Задание 1. Выберите правильный ответ. Мотивируйте свой выбор.
1) Язык – это а) естественный знак;
б) искусственный знак.
2) Язык – это а) явление общественное;
б) явление индивидуальное.
3) Язык – это а) система знаков;
б) набор знаков.
4) Литературный язык –это
а) одна из форм существования языка;
б) один из уровней языка.
Задание 2.Закончите следующие фразы:
1) Без языка невозможно ……. .
2) Кодификация – это…… .
3) Литературный язык имеет две формы - ……. .
Задание 3.Напишите рассуждение на тему: « Почему родной язык надо изучать всю жизнь?»
ТЕСТЫ
Тест 1. Какое из приведенных утверждений является логическим определением понятия «язык»?
a) Язык – ключ науки, орудие правды и разума.
b) Языком учат, убеждают, наставляют.
c) Язык – естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц.
d) Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим.
Тест 2. Какое из данных утверждений является неверным? Русский язык – это…
a) национальный язык Российской Федерации;
b) государственный язык Российской Федерации;
c) язык межнационального общения;
d) один из шести официальных языков ООН;
Тест 3. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:
a) Язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы.
b) Язык – это система искусственных знаков.
c) Языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных.
d) Общество не может жить, не пользуясь языком.
Тест 4. Найдите признак, который не относится к утверждению: Язык – это система…
a) которая состоит из множества элементов;
b) элементы которой представляют совокупность естественных знаков;
c) элементы которой образуют единство, одно целое;
d) элементы которой находятся в связи друг с другом.
Тест 5. Какой форме языка соответствует следующая фраза: В зале не было свободных местов:
a) литературному языку;
b) просторечию;
c) жаргону;
d) диалекту.
Тест 6. Какую форму существования языка иллюстрирует фраза: День работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам (С. Писахов)?
a) Жаргон;
b) диалект;
c) просторечие;
d) литературный язык.
Тест 7. К какой форме существования языка относится фраза: Сижу в резервейшн и сквозь решетчатые виндау смотрю на блевый скай.
a) К жаргонам;
b) к диалектам;
c) к просторечию;
d) к литературному языку.
Тест 8. Отметьте правильный вариант ответа фраза: Язык до Киева доведет – относится:
a) к жаргонизмам;
b) к диалектизмам;
c) к фразеологизмам.
d) к варваризмам.
Тест 9. Найдите правильное определение слова: Коммуникант – это…
a) аппарат для общения;
b) один из участников диалога;
c) общительный человек;
d) эрудированный человек.
Тест 10. Какое из данных ниже определений относится к латинскому выражению alma mater (альма матер) – это:
a) старинное традиционное название высшей школы;
b) старинный музыкальный инструмент;
c)медицинский термин (название болезни);
d) женщина с изысканными манерами.
Тема № 2.
Культура речи
С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги. Термин «культура речи» означает:
1) владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;
2) раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.
(Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.)
Под культурой речипонимается:
владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации;
соблюдение этики общения.
Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языковая норма - это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспекткультуры речи считается одним из важнейших. «Умение правильно говорить — еще не заслуга, а неумение - уже позор, - писал знаменитый Цицерон, - потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».
Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно - неправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму.
Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.
Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся: точность, логичность, богатство речи, ее выразительность и чистота, а также уместностьречи.
Этический аспект культуры речи предписывает знание иприменение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т. п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).
На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т. д.
Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».
Использованная литература
1. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов 8-е изд. испр. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 544 с. (стр. 69-71)
2. М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев Русский язык и культура речи. Курс лекций для студентов нефилологических вузов. М.: Проект, 2002, с. 432
ВОПРОСЫ для самопроверки.
? Что понимается под культурой речи?
? Какие три аспекта культуры речи можно выделить?
? В чем сущность нормативного аспекта?
? Почему для хорошей речи недостаточно знания норм литературного языка?
? Какие качества речи относятся к коммуникативным?
? Что предписывает этический аспект культуры речи?
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1. Составьте развернутый план по теоретическому материалу.
Задание 2. Напишите рассуждение на тему: «Какие качества характеризуют культурного человека?»
ТЕСТЫ
Тест 1. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:
Под культурой речи понимается:
a) самостоятельная лингвистическая дисциплина;
b) использование слов в несвойственном им значении;
c) владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
d) выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации;