Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Центральные новообразования



На фоне развития ведущей деятельности происходит раз­витие центральных новообразований возраста, охватываю­щие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функ­ций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особеннос­ти: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «авто­номные» моральные взгляды, суждения и оценки, незави­симые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчи­вость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребен­ком идеал означает наличие у него постоянно действующе­го мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л.И. Вожович). Центральные новообразования: абстрак­тное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Л.С. Выготский центральным и специфическим новооб­разованием этого возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Под­росток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оцен­ках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстни­ками и взрослыми.

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в раз­витии взрослости у подростка:

  • подражание внешним проявлениям взрослых (стрем­ление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
  • » ориентация на качества взрослого (стремление при­обрести качества взрослого, например у мальчиков — «настоящего мужчины» — силу, смелость, волю и т.д.);
  • взрослый как образец деятельности (развитие соци­альной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, за­боты о других людях и др.);
  • интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных ин­тересов, поиск новых видов и форм социально значи­мой деятельности, которые способны создавать усло­вия для самоутверждения современных подростков) [19. С. 302].

Ведущая деятельность

Ведущие позиции начинают занимать общественно-по­лезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Общественно-полезная деятельность является для под­ростка той сферой, где он может реализовать свои возрос­шие возможности, стремление к самостоятельности, удов­летворив потребность в признании со стороны взрослых, «со­здает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фелъдштейн).

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка яв­ляется стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приво­дит к социальной неадаптированное и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Под­росток максимально подвержен влиянию группы, ее ценно­стей; у него возникает большое беспокойство, если подвер­гается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к са­моутверждению.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, под­росток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мо­тивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Мышление

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Под­росток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действитель­ности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток при­обретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

Речь

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной сто­роны, за счет расширения богатства словаря, с другой — за счет усвоения множества значений, которые способен зако­дировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой сис­темой, позволяет, во-первых, отражать окружающую дей­ствительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (В.С.Мухина).

Подросток легко улавливает неправильные или нестан­дартные формы и обороты речи у своих учителей, родите­лей, находит нарушение несомненных правил речи в кни­гах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к слова­рям и справочникам, чтобы уточнить значение слова.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентиров­ка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собе­седника.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Имен­но в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях — языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабаты­ваются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Самосознание

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из от­дельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмыс­ливать их как особенности своего поведения, а затем и ка­чества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, свя­занные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоот­ношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

Активное формирование самосознания и рефлексии рож­дает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокой­ство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы сво­их возможностей. Психологи связывают это со становлени­ем «Я»-идентичности. В этот период «...как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я»-идентичность обеспечивает целост­ность поведения, поддерживает внутреннее единство лично­сти, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями» [19. С. 345].

В.И. Слободчиков замечает, что при всех трудностях оп­ределения конкретных путей преодоления кризиса разви­тия в подростковом возрасте можно сформулировать общее

психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения — наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процес­се которого происходит становление новых способов их со­циального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудниче­ства и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества [20. С. 303].

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития детей в подростковом воз­расте.

2. Характеристика новообразований в подростковом воз­расте.

3. Развитие психических процессов.

4. Развитие личности подростка.

5. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрос­лыми.

Задания

1. Назовите и охарактеризуйте внешние и внутренние предпо­сылки изменения социальной ситуации развития в этот период.

2. Охарактеризуйте чувство взрослости подростка как особен­ность личности. Приведите примеры его проявления у подростков.

3. Проведите исследование межличностных взаимоотношений в коллективе школьного класса:

а) используя методы наблюдения и беседы;

б) используя метод социометрии. Проанализируйте полученные данные.

4. Заполните пробелы.

Кризис личности подростка связан с________ изменения­ми __________созреванием, поиском___________ среди других, потерей

5. Ведущая деятельность по Д.Б. Эльконину.

Выберите правильный ответ:

а) учебная;

б) общественно-полезная;

в) интимно-личные отношения; « г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

6. Центральным новообразованием подросткового возраста считается:

а)становление самосознания;

б) становление системы мотивов;

в) профессиональное самоопределение;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

7. Проведите опрос подростков по выявлению индивидуаль­ных качеств личности.

8. Изучите темперамент, акцентуации характера подростка в период педагогической практики (психологического практику­ма). Дайте советы по взаимодействию с учетом преобладающего типа темперамента и акцентуации характера (см. Диагностичес­кие методики).

9. Проведите методику «Рисунок несуществующего животно­го» с целью изучения личности подростка.

10. Составьте психологический портрет современного подро­стка.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.