Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тест. 14 Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «в».



a) Круглый;

b) круг;

c) круглого;

d) ого-го-го.

Тест 15. Какое из значений соответствует слову кредо:

a) система взглядов;

b) точка зрения, мнения;

c) правило, принцип;

d) то, что принадлежит только одному лицу.

Тест 16. Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «х».

a) Бог;

b) стог;

c) враг;

d) грог.

Тест 17. Найдите ряд, в котором сочетания чн и шн служат для различения значения слов.

a) Калачный – калашный.

b) Двуручный – двурушный.

c) Ильинична – Ильинишна.

d) Кузьминична – Кузьминишна.

Тест 18. Отметьте рассуждение, являющееся верным при анализе пары слов: опёка – опека.

a) Оба слова соответствуют литературной норме;

b) оба слова не соответствуют литературной норме;

c) правильной является форма опёка;

d) правильной является форма опека.

Тест 19. Какое из значений соответствует слову плеяда:

a) группа выдающихся деятелей на каком-либо поприще одной эпохи;

b) группа выдающихся деятелей;

c) категория людей;

d) группа единомышленников.

Тест 20. В каком ряду ударение в словах расставлено верно:

a) договор, добыча, мизерный, квартал;

b) сливовый, грушевый, некролог, приговор;

c) коклюш, плавление, мышление, обнаружение;

d) дремота, ломота, глухота, доброта,


Тема 5

Лексические нормы

Лексические нормы, или нормы словоупотребления – это

ª правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значе­нию или по форме,

ª употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в языке,

ª уместность его использования в той или иной ситуации.

Соблюдение лексических норм — важнейшее условие правиль­ности речи.

Правильный выбор слова и употребление его в нужном зна­чении всегда позволяют точно выразить содержание, смысл вы­сказывания. К примеру, если абитуриент в сочинении пишет: «Катерина - героиня с тонкой архитектурой души», - то о под­линном смысле этого высказывания мы можем только догады­ваться. Слово «архитектура» толкуется в словаре как «строитель­ное искусство; стиль постройки». Попытка использовать данное слово в несвойственном ему переносном значении нарушает нор­му словоупотребления, приводит к ошибке.

Овладение нормами словоупотребления происходит на про­тяжении всей жизни человека, ведь словарный состав языка включает по данным, например, Словаря русского литературного языка в 17-ти томах (Большого академического) 120480 слов. И это далеко не полный объем лексики, к тому же лексики только литературного языка.

Лексическая система постоянно развивается, пополняется новыми, в том числе заимствованными словами. Она плохо под­дается формализации и унификации. Вот почему невозможно дать список трудных случаев реализации норм словоупотребле­ния, какой-то свод правил. Обращение к толковым словарям, вдумчивое чтение художественных и других текстов способст­вуют расширению вашего лексического запаса, развитию языко­вого чутья.

Обратите внимание на некоторые рекомендации, которые помогут вам добиться лексической правильности речи.

1. Помните о необходимости точного понимания значения слова, в случае затруднения обращайтесь к толковым словарям или ищите замену данного слова известным вам эквивалентом. Абитуриент, написавший в сочинении: «Он прозябал вечерами в театре», - явно не знал точного значения слова «прозябать» - вести жалкую, бессодержательную, бесцельную жизнь

2.Необходимо учитывать, что неправильное словоупотребление может быть связано с неразличением оттенков значения
синонимов, то есть слов близких, но не одинаковых по смыслу. К
примеру, употребление слова обширный в контексте: «Остается
удивляться его обширной (вместо большой) любви" является
неправильным, так как прилагательное «обширный» синонимич­но прилагательному «большой» при обозначении размера, вели­чины (большая территория, обширная территория), но не при обозначении силы чувства.

Полезно обращаться к специальным словарям синонимов. Так, в "Словаре синонимов русского языка" З.Е. Александровой слово обширный приводится в качестве синонима к прилагатель­ному большой с соответствующими уточнениями: обширный – большой по объему.

3. Нельзя забывать и о таком явлении, как многозначность
слова.
Многие слова в языке обладают этим свойством, то есть
способностью употребляться в разных значениях. Разные значе­ния слов приводятся в толковых словарях: первым указывается
основное(его еще называют прямым, первичным, главным), а потом - производные от него (переносные, вторичные).

Например, глагол касаться имеет основное значение «дот­рагиваться до кого - или чего-нибудь» и два переносных, вторич­ных значения – «иметь отношение к кому - или чему-нибудь» (Это тебя не касается); «затрагивать какой-нибудь вопрос в из­ложении» (касаться темы, проблемы, вопроса).

Слово, взятое изолированно, вне контекста, воспринимается в своем основном значении, производные же значения выявляют­ся только в сочетании с другими словами.

