Все остальные характеристики шизоидного типа подчиняются этим чертам.
В детстве истероидные черты характера проявлялись, когда:
· других детей больше хвалили, уделяли им внимание; » появляется желание привлечь к себе внимание;
· было желание слушать похвалы в свой адрес;
· успехи в учебе определяются тем, ставят ли их в пример другим.
В подростковом возрасте истероидные черты заостряются: увлечения выбирают те, которые способны поразить воображение своей необычностью, дают возможность покрасоваться.
В общении со сверстниками претендуют на роль лидера, но оказываются вожаком «на час».
При встрече с трудностями теряют эмоциональный задор.
При невозможности произвести внешний эффект обвиняют родителей, что не могут избавить их от трудностей, устранить преграды, как это было в детстве.
В целях покрасоваться преувеличивают свою алкоголизацию.
Изображают себя «эстетом», знатоком марок всех вин.
Доказывают, что им все нипочем. Могут довести себя до большого опьянения.
Уязвимое самолюбие (утрата внимания и др.) служит поводом для суицида. Обычно в виде демонстрации (15-16 лет).
Средства выбирают безопасные: порезы вен на предплечье, лекарство из домашней аптечки.
Могут быть побеги из дома как реакция на наказание, из-за утраты внимания окружающих.
Обычно убегают туда, где их будут искать и быстро найдут (подросток как бы сигнализирует: верни мне прежнее внимание и заботу, иначе я пропаду!).
Неспособность к упорному труду сочетается с высокими претензиями в отношении будущей профессии.
Слабое звено:
· удары по самолюбию;
· утрата внимания окружающих;
· неспособность занять видное положение;
· развенчанная исключительность. Психологической защитой является активное стремление
забыть, не думать о неприятностях, вести себя как ни в чем не бывало.
X. Неустойчивый тип.
Главные черты:
· нежелание трудиться (работать, учиться);
· повышенная тяга к удовольствиям, праздности, безделью;
· во всем проявляют слабость воли.
В детстве это были дети непослушные, непоседливые, всюду во все лезли: с трудом усваивали правила поведения; с трудом учились. За ними нужен был строгий контроль. При удобном случае отлынивали от дела, занятий. Очень рано у них обнаружилась повышенная тяга к удовольствию, праздности, безделью, как результат неправильного воспитания.
В подростковом возрасте — неспособность занять себя; они плохо переносят одиночество. Поэтому тянутся куличным подростковым группам (чаще асоциальным).
В группе ищут смену впечатлений, острых ощущений: хулиганские поступки, алкоголь, азартные игры; ранняя сексуальная жизнь, но романтическая влюбленность им не свойственна.
Компания для развлечений для них предпочтительней друга. Обычно в группе выполняют волю других.
Живут одним днем, извлекая из него максимум удовольствий. К своему будущему равнодушны. Планов не строят.
Слабая воля побуждает их бежать от трудностей. Например, всюду, где требуется напряженный труд, где учеба сложна, где большая дисциплина, неустойчивый тип акцентуации не встречается.
Учитель, используя их слабоволие, может удержать их в обстановке жесткого регламентированного режима при постоянном контроле и при угрозе наказания.
«Слабое место» подростков с неустойчивой акцентуацией: быть предоставленному самому себе, оказаться в ситуации, когда тебя никто не контролирует (безнадзорность, обстановка попустительства).
Психологическая защита: бегство «куда глаза глядят» с целью получить удовольствие.
XI. Конформный тип.
Главная черта — постоянное и чрезмерное подчинение мнению близких людей.
Живут по правилу: думать как все, поступать как все, стараться, чтобы все было у них как у всех — от одежды до мировоззрения. Лишены индивидуальности в поступках и суждениях.
В хороших условиях — они хорошие, старательно учатся, работают.
В дурной среде — усваивают нормы, обычаи, привычки дурной среды.
Конформность сочетается с некритичностью:
· втягиваются в группы правонарушителей;
· спиваются «за компанию»;
· истина для них та, которую слышат от других.
Им свойствен и консерватизм: к новому не могут приспособиться.
В непривычной обстановке осваиваются с трудом, работают хорошо там, где не нужна инициатива; плохо переносят ломку жизненных стереотипов; лишенные привычного общества, дорожат местом в группе, своим привычным окружением.
Самооценка может быть неплохой, достаточно точной.
В учебе и работе личной инициативы не проявляют.
Опросник Леонгарда—Шмишека — определение типа акцентуации характера
Инструкция
Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. На отдельном листе бумаги напишите дату, фамилию по желанию, возраст, класс, пол. Я буду читать номер вопроса и сам вопрос, а вы — записывать номер вопроса, ставить тире и свой ответ «да» или «нет» (можно ставить +, -).
Отвечайте быстро, сразу после того, как поняли смысл вопроса. Важна первая реакция, а не плод длительных размышлений.
Примечание
Опросник служит для определения акцентуации характера и типа характера человека.
