Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Язык как знаковая система



Федеральное агентство по образованию

Тольяттинский государственный университет

 

О.Г. Каменская, Р.А. Кан, Е.Т. Стрекалова

Русский язык и культура речи

Учебно-методическое пособие

Для самостоятельной работы учащихся

 

Тольятти – 2008


УДК 811.161.1 (075.3)

ББК 81.2 Рус

К 18

 

Каменская, О.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие / О.Г. Каменская, Р.А. Кан, Е.Т. Стрекалова. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 172 с.

 

 

Учебно-методическое пособие по курсу «Русский язык и культура речи» предназначено для учащихся. Весь курс разделен на 3 раздела. К каждой теме даны краткие теоретические сведения, вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы и обучающие тексты.

 

 

© О.Г. Каменская, Р.А. Кан, Е.Т. Стрекалова, 2007

© Тольяттинский государственный университет, 2007

 

Условные обозначения

Лекционный материал

Занимательный материал.

Дополнительная информация к размышлению.

Использованная литература

Вопросы для самопроверки

Тестовый материал для самоконтроля

Задания для самостоятельной работы

Обратись к словарю! Работа со словарем.

Обрати внимание! Важный материал.

РАЗДЕЛ 1

Тема 1

Язык как знаковая система

В современную эпоху, требующую получения и обработки боль­шого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессио­нальной деятельности требуются навыки владения устной и пись­менной речью.

Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особен­но в деловом мире.

Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изло­жить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.

Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной дея­тельностью, часто не имеют представления о специфике обще­ния, его этических нормах, речевом этикете, не следуют прави­лам создания оригинального текста, в том числе документа.

Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, вхо­дящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».

Реальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др. Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры.

За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его разви­тия, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.

Одна из иностранных фирм специально разработала и выпус­тила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.

Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, пото­му что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похоже на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».

Известный русский ученый Д.С. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности... Если чело­век точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, зна­чит, он определил ее суть».

Что же представляет собой язык?

Язык — это система знаков и способов их соединения, он слу­жит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и являет­ся средством общения.

С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.

Колумбийский писатель Габ­риель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли на­звать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вме­сте с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность на­звать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.

Русский язык (как и любой другой язык) представляет собой систему. Система (от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение)- объединение элемен­тов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система:

ª состоит из множества элементов;

ª элементы находятся в связи друг с другом;

ª элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо опреде­лить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.

Язык состоит из единиц:

§ звук;

§ морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

§ слово;

§ фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);

§ свободное словосочетание;

§ предложение (простое, сложное);

§ текст.

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные еди­ницы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

 

Единицы языка Уровни языка Разделы языкознания
Звуки, фонемы Фонетический Фонетика
Морфемы Морфемный Морфемика
Слова Лексический Лексикология
Формы и классы слов Морфологический Морфология
Предложение Синтаксический Синтаксис

Язык – знаковая система. Уже в давние времена исследователи рассматривали единицы той или иной сис­темы как знаки, несущие информацию. Знаковостью обла­дает все, что нас окружает: природа, человек, животное, машина.

Существует два типа знаков:

§ естественные (знаки-признаки);

§ искусственные (знаки-информанты).

Искусственные знаки можно заменить, усовершенствовать,так как сами они создаются искусственно в соответствии с потребностями практики. Но и естественный язык, постоянно развиваясь как живой организм, меняется под влиянием науки, быта, прогресса. Особенностью естественного языка является избыточ­ность лексики (в русском языке - 83-72%, английском – 84-79%), произвольность (конвенциональность), синонимия, полисемия.

Без языка невозможно человеческое общение, а без общения не может быть общества, не может быть полноценной личности. Всем известны случаи, когда дети, оказываясь в положении Mayгли, росли вне человеческого общества. Вернувшись к людям, они не умели говорить, правильно передвигаться, вести себя в общении с другими людьми и с трудом обучались самым простым на­выкам. Следовательно, одна из основных функций языка коммуникативная.Без языка не может быть мышления, т.е. осознания человеком себя как личности и освоения действительности. А это означает, что языку свойственна когнитивная функция. Язык помогает сохранить и передать информацию. В письмен­ных памятниках, устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителей языка. Это аккумулятивнаяфункция языка. Кроме того, язык выполняет эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции) и волюнтативную (функцию воздействия). Не чужда языку и эстетическая функция – мы получаем удовольствие от звучания стихотворных строк, красивых эпитетов.

