Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VIII. Эпилептоидный тип.



Главная черта — склонность к состоянию злобнотоскливого настроения.

Поиск объекта, на которого можно сорвать злобу. Повод мо­жет быть незначительным.

Аффектная взрывчатость. Сильная и продолжительная. Безу­держная ярость, брань.

Обид не прощают. Изощренно мстительны.

Любовь часто окрашена ревностью.

Сексуальное влечение большой силы.

Алкогольное опьянение с гневом и драками (пьют до отключения).

Для них характерны:

· мелочная аккуратность;

· выполнение всех правил, даже в ущерб делу;

· педантизм, поражающий окружающих;

· исполнительность, часто показная;

· стремление к новшеству подозрительно.

В группе стремятся не к лидерству, а к властвованию над свер­стниками.

Хорошо адаптируются в условиях дисциплинарного режима. Обладают показной исполнительностью.

Завладев правом власти над другими (например, староста), теряют контроль над собой: применяют силу к «непокорным».

Реакция эмансипации протекает тяжело. Подросток требует свободы, самостоятельности, прав.

Воспитателю рекомендуется жесткое, категорическое пове­дение по отношению к подростку.

«Слабое место» эпилептоидной акцентуации:

непереносимость неподчинения себе;

Непереносимость материальных затрат.

Психологической защитой становится уединение с каким-либо «успокаивающим нервы» занятием, которое требует тщатель­ного, но монотонного труда.

Тип трудный для социальной адаптации.

IX. Истероидный тип. Главные черты:

· эгоцентризм, желание быть в центре внимания;

· демонстративный стиль поведения;

· потребность вызывать восхищение, удивление, сочувствие любыми способами; фантазирование, лживость.

Все остальные характеристики шизоидного типа подчиняют­ся этим чертам.

В детстве истероидные черты характера проявлялись, когда:

· других детей больше хвалили, уделяли им внимание; » появляется желание привлечь к себе внимание;

· было желание слушать похвалы в свой адрес;

· успехи в учебе определяются тем, ставят ли их в пример другим.

В подростковом возрасте истероидные черты заостряются: увлечения выбирают те, которые способны поразить воображе­ние своей необычностью, дают возможность покрасоваться.

В общении со сверстниками претендуют на роль лидера, но оказываются вожаком «на час».

При встрече с трудностями теряют эмоциональный задор.

При невозможности произвести внешний эффект обвиняют родителей, что не могут избавить их от трудностей, устранить преграды, как это было в детстве.

В целях покрасоваться преувеличивают свою алкоголиза­цию.

Изображают себя «эстетом», знатоком марок всех вин.

Доказывают, что им все нипочем. Могут довести себя до боль­шого опьянения.

Уязвимое самолюбие (утрата внимания и др.) служит поводом для суицида. Обычно в виде демонстрации (15-16 лет).

Средства выбирают безопасные: порезы вен на предплечье, лекарство из домашней аптечки.

Могут быть побеги из дома как реакция на наказание, из-за утраты внимания окружающих.

Обычно убегают туда, где их будут искать и быстро найдут (под­росток как бы сигнализирует: верни мне прежнее внимание и за­боту, иначе я пропаду!).

Неспособность к упорному труду сочетается с высокими пре­тензиями в отношении будущей профессии.

Слабое звено:

· удары по самолюбию;

· утрата внимания окружающих;

· неспособность занять видное положение;

· развенчанная исключительность. Психологической защитой является активное стремление

забыть, не думать о неприятностях, вести себя как ни в чем не бывало.

X. Неустойчивый тип.

Главные черты:

· нежелание трудиться (работать, учиться);

· повышенная тяга к удовольствиям, праздности, безделью;

· во всем проявляют слабость воли.

В детстве это были дети непослушные, непоседливые, всюду во все лезли: с трудом усваивали правила поведения; с трудом учились. За ними нужен был строгий контроль. При удобном слу­чае отлынивали от дела, занятий. Очень рано у них обнаружилась повышенная тяга к удовольствию, праздности, безделью, как ре­зультат неправильного воспитания.

В подростковом возрасте — неспособность занять себя; они плохо переносят одиночество. Поэтому тянутся куличным подро­стковым группам (чаще асоциальным).

В группе ищут смену впечатлений, острых ощущений: хулиган­ские поступки, алкоголь, азартные игры; ранняя сексуальная жизнь, но романтическая влюбленность им не свойственна.

Компания для развлечений для них предпочтительней друга. Обычно в группе выполняют волю других.

Живут одним днем, извлекая из него максимум удовольствий. К своему будущему равнодушны. Планов не строят.

Слабая воля побуждает их бежать от трудностей. Например, всю­ду, где требуется напряженный труд, где учеба сложна, где большая дисциплина, неустойчивый тип акцентуации не встречается.

Учитель, используя их слабоволие, может удержать их в обста­новке жесткого регламентированного режима при постоянном контроле и при угрозе наказания.

«Слабое место» подростков с неустойчивой акцентуацией: быть предоставленному самому себе, оказаться в ситуации, ког­да тебя никто не контролирует (безнадзорность, обстановка по­пустительства).

Психологическая защита: бегство «куда глаза глядят» с це­лью получить удовольствие.

XI. Конформный тип.

Главная черта — постоянное и чрезмерное подчинение мне­нию близких людей.

Живут по правилу: думать как все, поступать как все, старать­ся, чтобы все было у них как у всех — от одежды до мировоззре­ния. Лишены индивидуальности в поступках и суждениях.

