной группы, имеющих непосредственное отношение к возможному приобщению к ПАВ;
  • когнитивная адекватность – максимальное отражение в содержании материалов и методических приёмов особенностей возрастной психологии восприятия. В юношеском возрасте в числе особенностей восприятия информации следует назвать критичность, максимализм, эмоциональность;
  • социально-культурная и наркологическая адекватность – учёт свойственных именно данной культуре форм поведения и общения, включая ритуалы употребления конкретных веществ; учёт форм потребления, действующих механизмов вовлечения, особенностей «народного» отношения к потреблению АТН;
  • обязательный альтернативный выигрыш – побуждение к выбору в пользу трезвого поведения. Нужно говорить о том, какие преимущества даёт трезвая жизнь для подростков и молодёжи самым важным является то, что они выиграют сегодня, сейчас;
  • аксиологичность – опора на ценностное восприятие действительности; пропаганда моды на здоровый трезвый образ жизни: быть трезвым и некурящим выгодно.

В Российском Федеральном Государственном образовательном стандарте второго поколения (ФГОС) предусматривается и Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Указывается, что разработка программы должна строиться на основе принципов:

  • научной обоснованности;
  • последовательности;
  • возрастной и культурной адекватности;
  • информационной безопасности;
  • практической целесообразности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.