Хорошо прорисованные уши животного — признак того, что человек хочет быть хорошо информированным относительно того, как к нему относятся окружающие. Данный индивид сильно зависит от окружающих, постоянно имеет в виду, что они скажут или подумают.
Хорошо прорисованные губы свидетельствуют о чувственности либо о склонности к разговорчивости, особенно при нарисованном открытом рте с зубками. Это означает, что испытуемый любит не просто много поговорить, но и посплетничать.
Если рот нарисован в виде сплошной линии, когда нет ни зубов, ни губ, то это признак человека молчаливого, затрудненно реагирующего на ситуации, требующие его участия в контактах с людьми.
Чем больше изображаемое животное похоже на человека, тем более выражена у данного испытуемого инфантильность.
Бывают рисунки с вмонтированными в изображение животного механическими частями (лампочки, рукоятки, проволоки, движущие механизмы и т.п.), это признак склонности испытуемого к шизоидности.
ХАРАКТЕР ЛИНИИ
В норме — линия рисунка сплошная, без прерывистости, без повторяющихся частей. Прерывистая линия рисунка свидетельствует о наличии невротичности у испытуемого. Если линия вдобавок еще и как бы мохнатая, то это свидетельствует о выраженной невротичности испытуемого, беспокойстве, готовности к страху.
Если линии нахлестываются друг на друга, образуя нечто вроде уголков, то это признак легкого возникновения напряженности испытуемого. Если в местах соединения, например головы с туловищем или хвоста с туловищем, линии разорваны и как бы висят, это значит, что интеллектуальная деятельность субъекта подвержена дезорганизации со стороны эмоций — при волнении эффективность его деятельности резко снижается.
НАЖИМ ЛИНИИ
Чем резче нажим, тем больше в период рисования тревожность испытуемого. Иногда настолько сильный нажим, что карандаш продавливает бумагу, рвет ее, это свидетельство очень высокого тонуса мышц руки испытуемого.
Иногда нажим бывает только в нескольких частях рисунка. В таком случае надо обратить внимание, где именно: на несущей смысловой части рисунка или нет. Если на несущей части — значит, именно здесь и кроется источник тревожности.
Легкие паутинообразные линии — признак астении, утомления, депрессии испытуемого.
Если линии как бы падают вниз, например во время рисования ног животного, то это признак депрессии. Об этом же свидетельствует опущенный вниз хвост животного. Но чтобы это увидеть, надо наблюдать за процессом рисования испытуемого.
Если ноги или хвост животного рисуется линиями, направленными вверх, это является показателем высокой энергии испытуемого.
Линии вниз и сильным нажимом — показатель наличия у испытуемого депрессии напряжения. Подчеркивание на рисунке гениталий животного — свидетельство неразрешенной сексуальной проблемы испытуемого.
Некоторые испытуемые много внимания уделяют изображению фона — рисуют траву, речку, пейзаж, что истолковывается двояко: с одной стороны, повышенное любопытство, выраженный интерес, страсть к новизне; с другой стороны, это может свидетельствовать о гиперкомпенсации, когда выход в мир затруднен неумением контактировать или другими проблемами и выходить в этот мир не хочется, тогда испытуемый изображает этот самый мир в виде рисунка.
Если нарисован хвост, надо обратить внимание на то, куда он направлен: вверх, вниз, направо, налево. Если хвост трубой и вправо вверх, значит человек доволен собой и своей деятельностью. Если хвост вниз и направо, то это признак сожаления испытуемого о том, что что-то сделал не так, как надо.
Если хвост (или хвосты) направлен влево, это признак оценки испытуемым собственных возможностей и способностей: вверх и влево — высокая самооценка, вниз и влево — низкая.
НАЗВАНИЕ РИСУНКА
У людей мыслительного типа все детали рисунка соединены общим названием «свинорыба», «слонобегемот», «летающий заяц» и т.п.
Есть названия типа «оть-оть-оть», «та-то-тя», «му-зю-ля» и т.п. Эти повторяющиеся слоги или похожие на имена названия живот-
ных говорят об инфантильности и отсутствии самоконтроля у испытуемого.
Очень длинные названия, иногда в целую строку, например «эпоминосандроверихбог», свидетельствуют об усложненности мышления, педантизме испытуемого.
Иногда придумывают наукообразные названия с латинскими окончаниями: «запятрус», «кринкулюс» и т.п. — это показатель демонстративных личностей, которые показывают своим названием свои внутренние возможности, свою образованность.
Есть названия, в которых прослеживается тенденция к эстетической оценке составляющих его звуков; например «золиана», что свидетельствует о выраженной эстетической мерке испытуемого, с которой он подходит ко всему.
Б.С. Волков в учебном пособии «Психология подростка» (М., 2001) дает характеристику подростков с разными типами акцентуации характера и рекомендации по взаимодействию с ними: