Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная ситуация развития



Подростковый возраст «начинается» с изменения соци­альной ситуации развития. В психологии этот период назы­вают переходным, трудным, критическим возрастом.

Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подростково­го возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сме­няется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуве­ренность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном пе­риоде развития. Кризисные, негативные явления подрост­кового возраста С. Холл связывал с переходностью, проме­жуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Как указывает В.И. Слободчиков, основания для та­кого объяснения очевидны. Подростковый возраст харак­теризуется бурными изменениями в анатомии и физиоло­гии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбу­димость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой при­чины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и срав­нения себя с другими [20. С. 292].

Как мы уже отметили, подростковый возраст является по сути кризисным.

Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают каче­ственно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различ­ных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обу­чение. У подростка появляется осознание себя как учас­тника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с под­ростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

Внутренние предпосылки. В этот период происходит бур­ный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на централь­ную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созре­вания различных органических систем в этот период при­водит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздра­жительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосы­лок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте (Л.С. Выготский).

Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

  • «эгоцентрическая» — интерес к собственной лич­ности;
  • «доминанта дали» — установка на большие масштабы;
  • «доминанта усилия» — тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);
  • «доминанта романтики» — стремление к риску, геро­изму, к неизвестному [18. С. 293].

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относитель­но четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

1. Пубертатное развитие. В течение относительно корот­кого периода тело подростка претерпевает значительные из­менения. Это влечет две основные задачи развития:

1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;

2) постепенный переход к взрослой сексуальности.

2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и коли­чественными изменениями, которые отличают его от дет­ского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

1) развитием способности к абстрактному мышлению;

2) расширением временной перспективы.

3. Преобразование социализации. Преобладающее влия­ние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответ­ствии с двумя задачами развития:

1) освобождение от родительской опеки;

2) постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности. Становление психосоци­альной идентичности, лежащее в основе феномена подростко­вого самосознания, включает три основные задачи развития:

1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проек­цию себя в будущее;

2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;

3) осуществление системы выборов, которые обеспечива­ют цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.