Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Причины отклонения в развитии



1. Акселерация физического развития подростка, которая при­вела к большому разрыву между ранним физическим созревани­ем и социальной незрелостью.

2. Развитие общества, связанное с научно-технической рево­люцией:

· «информационный взрыв»;

· широкое использование технических средств, компьютери­зация;

· модернизация обучающих программ;

· рост коммуникаций и др.

3. Неправильное воспитание:

· отклонение в поведении — в основном — в ответ на лише­ние ребенка возможностей удовлетворения каких-то его по­требностей.

Большинство случаев отклонения поведения приходится на подростковый возраст. Кризис этого возраста существенно отличается от кризиса младших возрастов. Кризис подросткового возраста является самым острым и самым длительным. Остро переживают конфликты между своими желаниями и возможно­стью их удовлетворения.

Типичные личностные реакции » активный протест («оппозиция»);

· стремление подражать определенному образу, кумиру («имитация»);

· добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно («ги­перкомпенсация»);

· стремление освободиться от опеки и контроля старших («эмансипация»);

· группирование со сверстниками («группирование»);

· реакция, связанная с половым влечением, и т.д.

Эти особенности подростка являются нормальными, но при неблагоприятных условиях могут перерастать в патологические и вести к разным формам отклоняющегося поведения:

· различные проступки (брань, хулиганства, кражи и т.д.);

· побеги из дома, бродяжничество;

· пьянство, наркомания, ранняя сексуальная жизнь;

· суицидные поступки и другие аномалии, личные расстройства.

Понятие «акцентуация характера» введено К. Леонгардом, как чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопа­тиями. Акцентуация характера отличается от последних отсутстви­ем проявления свойственной психопатии триады признаков: ста­бильности характера во времени, тональности его проявлений во всех ситуациях, социогенной безадаптации. «Заострение» может проявляться в поведении, мышлении, речи, общении и т.д.

Учение об акцентуации характера подростка разрабатывается школой А.Е. Личко, который под акцентуацией понимает крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмер­но усилены, а другие — ослаблены и являются наиболее уязвимыми к воздействию психогенных факторов. Акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением.

Типы акцентуаций

I. Гипертимный тип. Подростков гипертимного типа отлича­ет большая подвижность, общительность, чрезмерная самостоя­тельность.

Главная черта - приподнятое хорошее настроение сочетает­ся с хорошим самочувствием и высоким жизненным тонусом.

Гипертимные подростки не любят одиночества, тянутся в ком­панию сверстников:

· стремятся к лидерству (вожак, заводила);

· незлопамятны, отходчивы (быстро мирятся);

· неразборчивы в выборе знакомств (могут попасть в сомни­тельную компанию);

· в общении не испытывают робости;

· тянутся к приключениям, риску.

При хороших способностях успеваемость может быть неровной:

· из-за неусидчивости, невнимания, отвлекаемости;

· из-за неаккуратности, недисциплинированности.

Подростки гипертимного типа не могут выполнять работу тща­тельно, кропотливо; не любят монотонной деятельности. Их тяго­тит однообразная обстановка, вынужденное безделье.

Их увлечения очень разнообразны и непостоянны. В ситуациях, где требуются быстрота, смелость, находчивость, и в обстановке трудового подъема подростки бывают на высоте. Гипертимные подростки негодуют при:

· противодействии со стороны окружающих;

· крутом подавлении желаний и намерений;

· строго регламентированном дисциплинарном режиме;

· лишении общения, широких контактов со сверстниками;

· отсутствии возможностей, применении их с большей энер­гией.

К конфликту ведут:

· мелочный контроль;

· многочисленные наставления, нравоучения; » «проработка» на собраниях. В результате:

· усиление борьбы за самостоятельность, » непослушание;

· нарушение правил поведения. Слабые места:

· непереносимость однообразной обстановки;

· монотонность труда;

· изоляция от сверстников;

· ситуации безделья.

Психологическая защита:

· жажда новой деятельности на новом месте, среди новых людей.

II. Циклоидный тип. Два варианта: типичные и лабильные.

Для типичных циклоидов характерно чередование повышен­ного и пониженного настроения (1—2 недели). Периоды подъема бывают реже и не так ярки, как периоды субдепрессии.

При повышении настроения — приближаются к гипертимному типу (стремятся в коллектив, претендуют на роль лидера).

При понижении настроения (субдепрессивная фаза) — ко всему утрачивается интерес, появляется вялость.

Подростки избегают компании, становятся вялыми домоседами.