В хороших условиях — они хорошие, старательно учатся, работают.

В дурной среде — усваивают нормы, обычаи, привычки дур­ной среды.

Конформность сочетается с некритичностью:

· втягиваются в группы правонарушителей;

· спиваются «за компанию»;

· истина для них та, которую слышат от других.

Им свойствен и консерватизм: к новому не могут приспособиться.

В непривычной обстановке осваиваются с трудом, работают хорошо там, где не нужна инициатива; плохо переносят ломку жизненных стереотипов; лишенные привычного общества, доро­жат местом в группе, своим привычным окружением.

Самооценка может быть неплохой, достаточно точной.

В учебе и работе личной инициативы не проявляют.

Опросник Леонгарда—Шмишека — определение типа акцентуации характера

Инструкция

Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различ­ных сторон вашей личности. На отдельном листе бумаги напишите дату, фамилию по желанию, возраст, класс, пол. Я буду читать номер вопроса и сам вопрос, а вы — записывать номер вопроса, ставить тире и свой ответ «да» или «нет» (можно ставить +, -).

Отвечайте быстро, сразу после того, как поняли смысл вопро­са. Важна первая реакция, а не плод длительных размышлений.

Примечание

Опросник служит для определения акцентуации характера и типа характера человека.

Акцентуация характера — это ярко выраженная заостренная черта характера, особый акцент в узоре характерологических стремлений и в картине реализующих их поведенческих схем. Акцентуации характера определяют тип характера человека.

Опросник для взрослых имеет столько же вопросов, сколько и детский. Вариант не отличается по смыслу от вопросов для де­тей. Различие лишь в некоторых формулировках и в обращении. Одинаков и ключ к опроснику. Поэтому данные вопросы могут использоваться с некоторой переформулировкой и для изучения акцентуации характера у взрослых.

Вопросы

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты плачешь?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок?

5. Такой ли ты сильный, смелый, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот ?

7. Любишь ли ты быть главным в игре, быть в центре внимания?

8. Бывают ли дни, когда ты без всякой причины на всех сер­дишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Способен ли ты восторгаться, восхищаться?

11. Умеешь ли ты выдумывать новую игру?

12. Скоро ли ты забываешь, если кого-то обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли рукой, не застряло ли оно?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе?

16. Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур аккуратным и старательным?

18. Зависит ли твое настроение от школьных и домашних дел?

19. Любят ли тебя все твои знакомые?

20. Бывает ли у тебя внутреннее беспокойство, душевные порывы?

21. Тебе обычно немножко грустно?

22. Переживал ли ты горе, случалась ли тебе рыдать на глазах других людей?

23. Тебе трудно оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты против несправедливости по отношению к тебе?

25. Можешь ли ты резать живую птицу?

26. Раздражает ли тебя, если скатерть или занавес висят не­ровно?

27. Боишься ли ты оставаться один в доме?

28. Бывает ли так, что тебе то весело, то грустно без всяких причин?

29. Ты — один из лучших учеников в классе?

30. Легко ли ты сердишься, впадаешь в гнев?

31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда счастливым?

33. Умеешь ли ты развеселить ребят?

34. Умеешь ли ты прямо сказать кому-либо, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь ответственные поручения?

37. Заступаешься ли ты за всех, с кем поступили несправед­ливо?

38. Тебе неприятно войти в темную комнату?

39. Ты больше любишь медленную и точную работу, чем быст­рую и неточную?

40. Легко ли ты знакомишься с детьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках или вечерах в школе?

42. Ты когда-нибудь убегал из дому?

43. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителем или ребятами настолько, что не мог пойти в школу?

45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если кого-нибудь обидел?

47. Любишь ли ты животных?

48. Бывало ли с тобой, что ты, уходя из дому, возвращался проверить, не случилось ли чего?

49. Не кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родите­лями должно что-то случиться?

50. Твое настроение иногда зависит от погоды, как ты думаешь?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, выступать на сцене?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-нибудь, начать драться?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Если что-то не удается, впадаешь ли ты в отчаяние?

55. Упрямо ли ты добиваешься цели, даже если встречаешь трудности?

56. Любишь ли ты организовывать игру, работу?

57. Плакал ли ты когда-нибудь из-за грустного фильма или книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за забот и будущих дел?

59. Подсказываешь ли ты и даешь ли списывать?

60. Боишься ли ты вечером пройти по темной улице один?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на сво­ем месте?

62. Бывает ли с тобой, что ты ложишься спать в хорошем на­строении, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами в новом месте?

64. Бывает ли у тебя головная боль?

65. Часто ли ты смеешься?

66. Можешь ли ты вести себя так, чтобы человек, к которому ты плохо относишься, этого не заметил?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68. Страдаешь ли ты от несправедливости?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дому, ложась спать, проверяешь ли ты, что дверь заперта?

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке (любишь ли ты читать стихи со сцены)?

74. Мечтаешь ли ты о чем-то заманчивом и неизвестном?

75. Бывает ли, что думаешь о будущем с грустью?

, 76. Бывает ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

77. Умеешь ли ты развлечь гостей?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь горе твоих близких людей?

80. Можешь ли ты из-за кляксы переписать страницу в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?

83. Бывали ли у тебя желания прыгнуть в окно или броситься под машину?

84. Становится ли тебе веселее, если вокруг все веселятся?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них?

86. Совершаешь ли ты неожиданные для себя импульсивные поступки?

87. Ты чаще говоришь мало, чем много?

88. Мог бы ты, участвуя в драматическом кружке, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.