...8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 — Да. Сумму... умножить на 3.
R 9
Дистимичность
...9, 21 , 43, 75, 87 — Да, 31 , 53, 65 — Нет. Сумму ... умножить на 3.
Экзальтированность
...10, 32, 54, 76 — Да. Сумму... умножить на 6.
Максимальная сумма баллов после умножения — 24. Черта характера является акцентуированной, если сумма баллов равна или больше 19. Если акцентуированной является одна черта, то тип характера определяется в первую очередь по ней. Если акцентуированы несколько черт, то тип определяется по всем ним с учетом максимумов.
Четыре-пять повышений до уровня акцентуированное в профиле могут означать наличие состояния психического стресса.
Если в профиле нет заостренных черт, то, следовательно, у обследуемого нет выраженного типа характера и можно говорить о тенденциях к тому или иному типу. О тенденции судим в случае, если конечная сумма баллов по черте находится в диапазоне от 15 до 19.
Профиль характера по Леонгарду — Шмишеку
Сумма баллов (после умножения по черте характера)
Диапазон акцентуированных черт и типов характера
…
Диапазон тенденций к тому или иному типу характера
Черта характера.
К. Леонгард рассматривает акцентированные личности как крайние варианты нормы. В неблагоприятных условиях они могут проявить признаки психической и социальной дезадаптации, что ставит их на грань заболевания. В благоприятных условиях они могут проявлять одаренность в какой-либо из областей.
4 типа—демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый - Леонгард относит к тем, кто имеет акцентуированные черты характера.
6 типов — гипер- и дистимический (субдепрессивный) аффективно экзальтированный, тревожный, эмотивный и цик-лотимный — включаются в группу с акцентуированными чертами темперамента.
А.Е. Личко считает, что все эти типы представляют собой варианты характера 1, как и экстравертированность и интроверти-рованость1.
Литература
1. Араканцева Г.А, Дубоватая ЕМ.Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. - 1999. — № 3 (19).
2. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
3. Волков Б.С. Психология подростка. — М., 2001.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. —СПб., 1999
5. Драгунова Т.В. Подросток. — М., 1976.
6. Егорычева Е.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. — 1999. — №1 (17).
7. Кле М. Психология подростка (психосоциальное развитие). — М., 1991.
8. Кон И.О. Психология старшеклассника. — М., 1982.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). — М., 1996.
17. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога/ Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995
18. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности.—М., 1994.
19. Салогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001.
20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо-
гии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов.—М., 2000.
21. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. — М., 1978
22. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Учитель + ученик: понять, принять, и др. помочь. — М.; Барнаул, 1996.
Глава VII
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст — ранняя юность (16—17 лет), юность — от 17 до 20—23 лет. B.C. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15—16 до 21—25 лет)
Юность — это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии.
Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны). В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей (И.О. Кон).
Юность, по мнению В.И. Слободчикова, — завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [9. С. 311].
Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, — характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора (Л.И. Божович).
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности — стремление приобрести профессию.
Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно-логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости.
Юность — решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, как отмечает Е.Е. Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.
Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Как жить?»). Юноша ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу». Его интересует не столько вопрос «Кем быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией и т.п.), широкая социальная благотворительность, идеал служения [8. С. 357-358].
Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.
Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.
Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.
Складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).
Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира [8. С. 360].
Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых — главное приобретение юности. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе (разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках). Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.
Происходит самооценка своей внешности (особенно у девушек). Юноши остро переживают замечаемые у себя признаки реального или мнимого избыточного веса, слишком большого или слишком маленького, как им кажется, роста, другие элементы внешности.
Одна из важных психологических характеристик юности — самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».
Большую роль в восприятии мира юношей и девушек начинает играть то социальное пространство, в котором они
живут. Здесь, в живом общении, познается жизнь и деятельность взрослых. Семья остается тем местом, где они себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.
Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками — это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.
Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.
Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой (И.Ю. Кулагина).
Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.
В юности происходит гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам. Большое значение придается выраженности принадлежности к определенному полу. Развитие половой идентификации представляет психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом.
Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни (17—21 год), со вступлением в самостоятельную жизнь.
Социально-психологические свойства этой возрастной группы зависят от социально-профессионального положения.
Кризис проявляется в крушении жизненных планов (не поступил в вуз), в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.
Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму.
Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального (отношение к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени), авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь. «Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «Я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование и позволяет квалифицировать этот период как критический — кризис юности [9. С. 324].
Авторы усматривают в кризисе юности негативные и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни — взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. и вступлением в новый период жизни; позитивные — с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.
В юности происходит овладение профессией, создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.
Вопросы для обсуждения
1. Социальная ситуация развития (выбор жизненного пути) в юношеском возрасте.
2. Основные новообразования и ведущий вид деятельности.
3. Общение и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.
Задания
1. Что вы понимаете под «личностным» и «профессиональным самоопределением» старшеклассников?
2. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.
3. Изучите работы И.С. Кона по проблеме психологии юношеского возраста. Основные характеристики в юношеском возрасте отразите схематично.
4. Выберите правильный ответ.
Специфика развития теоретического сознания старшеклассников по сравнению с младшими школьниками и подростками состоит втом, что:
а) появляется способность к гипотетико-индуктивному мышлению;
б) развиваются отдельные мыслительные функции;
в) формируется индивидуальный стиль умственной деятельности;
г) все ответы верные;
д) правильного ответа нет.
5. К важнейшим социальным потребностям раннего юношеского возраста относятся потребности в:
а) общении и обособлении;
б) признании среди сверстников;
в) достижении и поиске;
г) физической активности;
д) все ответы верные;
е) правильного ответа нет.
6. Охарактеризуйте психологические особенности студенческой юности.
7. Проведите тестирование старшеклассников с целью выявления смысложизненных ориентации (см. Диагностические методики).
8. Оцените коммуникативные и организаторские склонности в процессе профконсультации старшеклассников, а также мотивацию достижений (см. Диагностические методики).