4. Помните, что многозначное слово может иметь разную
лексическую сочетаемость, то есть способность соединяться по
смыслу с другими словами. В языке запрет на сочетание слов
друг с другом накладывается в первую очередь присущими им
значениями, а также традицией употребления, исторически сло­жившейся нормой. Например, слово круглый в своем основном
значении – «имеющий форму круга» соединяется со словами
стол, коробка, лицо и т.п. Но, выступая в значении «весь, целый, без перерыва (о времени)», слово круглый сочетается лишь с су­ществительными год, сутки, а в значении «полный, совершен­ный» - с такими, как невежда, отличник, сирота.

Нарушение лексической сочетаемости часто возникает в ре­чи.

Примеры из сочинений абитуриентов: «производить особый интерес на читателя» (вместо «производить впечатление» или «вызывать интерес»), «применять в своих произведениях народ­ное творчество» (вместо «обращаться в своих произведениях к народному творчеству»), «носить символический образ» {вместо «иметь символическое значение»).

В отдельных случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается закрепление слова в устойчивых вы­ражениях. Устойчивые сочетания (потому они так и называются) имеют вполне определенные связи, разрушать которые нельзя: уделять внимание или придавать значение, а не «уделять значе­ние»; играть роль или иметь значение, а не «играть значение»; выражать протест, а не «делать протест». Вот почему ошибоч­ны следующие употребления:

Нравственным проблемам сейчас уделяется большое значе­ние. Роман сыграл большое значениев жизни Пушкина. Идя на свидание, Катерина делает открытый протест темному царству.

5. Следует учитывать существование в языке паронимов (от греч. para рядом + onoma - имя),то есть похожих, созвучных однокоренных слов с разными значениями, и парономазов,то есть разнокорневых слов, далеких по значению, но сходных по звучанию. Например, одеть и надеть, экономичность и экономность (паронимы); приучать и приручать (парономазы). Наличие сход­ства звукового облика создает дополнительные трудности при выборе слова, если значение его вы знаете лишь приблизительно.

Отсюда такие нарушения норм словоупотреблений, как мо­нограмма вместо монография в следующем высказывании: «Это мысль, достойная по глубине целой монограммы» (монограмма – это «вязь из двух или более букв», монография – «научное иссле­дование, посвященное одному вопросу, теме»). Ведущий одной из радиопрограмм упот­ребил даже слово пария вместо пассия: «Он просит исполнить для своей парии песню». Достаточно обратиться к толковому словарю, например, С.И.Ожегова, чтобы выяснить, что пария – это «отверженное, бесправное, угнетаемое существо», а потому это слово вряд ли подходит для обозначения любимой девушки. Скорее всего подразумевалось слово пассия – «предмет любви, страсти».

6. Будьте внимательны при употреблении слов, недавно вошедших в наш обиход (неологизмов), а особенно лексики ино­язычного происхождения. Использовать заимствованные слова без особой необходимости вообще не следует, а уж тем более, ес­ли значение слова вам не совсем понятно. Вряд ли можно считать правильным, например, употребление слова вернисаж в следующем контексте: «Ежедневно вернисаж картин этого художника посещает не менее ста человек». Обратившись к словарю С.И. Ожегова, нетрудно выяснить, что вернисаж – «этоторжест­венное открытие художественной выставки», которое никак не может проводиться ежедневно. Из словаря иностранных слов можно почерпнуть сведения о происхождении этого слова, кото­рые помогут лучше запомнить его значение: «вернисаж (фр. vernissage букв. лакировка) - торжественное открытие художест­венной выставки (первонач. – день покрытия картин лаком перед открытием выставки)». Вполне уместно было бы заменить в на­шем предложении слово вернисаж словом выставка.

7. Избегайте в речи смысловой избыточности. При употреб­лении лишних по смыслу слов возникают так называемые плеоназмы(от греч. pleonasmos переизбыток) – речевое излишество, вкрапление в речь слов, ненужных с чисто смысловой точки зре­ния, частичное совпадение значений слов, образующих словосо­четание: моя автобиография (авто = мой), самый лучший (луч­ший = самый хороший), памятный сувенир (сувенир = подарок на память), совместное сотрудничество (сотрудничество - совме­стная работа), прейскурант цен (прейскурант - справочник, пере­чень цен).

Несоблюдение норм приводит к ошибкам и курьезам.

Напри­мер, в одном из исследований приводится перевод слов русской песни: «И кто его знает, чего он моргает...»: «Никто не знал, что у него с глазом».

К лексическим нормам относятся и правила употребления фразеологических оборотов. Фразеологизм – это неделимое, целостное по своему значению устойчивое сочетание слов, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Его ещё называют идиомой, или устойчивым сочетанием слов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.