Реформы в данной области носили двойственный характер: их вектор определялся текущими событиями и позициями идейных вдохновителей. С одной стороны, импульс буржуазного развития предполагал повышение образовательного уровня населения; с другой, правительство продолжало использовать механизмы сдерживания, видя в расширении образовательного поля ростки вольнодумства и оппозиции.
Рассмотрение вопросов народного просвещения следует рассматривать по двум направлениям:
- развитие начального и среднего образования [38, 56, 93];
- высшее образование пореформенной России [50, 60, 96].
Определите виды начальных и средних и высших образовательных учреждений,
■ Какие из них возникли в исследуемый период?
■ На какой социальный состав они были ориентированы?
■ За счет каких средств существовали?
■ Была ли преемственность между различными образовательными уровнями?
■ В чем заключались специфика учебных программ?
Обратите внимание, что Университетский устав 1863 г., переработанный с учетом опыта европейских университетов, оказался наиболее либеральным из всех существовавших в царской России.
■ Что подразумевается под термином «автономии» университетов?
■ Какие различия в степени доступности образования существовали для:
а) представителей различных сословий;
б) национальностей;
в) мужчин и женщин?
Обратите внимание, что первичная корректировка реформы произошла уже в середине 1860-х гг.
■ С какими событиями она связана?
■ Каким образом усиление реакции отразилось на системе образовательных учреждений?
■ Удалось ли правительству с помощью применения ограничительных мер изменить внутриполитическую ситуацию?
«Временные правила» о печати 1865 г., появившиеся на гребне либерального подъема, хотя и не на долго, законодательно закрепили своеобразную эпоху «гласности» в издательском деле.
■ Что означает принцип «карательной» цензуры, в чем его отличие от цензуры «предварительной»?
■ Почему, на ваш взгляд, послабления коснулись лишь столичных газет и журналов и не распространялись на провинциальную печать и массовые издания для народа?
■ Назовите наиболее значимые периодические издания исследуемой эпохи.
■ Подведите итоги темы.
В последнее время в историографии утвердилось и представляется бесспорным мнение о взаимосвязи реформ 1860 – 1870-х гг. [8, 33, 59, 98].
Великие реформы, органично связанные с социально-экономическими и политическими процессами предшествующего периода, являлись поворотным пунктом в истории России. Поскольку крепостничество было неотъемлемой частью государственного устройства и его атрибутов (армии, права, административного управления), постольку после его упразднения последние просто не могли функционировать на старой основе, оставлять их в неизменном виде было невозможно.
Великие реформы не были реализованы до конца, ещё в правление Александра II началась их корректировка. Они не затронули верхние этажи власти, однако, не предусматривая и не обеспечивая одномоментного переворота во всех сферах государственной жизни, они закладывали для этого переворота фундамент и исключали возможность реставрации дореформенных порядков. Модернизация России проводилась на новой основе – освобожденного от крепостного права труда, развития частной инициативы, зарождения гражданского общества.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Сформулируйте внутренние и внешние предпосылки отмены крепостного права в России. Как сказалось поражение России в Крымской войне на её внутренней и внешней политике?
2. Почему падение крепостного права было исторически неизбежно?
3. Вспомните, какой опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса уже имелся в России к середине XIX века?
4. Чем отличалась подготовка реформы 1861 г. от предыдущих разработок проектов решения крестьянской проблемы?
5. Охарактеризуйте реформу 1861 г. В чем, на ваш взгляд, состояли её прогрессивные и крепостнические черты?
6. Назовите главные условия развития капитализма. В чем и в какой степени им соответствовала крестьянская реформа 1861 года? Почему крестьянская реформа является буржуазной реформой?
7. Почему дворяне-землевладельцы не оказали дружного и организованного сопротивления освобождению крестьян, а смирились с ним, как с неизбежностью?
8. Что такое аграрный переворот? Был ли он завершен в результате реформы 1861 года?
9. Какие особенности реформы ускорили развитие промышленности и затормозили рост сельского хозяйства?
10. Что произошло с крестьянской общиной по условиям реформы?
11. Зачем были введены временнообязанные отношения?
12. В чем заключаются недостатки и достоинства системы осуществления выкупной операции в ходе реализации реформы 1861 года?
13. Почему освобождение крестьян вызвало массовый всплеск крестьянского недовольства? Не парадоксально ли само словосочетание: «недовольство освобождением»?
14. Почему отмена крепостного права неизбежно повлекла за собой другие реформы?
15. Перечислите реформы 1860 – 1870-х гг. Каков был их характер? Можно ли говорить о завершенности этих реформ?
16. Какие полномочия закон предоставил органам местного самоуправления? Где не были введены земства и почему?
17. Что означает «бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации» суд? Докажите, что и после реформы в суде оставались черты сословности.
18. Какие изменения в системе просвещения закрепляли «Положения о начальных народных училищах», изданные 14 июня 1864 г.?
19. Какая из реформ являлась наиболее последовательной и прогрессивной? Докажите свою точку зрения.
20. В чем историческое значение реформ 60 – 70-х гг. XIX века?