Авторским коллективом Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования сформулированы основные принципы работы по предупреждению химических зависимостей в конкретном образовательном учреждении:
Принцип комплексности подразумевает согласованные действия педагогов, психологов, медиков.
Принцип системности, непрерывности и преемственности подразумевает, что профилактическую работу следует проводить не от случая к случаю, а встраивать в общую систему учебно-воспитательной работы, определяемую программой и календарными планами.
Принцип научно-методической обоснованности определяет необходимость планирования и проведения всей профилактической работы в соответствии с рекомендациями специалистов, основываясь на данных науки и проверенной временем практики.
Принцип валеологической направленности состоит в том, что предупреждение конкретных форм зависимости следует рассматривать как один из элементов приобщения школьников к трезвому здоровому образу жизни.
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Забота о здоровье учащихся проявляется на двух уровнях – содержательном и процессуальном. Первый определяется созданием условий для таких взаимоотношений – включением вопросов здоровья в содержание учебных программ; второй – обеспечением здоровьесберегающего результата в процессе обучения. Задача школьника – в обретении компетенции для грамотной заботы о своём здоровье. Задача учителя – содействовать ему в этом стремлении.
Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся – темперамента, особенностей характера, уровня интеллектуального и культурного развития, обучаемости, социального окружения.
Принцип медико-психологической компетентности учителя. Соблюдение этого принципа следует обеспечить введением соответствующих учебных курсов в программы педагогических вузов и курсы повышения квалификации учителей.
Принцип приоритета положительных воздействий над отрицательными. Это – важнейший принцип отечественной педагогики. Главное внимание следует уделять разговорам не о вреде наркотиков, а о преимуществах трезвой, безнаркотической жизни.
Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье как частный случай ответственности за своё поведение вообще [11:36-38].
Glinn T. J. (1989) сформулировал восемь основных положений (принципов) профилактической школьной антикурительной программы:
Антикурительные мероприятия в школе должны длиться не менее двух лет, по 5 занятий в 6-8 классах;
Программа должна привлекать внимание к социальному воздействию, обучать методам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения.
Программа должна осуществляться в переходный период от младшего школьного возраста к среднему.
Необходимо активно привлекать школьников к антитабачным мероприятиям.
Поощряется вовлечение в них родителей.
Учителя должны быть соответствующим образом подготовлены.
Программа должна учитывать культурные особенности популяции [11:41].
В зарубежных источниках называют такие принципы, как:
учёт уровня воспитанности, что предполагает диагностический подход;
системность – учёт в собриологической работе совокупности причин, факторов и мотивов, определяющих рискованное поведение, связанное с употреблением ПАВ;
проблемная адекватность – максимальное отражение в содержании материалов и методических приёмов реальных жизненных проблем, актуальных для конкретной возрастной группы, имеющих непосредственное отношение к возможному приобщению к ПАВ;
когнитивная адекватность – максимальное отражение в содержании материалов и методических приёмов особенностей возрастной психологии восприятия. В юношеском возрасте в числе особенностей восприятия информации следует назвать критичность, максимализм, эмоциональность;
социально-культурная и наркологическая адекватность – учёт свойственных именно данной культуре форм поведения и общения, включая ритуалы употребления конкретных веществ; учёт форм потребления, действующих механизмов вовлечения, особенностей «народного» отношения к потреблению АТН;
обязательный альтернативный выигрыш – побуждение к выбору в пользу трезвого поведения. Нужно говорить о том, какие преимущества даёт трезвая жизнь для подростков и молодёжи самым важным является то, что они выиграют сегодня, сейчас;
аксиологичность – опора на ценностное восприятие действительности; пропаганда моды на здоровый трезвый образ жизни: быть трезвым и некурящим выгодно.
В Российском Федеральном Государственном образовательном стандарте второго поколения (ФГОС) предусматривается и Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Указывается, что разработка программы должна строиться на основе принципов: