Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОБЛЕМНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. 1. Велики заслуги Александра II перед Отечеством



 

1. Велики заслуги Александра II перед Отечеством. При нем было отменено крепостное право, началось строительство броненосного флота, в десятки раз увеличилась протяженность железных дорог, проведены прогрессивные судебная и земская реформы, присоединены Казахстан и Средняя Азия, освобождены от мусульманского ига братья-единоверцы. Но если Россия при Александре II благоденствует и бурно развивается, то почему же на государя совершается несколько покушений и, в конце концов, он становится жертвой террористов?

2. С. М. Соловьёв отмечал: «Преобразования проводятся успешно Петрами Великими; но беда, если за них принимаются Людовики XVI и Александры II» (Соловьёв С. М. Соч. Кн. 18. С. 655). Чем император, отменивший крепостное право, вызвал столь сильное недовольство историка-государственника?

3. В 1886 г. накануне 25-летней годовщины отмены крепостного права, московский генерал-губернатор запретил газетам упоминать об этом событии. Почему? Казалось бы, наоборот, надо было громко и достойно отметить эту славную дату, и вдруг – запрет.

4. Американский историк Р. Пайпс утверждал, что «после 1861 г. экономическое положение русского крестьянина сильно ухудшилось, и в 1900 г. он в целом был беднее, чем в 1800 г.» (Пайпс Р. Россия при старом режиме. М, 1993. С. 218). То есть, крепостное право отменять вовсе не было надобности? Или здесь заложена какая-то подоплека?

5. Во второй половине XIX в. правительство имело значительный резерв свободных земель. Тем не менее, оно сдерживало переселение крестьян из густонаселенных районов в более свободные места. Почему?

6. Одним из привилегированных сословий в России являлось духовенство. Ни белое, ни черное духовенство не платило подати и не несло воинской повинности. Но если бы духовенство несло воинскую повинность, то церковь и государство имели бы двойную выгоду: во-первых, гораздо больше солдат посредством общения со священниками получили бы церковно-религиозное образование; во-вторых, священники в солдатских шинелях значительно укрепили бы дух армии. Однако этого в России не произошло. Почему?

Обязаны ли современные священнослужители нести воинскую повинность в Российской армии?

7. Современники последней четверти XIX века в своих воспоминаниях о Московском университете отмечали, что выпускники семинарии обычно были лучше подготовлены к университетским занятиям, чем остальные студенты – выпускники гимназий и частных пансионов. Почему семинаристы учились лучше гимназистов, ведь первые были стеснены в свободомыслии, доступе к источникам образования намного значительнее вторых? Может быть, свободомыслие как раз и мешало полноценной учебе?

8. Одним из острейших вопросов России XIX в. был еврейский. Только евреи – купцы I гильдии, лица с высшим образованием и ремесленники имели право проживать повсеместно. Однако в случае смерти главы семьи все её члены немедленно выдворялись в зону оседлости. Евреи были ограничены в праве на образование: на 100 человек, поступающих в среднее учебное заведение, только 10 евреев могли претендовать на поступлении е, а в столицах – лишь трое.

В связи с этим, возникает несколько вопросов. Почему еврейское население подвергалось такой дискриминации? Не гонение ли на евреев стало причиной повышения революционности этой нации (по словам министра финансов С. Ю. Витте, ни одна национальность не дала России такого процента революционеров, чем еврейская)?

9. Опыт России второй половины XIX в. продемонстрировал, что развитие реформ в полную силу в условиях царской власти было практически невозможно. А почему тогда реформы осуществлялись в условиях монархии, например, в Англии, Швеции и других странах?

10. В конце XIX века в России существовали элементы традиционных общинно-патриархальных отношений и новейшие формы капитализма, полуазиатская деспотическая власть царя и развивающееся социал-демократическое движение, неграмотность, невежество основной части населения страны и подлинный расцвет культуры. Как могли уживаться эти противоположные явления в одном обществе?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Моральный подъем, характерный для начала либеральных реформ, у части общества сменился разочарованием. Усилилась активность террористов, совершивших ряд покушений на крупных сановников и императора. Царь-освободитель стал склоняться к охранительным силам. Для борьбы с революционным движением в начале 1880 г. была создана наделенная чрезвычайными полномочиями Верховная распорядительная комиссия во главе с:

а) М. Т. Лорис-Меликовым;

б) Д. А. Толстым;

в) наследником престола Александром Александровичем;

г) К. П. Победоносцевым;

д) Д. А. Милютиным.

2. Еще в 1866 г., после неудачного покушения на императора, Александр II удалил из правительства почти всех либеральных министров. Ключевой фигурой в правительстве стал новый начальник Третьего отделения и шеф жандармов:

а) П. А. Шувалов;

б) Д. А. Толстой;

в) К. П. Победоносцев;

г) М. Т. Лорис-Меликов;

д) Ф. Ф. Трепов.

3. Назначенный в 1880 г. на пост министра внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов своей задачей считал:

а) продолжение либерального правительственного курса;

б) кардинальную перестройку политики в сторону реакционных карательных мер;

в) борьбу с терроризмом;

г) защиту мирных обывателей от посягательств уголовных элементов;

д) сочетание подавления деятельности террористов с уступками обществу.

4. Мероприятием политики «диктатуры сердца» М. Т. Лорис-Меликова не является:

а) перестановки в правительстве, назначение либеральных сановников;

б) разработка программы реформ, начало подготовки к созданию парламента;

в) амнистия политических заключенных;

г) усиление карательных органов, создание Департамента полиции;

д) ослабление цензуры и давления на земства.

5. Игнатий Гриневецкий известен как:

а) организатор студенческого кружка;

б) автор проекта паровоза для жарких районов Средней Азии;

в) народоволец, убивший Александра II 1 марта 1881 г.;

г) активный составитель проекта реформ в комиссии М. Т. Лорис-Меликова;

д) изготовитель самодельных бомб для народовольцев.

6. Вскоре после убийства Александра II в апреле 1881 г. был опубликован манифест, в котором Александр III заявлял, что он вступает на престол «с верой в силу и истину самодержавной власти». Текст манифеста был составлен:

а) обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым;

б) председателем Государственного совета великим князем Константином Николаевичем;

в) консервативным публицистом М. Н. Катковым;

г) министром внутренних дел М. Т. Лорис-Меликовым;

д) военным министром Д. А. Милютиным.

7. Логика событий 1881 г. требовала, чтобы первостепенной заботой правительства стало сохранение основ самодержавия. Об этом свидетельствует появление «Положения об усиленной и чрезвычайной охране». При его введении власти на местах могли:

а) закрывать торгово-промышленные предприятия и учебные заведения, приостанавливать выпуск периодических изданий;

б) ссылать в Сибирь на каторжные работы;

в) судить без суда и следствия, выносить смертные приговоры;

г) отменять и приостанавливать действие центральных законов в целях обеспечения порядка на местах;

д) верно всё указанное.

8. Реформа 1861 г. за 20 лет исчерпала свой положительный заряд, требовались новые меры, чтобы сделать крестьянина полноправным участником рыночных отношений. Данному утверждению противоречило следующее мероприятие правительства:

а) открытие Крестьянского банка, выдававшего ссуды на покупку земли;

б) запрет закладывать крестьянские наделы и сдавать их в аренду вне крестьянской общины;

в) перевод всех крестьян на обязательный выкуп;

г) понижение суммы выкупных платежей;

д) отмена подушной подати, увеличение прямых и косвенных налогов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.