Неудачи и неприятности тяжело переживаются (замечания и упреки, обвинения усугубляют депрессивное состояние).

Возникает мысль о собственной неполноценности и ненужно­сти (может быть мысль о самоубийстве).

Плохо переносится крутая ломка стереотипов жизни (переезд, смена учебного заведения и т.д.).

У лабильных циклоидов фазы короче, 2-3 хороших дня сме­няются несколькими «плохими». «Плохие дни» больше отмечены дурным настроением, вялостью.

В пределах одного периода возможны короткие перемены на­строения, вызванные соответствующими событиями и известиями.

У типичных и лабильных циклоидов реакция группирования со сверстниками усиливается в периоды подъема.

Увлечения таких подростков отличаются жестокостью. В пери­оды подъема подростки могут обнаруживать склонность к алко­голизации в компаниях.

Лабильную форму акцентуации характера не следует путать с лабильным типом акцентуации.

III. Лабильный тип. Крайняя изменчивость настроения. С од­ной стороны — слишком резкая смена от незначительных пово­дов: кем-то нелестно сказано слово, неприветливый взгляд слу­чайного собеседника. С другой стороны — мимолетный компли­мент поднимает настроение, отвлекает от неприятностей. Например, при откровенной беседе учителя с подростком, когда речь идет о различных сторонах его жизни, можно наблюдать и моменты радостной улыбки, и состояние накатывающихся слез.

От настроения данного момента (от радостного до унылого) зависят самочувствие, сон, аппетит, работоспособность.

Взрослому необходимо учитывать: подростки лабильного типа имеют очень большие потребности в сопереживании.

Хорошо себя чувствуют подростки, когда взрослый к ним рас­положен, и незамедлительно отвечают ему тем же.

Поощрения доставляют им большую радость.

Похвала повышает активность, работоспособность. Свой­ственна преданность дружбе. На роль лидера не претендуют. До­вольствуются положением любимца, которого опекают товарищи.

Тяжело переживают эмоциональные отвержения значимых лиц. Учитель должен всегда ровно обращаться с такими учениками. На общении не должно сказываться плохое настроение учи­теля, его раздражительность.

IV. Астено-невротический тип. С детства обнаруживаются признаки невропатии: беспокойный сон, плохой аппетит, ночные страхи, пугливость, плаксивость. В подростковом возрасте раз­ворачивается астено-невротическая акцентуация.

Главные черты: повышенная утомляемость, раздражитель­ность и склонность к ипохондрии (фиксации на своем здоровье). Повышенная утомляемость:

· особенно при умственных занятиях и в условиях соревно­ваний;

· аффективные вспышки по ничтожному поводу. Большая раздражительность:

· легко перекладывает свои трудности на окружающих, по­рой случайно попавшихся под «горячую» руку. Поводом для вспышек является нарастание утомления, а не переживаемое настроение (у лабильного типа) и не встречаемое противодействие (у гипертимного типа).

Фиксация на своем здоровье (ипохондрия):

· внимательно прислушивается к своим телесным ощущени­ям, охотно лечится;

· алкоголизации, побегов из дома не наблюдается.

Взрослым (учителям) надо учитывать:

при не очень высокой успеваемости подростка не рекоменду­ется вызывать к доске решать сложные задачи, можно предложить воспроизвести ход решения задач, который только что был пока­зан учителем. Если задачи не решаются, не нужно настаивать на их решении. Лучше еще раз объяснить.

V. Сензитивный тип. В детстве производят впечатление зам­кнутых, отгороженных от окружающих. Они пугливы и боязливы.

Боятся темноты, сторонятся животных, страшатся оставаться одни.

Чуждаются шумных сверстников, не любят подвижные игры. Предпочитают игры с малышами, чувствуют себя среди них спо­койнее и увереннее.

Чтению предпочитают рисование, лепку.

Отличаются послушанием. Слывут «домашним ребенком».

В младших классах медленно привыкают к детскому коллек­тиву. В другой переходят неохотно.

Учатся обычно старательно. Но пугаются всякого рода конт­рольных работ. У доски отвечать стесняются, боясь сбиться, выз­вать смех.

Отвечают меньше, чем знают. Боятся прослыть выскочкой.

Трудность адаптации обычно начинается с 16 лет.

В этот период обостряются две главные черты сензитивного типа:

· чрезвычайная впечатлительность;

· чувство собственной неполноценности.

У таких подростков рано формируется чувство долга, ответ­ственности.

Ужасаются грубости и жестокости других.

Видят у себя много недостатков, особенно в области волевых и морально-эстетических.