Таким образом, основные функцииязыка:

ª коммуникативная;

ª когнитивная (познавательная);

ª аккумулятивная;

ª эмоциональная;

ª волюнтативная;

ª эстетическая.

Русский язык – язык русской нации. Нация (лат. племя, народ) - исторически сложившаяся общность людей, складываю­щаяся в процессе формирования общности их территории, эко­номических связей, литературного языка, особенностей культу­ры и характера.

Национальный язык – социально-историческая катего­рия, которая обозначает язык, являющийся средством об­щения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной (Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998).

Национальный русский язык неоднороден по своему составу, так как им пользуются люди разного социального положения, уровня культуры, возраста и рода занятий.

Выделяются следующие формысуществования общенародного языка:

ª просторечие;

ª диалекты;

ª жаргоны;

ª литературный язык.

Одна из форм национального русского языка – просторечие, набор языковых средств просторечия нарушает нормы литературного языка. Просторечие включает в себя языковые явления (сло­ва, грамматические формы, обороты, особенности произноше­ния), которые употребляются для грубоватого, сниженного вы­ражения мысли. Просторечие не имеет прикрепления к какому-либо географическому месту, социальной группе. Это речь носителей национального языка, недостаточно владеющих лите­ратурными нормами и не осознающих различия между литера­турными и нелитературными нормами.

Просторечными считаются:

v в фонетике:шофер, положить, приговор; ридикулит, колидор, резетка, друшлаг;

v в морфологии: мой мозоль, с повидлой, делов, на пляжу, шофера, бежат, ляжь, ложи;

v в лексике: подстамент (вместо постамент), полуклиника (вместо поликлиника).

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» один из героев говорит: «А он попросту соврал. Поздравляю Вас, гражданин, соврамши» или в другом произведении Булгакова - «Собачье сердце»: «Котяра проклятый лампу раскокал».

Территориальные диалекты – формы языка, употребляющиеся на определенной территории. Это архаичные и естественные формы языка, существующие только в устной речи. В рус­ском языке выделяют три диалекта: южнорусский, среднерусский, севернорусский. У каждого из них свои фонетические, лексические, грамматические особенности.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

***

И над миром с незримой лестницы,

Оглашая поля и луг,

Проклевавшись из сердца месяца,

Кукарекнув, взлетит петух.

Сергею Есенину, уроженцу села Константинова Рязанской губернии, как и всем жителям юга России, было свойственно произношение на месте литературного взрывного [г] другого особого звука – щелевого [γ], который на конце слова заменяется на [х]. Поэтому Есенин и рифмовал слова сме[х] и сне[х], лу[х] и пету[х]. В литературном произношении подобная рифма будет неточной: сне[х] – сне[к], лу[к] – пету[х].

Жаргон (арго) – это речь людей, объединенных общей про­фессией или составляющих обособленные группы по какому-либо признаку: социальному, возрастному, по интересам. Существуют молодежный жаргон, криминальный, жаргон болельщиков, кол­лекционеров и др. Жаргон – это язык тайны, он известен только узкому кругу причастных.

Журнал «Студент» (2002 г.) опубликовал слова молодежного сленга: «вырубаться», находиться в «отрубе» — за­сыпать, переставать ощущать реальность; «зацепить» — купить, взять, схватить; «каштан», «парафин» — все, что не нравится. Газета «Аргументы и факты» (№ 3/37, 2002) привела свои при­меры: «баклан» — глупый, занудный человек; «бабло» - деньги в любом количестве любой страны; «грин» — доллар; «забить» — перестать думать о чем-то или о ком-то, перестать делать что-то; «параллельно» — все равно; «пересечься» — встретиться; «питонить» - получать удовольствие; «чмырь» — нехороший человек. Слова криминального жаргона распространились в нашей жизни: пацаны, братаны, кинуть, базар, стрелка. Появился бизнес-сленг, например: «воздушный змей» — преступление с использованием компьютера; «дикие утки» — люди в компании, не зараженные ее культурой и не подвластные ее бюрократии; «золотые жуки» — золотые дилеры; «яппи» — молодые бизнесмены-профессионалы (от 18 до 34 лет) и т.д.

