Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы.



Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы.

Задание 2. Напишите рассуждение на тему: « Нужны ли императивные нормы?» или «Нужны ли диспозитивные нормы?»

Задание 3.Из толкового словаря русского языка выпишите по три слова, относящихся к диспозитивным и императивным нормам.

ТЕСТЫ

Тест 1. Найдите утверждение, соответствующие действительности. Правильность речи означает:

a) её соответствие общепринятым нормам поведении;.

b) её соответствие общепринятому употреблению языковых единиц;

c) её соответствие нормам литературного языка;

d) её соответствие диалектным нормам.

Тест 2. Найдите утверждение, не соответствующее действительности.

a) Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка.

b) Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература.

c) Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность.

d) Нормы помогают литературному языку сохранить общепоятность.

Тест 3. Отметьте неверное определение: Динамический характер нормы связан…

a) с развитием языка;

b) с развитием общества;

c) с развитием литературы;

d) с развитием мышления.

Тест 4. Что не является источником изменения норм?

a) Неологизмы;

b) разговорная речь;

c) диалекты;

d) заимствование.

Тест 5. Найдите ряд, в котором речь идет о диспозитивных нормах.

a) Кузен [зэ];

b) амнезия [нэ];

c) антенна [тэ];

d) д´епо [допуст. дэ].

Тест 6. Найдите ряд, в котором речь идет об императивных нормах.

a) Маркетинг (допуст. маркетинг);

b) лорн´ет [допуст. нэ];

c) де-фактор [дэ];

d) лот’ерея [допут. тэ].

Тест 7. В каком ряду приведены неравноправные варианты:

a) [д’]екан и [дэ]кан;

b) [с’]ессия и [сэ]ссия;

c) но[в’]лла и но[вэ]лла;

d) [т’]ермин и [тэ]рмин.

Тест 8. В каком ряду приведены равноправные варианты:

a) иначе и иначе.

b) звонит и звонит;

c) бюрократия и бюрократия;

d) жалюзи и жалюзи.

Тест 9. Какое из значений соответствует слову кворум:

a) общее количество присутствующих на собрании;

b) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным;

c) наиболее авторитетная часть присутствующих;

d) любое собрание.

Тест 10. Какое из значений соответствует слову брифинг:

a) пресс-конференция;

b) инструктаж;

c) встреча с глазу на глаз;

d) вид спорта.

 


 

Тема 4

Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы – это произносительные нор­мы устной речи. Их изучает специальный раздел языкоз­нания – орфоэпия (греч. orthos — правильный и epos — речь).Орфоэпией называют и совокупность правил лите­ратурного произношения. Орфоэпия определяет произно­шение отдельных звуков в тех или иных фонетических по­зициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их про­изношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

Соблюдение единообразия в произношении имеет боль­шое значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают вос­принимать содержание речи; внимание слушающего от­влекается различными неправильностями произношения и высказывание во всей полноте и с достаточным внима­нием не воспринимается. Произношение, соответствую­щее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произно­шения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широ­кого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Рассмотрим основные правила литературного про­изношения,которых необходимо придерживаться.

Ò Произношение гласных.В русской речи среди глас­ных только ударные произносятся четко. В безударном по­ложении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией. Это называет­ся законом редукции. Редукция может быть количественной (когда звук меняет лишь долготу звука) и качественной (когда звук меняет свое качество).

Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в пер­вом предударном слоге произносятся как [а]:овраг - [а]враг, автономия - [а]вт[а]номия, молоко – м[а]л[а]ко.

Буквы еи яв предударном слоге обозначают звук, сред­ний между [е] и [и]: пятак - п[и]так, перо – п[и]ро.

Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произ­носится как [ы]: мединститут — мед[ы]нститут, из ис­кры — из [ы]скры.

Ò Произношение согласных. Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.

В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т]– сад, любо[ф’] – любовь и т.д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг, поро[к] – порог и т.д. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное. Исключение составляет слово бог – бо[х].

[Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк’]ий – лёгкий, ле[хк]о – легко.

Следует обратить внимание на сочетание чн,так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произ­ношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского про­изношения.

По нормам современного русского литературного язы­ка сочетание чн обычно так и произносится [чн], особен­но это относится к словам книжного происхождения (алч­ный, беспечный), а также к словам, появившимся в недав­нем прошлом (маскировочный, посадочный).

Произношение [шн] вместо орфографического чн в на­стоящее время требуется в женских отчествах на -ична: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а,-Фомини[шн]а, а также сохра­няется в отдельных словах: коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица и др.

Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нор­мой произносятся двояко: порядо[шн]о и порядо[чн]о.В от­дельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар — серде[шн]ый друг.

Ò Произношение заимствованных слов. Они, как пра­вило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произно­шение звука [о] в безударных слогах ( м[о]дель, [о]азис, [о]тель ) и твердых согласных перед гласным переднего ряда [е] ( с[тэ)нд, ко[дэ]кс, каш[нэ] ). В большинстве же заим­ствованных слов перед [е] согласные смягчаются: ка[т’]ет, па[т’]ефон, факуль[т’]ет, му[з’]ей, [р’]ектор, пио[н’]ер. Всегда перед [е] смягчаются заднеязычные согласные: па[к’]ет, [к’]егли, с[х’]ема, ба[г’]ет.

Обратите внимание на таблицу, в которой представлены орфоэпические ошибки, перечень которых не нашёл объяснения в предыдущем материале:

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ОШИБКИ ПРИМЕРЫ (в скобках указано нормативное произношение)
1. Ассимиляция (уподобление зву­ков) Лаболатория (вместо лаборатория); брансбойт (вместо брандспойт); колидор (коридор); битон (бидон); кардон (картон).
2. Эпентеза (неоп­равданная вставка звуков) БеспрецеНдентный (норма: беспрецедентный); воеННОна­чальник (военачальник); дермаНтин (дерматин); дикОобраз (ди­кобраз); компеНтентный (компетентный); компромеНтировать (компрометировать); конкурентНоспособный (конкурентоспо­собный); констаНтировать (констатировать); летоИсчисление (летосчисление); перЕспектива (перспектива); перЕтурбация (пертурбация); поДскользнуться (поскользнуться); светопреД­ставление (светопреставление – свет преставляется, т.е. уми­рает); сТрам (срам); чЕрезвычайный (чрезвычайный), яВства (яства). Следует запомнить: конъЮНКктура – «создавшаяся в ка­кой-либо области обстановка, ситуация»; конъЕКтура – «вос­становление испорченного текста на основании догадки».
3. Диереза (ошибоч­ное устранение зву­ков) Следует говорить брелОка (Р.п., ед.ч.), а не брелка; АзербаЙ­джан (а не Азербаджан); времяПРЕпровождение(а не времяпровождение)
4. Метатеза (мена звуков), опрощение Скурпулёзный (норма: скрупулёзный); трамва (травма); трав­май (трамвай); друшлаг (дуршлаг);

Описание орфоэпических норм можно найти в литера­туре по культуре речи, в специальных лингвистических ис­следованиях, например, в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение», а также в толковых слова­рях русского литературного языка, в частности, в однотом­ном «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

Использованная литература

1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 61 – 62)

2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 59 – 61)

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ

? Какие нормы называются орфоэпическими?

? Каковы орфоэпические нормы литературного произношения гласных звуков?

? Каковы орфоэпические нормы литературного произношения согласных звуков?

? Каковы причины мягкого и твердого произношения согласных перед гласной Е?

? Каковы причины различного произношения сочетания ЧН в современном русском языке?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.