Акцентуация характера — это ярко выраженная заостренная черта характера, особый акцент в узоре характерологических стремлений и в картине реализующих их поведенческих схем. Акцентуации характера определяют тип характера человека.
Опросник для взрослых имеет столько же вопросов, сколько и детский. Вариант не отличается по смыслу от вопросов для детей. Различие лишь в некоторых формулировках и в обращении. Одинаков и ключ к опроснику. Поэтому данные вопросы могут использоваться с некоторой переформулировкой и для изучения акцентуации характера у взрослых.
Вопросы
1. Ты обычно спокоен, весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли ты плачешь?
4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок?
5. Такой ли ты сильный, смелый, как твои одноклассники?
6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот ?
7. Любишь ли ты быть главным в игре, быть в центре внимания?
8. Бывают ли дни, когда ты без всякой причины на всех сердишься?
9. Серьезный ли ты человек?
10. Способен ли ты восторгаться, восхищаться?
11. Умеешь ли ты выдумывать новую игру?
12. Скоро ли ты забываешь, если кого-то обидел?
13. Считаешь ли ты себя добрым?
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли рукой, не застряло ли оно?
15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе?
16. Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак?
17. Считают ли тебя ребята чересчур аккуратным и старательным?
18. Зависит ли твое настроение от школьных и домашних дел?
19. Любят ли тебя все твои знакомые?
20. Бывает ли у тебя внутреннее беспокойство, душевные порывы?
21. Тебе обычно немножко грустно?
22. Переживал ли ты горе, случалась ли тебе рыдать на глазах других людей?
23. Тебе трудно оставаться на одном месте?
24. Борешься ли ты против несправедливости по отношению к тебе?
25. Можешь ли ты резать живую птицу?
26. Раздражает ли тебя, если скатерть или занавес висят неровно?
27. Боишься ли ты оставаться один в доме?
28. Бывает ли так, что тебе то весело, то грустно без всяких причин?
29. Ты — один из лучших учеников в классе?
30. Легко ли ты сердишься, впадаешь в гнев?
31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
32. Чувствуешь ли ты себя иногда счастливым?
33. Умеешь ли ты развеселить ребят?
34. Умеешь ли ты прямо сказать кому-либо, что ты о нем думаешь?
35. Боишься ли ты крови?
36. Охотно ли ты выполняешь ответственные поручения?
37. Заступаешься ли ты за всех, с кем поступили несправедливо?
38. Тебе неприятно войти в темную комнату?
39. Ты больше любишь медленную и точную работу, чем быструю и неточную?
40. Легко ли ты знакомишься с детьми?
41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках или вечерах в школе?
42. Ты когда-нибудь убегал из дому?
43. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?
44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителем или ребятами настолько, что не мог пойти в школу?
45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?
46. Стараешься ли ты помириться, если кого-нибудь обидел?
47. Любишь ли ты животных?
48. Бывало ли с тобой, что ты, уходя из дому, возвращался проверить, не случилось ли чего?
49. Не кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родителями должно что-то случиться?
50. Твое настроение иногда зависит от погоды, как ты думаешь?
51. Трудно ли тебе отвечать в классе, выступать на сцене?
52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-нибудь, начать драться?
53. Нравится ли тебе быть среди ребят?
54. Если что-то не удается, впадаешь ли ты в отчаяние?
55. Упрямо ли ты добиваешься цели, даже если встречаешь трудности?
56. Любишь ли ты организовывать игру, работу?
57. Плакал ли ты когда-нибудь из-за грустного фильма или книги?
58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за забот и будущих дел?
59. Подсказываешь ли ты и даешь ли списывать?
60. Боишься ли ты вечером пройти по темной улице один?
61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?
62. Бывает ли с тобой, что ты ложишься спать в хорошем настроении, а просыпаешься с плохим?
63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами в новом месте?
64. Бывает ли у тебя головная боль?
65. Часто ли ты смеешься?
66. Можешь ли ты вести себя так, чтобы человек, к которому ты плохо относишься, этого не заметил?
67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
68. Страдаешь ли ты от несправедливости?
69. Любишь ли ты природу?
70. Уходя из дому, ложась спать, проверяешь ли ты, что дверь заперта?
71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?
72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?
73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке (любишь ли ты читать стихи со сцены)?
74. Мечтаешь ли ты о чем-то заманчивом и неизвестном?
75. Бывает ли, что думаешь о будущем с грустью?
, 76. Бывает ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
77. Умеешь ли ты развлечь гостей?
78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
79. Сильно ли ты переживаешь горе твоих близких людей?
80. Можешь ли ты из-за кляксы переписать страницу в тетради?
81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?
82. Часто ли тебе снятся страшные сны?
83. Бывали ли у тебя желания прыгнуть в окно или броситься под машину?
84. Становится ли тебе веселее, если вокруг все веселятся?
85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них?
86. Совершаешь ли ты неожиданные для себя импульсивные поступки?
87. Ты чаще говоришь мало, чем много?
88. Мог бы ты, участвуя в драматическом кружке, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?