Чувство собственной неполноценности активизирует реак­цию самоутверждения. Но самоутверждаются не в тех облас­тях, где могут раскрыться, а там, где чувствуют свою неполно­ценность.

Например: застенчивые девочки стремятся показать свою ве­селость и общительность. Робкие мальчики проявляют заносчи­вость, «демонстрируют» энергию и волю. Но в ситуации, требую­щей смелости, — пасуют.

К родителям привязаны, послушны.

В основном необщительны. Но к кому привыкли, с теми быва­ют достаточно общительны и откровенны.

Например: когда подросток почувствует симпатию и поддер­жку, тогда можно с ним установить доверительный контакт и уви­деть его жизнь, полную укоров и самобичевания; тонкую чувстви­тельность и очень высокие требования к себе.

Под влиянием сочувствия взрослого у подростка могут нахлы­нуть слезы.

Если учитель выдвигает подростка сензитивного типа на пост старосты из-за его старательности и послушания, то лидерство в таких коллективах достается другим.

Они очень ценят дружбу. Друга предпочитают целой компании.

Непереносимые ситуации

Отношения

окружающих,

учителя

Насмешки, грубость,

подозрение

в неблаговидных поступках,

несправедливое обвинение

очень чувствитель­ны к социальным оценкам

Возможная реакция подростка:

· прогулы занятий и даже полный отказ ходить в школу;

· побеги из дома.

В.И. Личко приводит пример, когда 15-летняя девушка дежу­рила в гардеробе. Пропала куртка. Ее стала мучить мысль, что «воровкой посчитают ее». И она бросила школу.

В благоприятной обстановке:

· привязанность к родителям; « послушание;

· покой;

· уверенность.

VI. Психастенический тип. Близок к сензитивному типу. В детстве психастенические черты проявлялись в виде робости, моторной неловкости, склонности к рассуждениям и ранним «ин­теллектуальным» интересам.

Главные черты психастенического типа характера в подрос­тковом возрасте:

· нерешительность в действиях и рассуждениях;

· попытки все предусмотреть и действовать строго по наме­ченному плану;

· склонность к самоанализу по поводу мотивов своих дей­ствий. Проявляется в самокопании, в своих переживаниях и ощущениях:

· тревожная мнительность; » тревога за свое будущее;

· придумывание примет, ритуалов для придания самоуверен­ности. (Например: шагая в школу, обходить все ямы — не провалишься на экзамене.)

Не любят:

· перемен обстановки,

· новых предметов, незнакомых людей.

Взрослому надо учитывать, что навязчивость мышления по, поводу своих действий и большая нерешительность нарушают:

· трудоспособность подростка,

· его общение.

Психастенические установки развиваются при неправильном воспитании:

· в условиях повышенной моральной ответственности;

· при доминирующей гиперопеке.

Большие надежды родителей для них — непосильный груз.

VII. Шизоидный тип. В детстве ребенок любит играть один, не испытывая тяги к сверстникам. Избегает шумных забав. Пред­почитает быть среди взрослых, слушая их беседы. Отмечается недетская сдержанность в проявлении чувств.

В подростковый период ярко проявляется замкнутость, отго­роженность от сверстников.

Попытки завязать приятельские отношения часто неудачны:

· из-за большой чувствительности;

· из-за быстрой истощаемости в контакте.

Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров; учителю не рекомендуется настаивать на том, чтобы:

· подросток раскрылся перед ним;

· подросток был более общительным со сверстниками;

· подросток устанавливал эмоциональные контакты.

Деловые контакты могут быть удовлетворительными.

При индивидуальной работе достигает больших результатов (музыка, шахматы, научная работа и др.).

Увлечения отличаются силой, постоянством, изысканностью.

Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексу­альностью.

Внутренний мир заполнен различными увлечениями и фанта­зиями, которые предназначены для услаждения самого себя.

Непонятность внутреннего мира шизоида делает его поступки для окружающих неожиданными и непонятными.

Такие подростки не склонны сопереживать, эмоционально хо­лодны. Им недостает интуиции.

Не умеют угадывать желания других. Не умеют проникать в чу­жие переживания.

Не умеют разделить радость или печаль другого.

Не могут понять обиду, волнения другого.

Не могут убедить другого словесно.

Попав в подростковую группу, остаются в ней на особом положении.

Подвергаются насмешкам. Но иногда могут постоять за себя. Остаются независимыми.

Шизоидная акцентуация обычно не ведет за собой тяжелых нарушений поведения (алкоголизация, самоубийство).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.