Все эти формы национального языка не могут заме­нить литературный язык.

Литературный язык – высшая форма национального языка, используемая в печати, науке, государственных учреждениях, образовании, радио, телевидении. Он обслуживает самые разные области человеческой жизни и деятельности: политику, культуру, науку, делопроизводство, законодательство, бытовое общение, межнациональное общение. Это язык всей нации, он стоит над другими разновидностями национального языка.

Его основные свойства:

{ полифункциональность;

{ наличие системы функциональных стилей;

{ наличие как устной, так и письменной формы;

{ наличие нормы, обязательной для всех носителей языка.

Его основные признаки:

| это язык культуры;

| язык образован­ной части народа;

| сознательно кодифицированный язык.

Коди­фицированные нормы – это нормы, которым должны следовать все носители литературного языка. Кодификация – это фиксация в разного рода словарях и справочниках, грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов ко­дифицированных функциональных разновидностей (например, правильное ударение: договор, обеспечение, намере­ние).

Литературный язык играет ведущую роль среди других разно­видностей языка. Он включает в себя оптимальные способы обо­значения понятий и предметов, выражения мыслей и эмоций. В то время как, например, просторечие, жаргоны дают им свое толкование.

Литературный язык имеет две формы — устную и письмен­ную. В зависимости от складывающейся речевой ситуации, задач в общении, отбираемого языкового материала речь устная и пись­менная приобретают книжный или разговорный характер. Книж­ная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения. Разговорная речь уместна на полуофициальных совещаниях, заседаниях, юбилеях, в личных беседах, семейно-бытовой обстановке. Книжная речь строится по нормам литера­турного языка. В разговорной речи может использоваться обще­употребительная лексика, возможны варианты в употреблении норм.

Так как национальный язык неоднороден, также неодноро­ден его словарный состав, т.е. лексика. В ней выделяются три слоя:

ü стилистически нейтральные слова, которые употребляются во всех разновидностях языка и при всех типах коммуникации;

ü стилистически окрашенные слова, которые употребляются в какой-либо разновидности языка или функциональном стиле речи (книжная лексика);

ü эмоционально окрашенные слова, выражающие эмоции го­ворящего, его отношение к предмету речи (разговорная лек­сика).

Русский язык — один из самых распространенных языков в мире. На нем говорят около 250 млн. человек. В дореволюционной России, в СССР, в Российской Федерации он язык межнацио­нального общения. В этом качестве ему свойственна толерантность (терпимость) по отношению к другим языкам и к его носителям.

В настоящее время русский язык — государственный язык, что закреплено Конституцией РФ, русский литературный язык является мерилом правильной речи.

Русский язык — язык международного общения, один из шести официальных языков ООН (наряду с английским, фран­цузским, испанским, китайским, арабским). Его изучают почти в 100 странах мира. Он известен как язык русской культуры, науки и техники.

XX век – время колоссальных достижений, открытий, перевер­нувших представление человека о мире и о себе, время, изменив­шее ритм человеческой жизни, государственное устройство, быт людей. Но XX в. не избавил человечество от страшных катастроф и потрясений. По-прежнему нет равновесия в мире и гармонии в человеческой душе. И потому сегодня, в процессе созидания, развития цивилиза­ции, важнейшим является установление связей между людьми, взаимопонимание, усиление духовных начал в жизни. А значит, много внимания следует уделять культуре и ее составляю­щей – языку. Ибо

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор, к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль.

И долговечней – царственное слово.

А.А. Ахматова

Использованная литература

Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 4 – 14)

ВОПРОСЫ для самопроверки.

? Чем искусственный знак отличается от естественного?

? Почему язык – это система знаков?

? Какие уровни языка можно выделить?

? Каковы формы существования общенародного языка?

? Каковы признаки литературного языка?

? Что понимается под кодификацией языка?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.