Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Преобразования в области народного просвещения и печати



Реформы в данной области носили двойственный характер: их вектор определялся текущими событиями и позициями идейных вдохновителей. С одной стороны, импульс буржуазного развития предполагал повышение образовательного уровня населения; с другой, правительство продолжало использовать механизмы сдерживания, видя в расширении образовательного поля ростки вольнодумства и оппозиции.

Рассмотрение вопросов народного просвещения следует рассматривать по двум направлениям:

- развитие начального и среднего образования [38, 56, 93];

- высшее образование пореформенной России [50, 60, 96].

Определите виды начальных и средних и высших образовательных учреждений,

■ Какие из них возникли в исследуемый период?

■ На какой социальный состав они были ориентированы?

■ За счет каких средств существовали?

■ Была ли преемственность между различными образовательными уровнями?

■ В чем заключались специфика учебных программ?

Обратите внимание, что Университетский устав 1863 г., переработанный с учетом опыта европейских университетов, оказался наиболее либеральным из всех существовавших в царской России.

■ Что подразумевается под термином «автономии» университетов?

■ Какие различия в степени доступности образования существовали для:

а) представителей различных сословий;

б) национальностей;

в) мужчин и женщин?

Обратите внимание, что первичная корректировка реформы произошла уже в середине 1860-х гг.

■ С какими событиями она связана?

■ Каким образом усиление реакции отразилось на системе образовательных учреждений?

■ Удалось ли правительству с помощью применения ограничительных мер изменить внутриполитическую ситуацию?

«Временные правила» о печати 1865 г., появившиеся на гребне либерального подъема, хотя и не на долго, законодательно закрепили своеобразную эпоху «гласности» в издательском деле.

■ Что означает принцип «карательной» цензуры, в чем его отличие от цензуры «предварительной»?

■ Почему, на ваш взгляд, послабления коснулись лишь столичных газет и журналов и не распространялись на провинциальную печать и массовые издания для народа?

■ Назовите наиболее значимые периодические издания исследуемой эпохи.

 

■ Подведите итоги темы.

В последнее время в историографии утвердилось и представляется бесспорным мнение о взаимосвязи реформ 1860 – 1870-х гг. [8, 33, 59, 98].

Великие реформы, органично связанные с социально-экономическими и политическими процессами предшествующего периода, являлись поворотным пунктом в истории России. Поскольку крепостничество было неотъемлемой частью государственного устройства и его атрибутов (армии, права, административного управления), постольку после его упразднения последние просто не могли функционировать на старой основе, оставлять их в неизменном виде было невозможно.

Великие реформы не были реализованы до конца, ещё в правление Александра II началась их корректировка. Они не затронули верхние этажи власти, однако, не предусматривая и не обеспечивая одномоментного переворота во всех сферах государственной жизни, они закладывали для этого переворота фундамент и исключали возможность реставрации дореформенных порядков. Модернизация России проводилась на новой основе – освобожденного от крепостного права труда, развития частной инициативы, зарождения гражданского общества.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Сформулируйте внутренние и внешние предпосылки отмены крепостного права в России. Как сказалось поражение России в Крымской войне на её внутренней и внешней политике?

2. Почему падение крепостного права было исторически неизбежно?

3. Вспомните, какой опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса уже имелся в России к середине XIX века?

4. Чем отличалась подготовка реформы 1861 г. от предыдущих разработок проектов решения крестьянской проблемы?

5. Охарактеризуйте реформу 1861 г. В чем, на ваш взгляд, состояли её прогрессивные и крепостнические черты?

6. Назовите главные условия развития капитализма. В чем и в какой степени им соответствовала крестьянская реформа 1861 года? Почему крестьянская реформа является буржуазной реформой?

7. Почему дворяне-землевладельцы не оказали дружного и организованного сопротивления освобождению крестьян, а смирились с ним, как с неизбежностью?

8. Что такое аграрный переворот? Был ли он завершен в результате реформы 1861 года?

9. Какие особенности реформы ускорили развитие промышленности и затормозили рост сельского хозяйства?

10. Что произошло с крестьянской общиной по условиям реформы?

11. Зачем были введены временнообязанные отношения?

12. В чем заключаются недостатки и достоинства системы осуществления выкупной операции в ходе реализации реформы 1861 года?

13. Почему освобождение крестьян вызвало массовый всплеск крестьянского недовольства? Не парадоксально ли само словосочетание: «недовольство освобождением»?

14. Почему отмена крепостного права неизбежно повлекла за собой другие реформы?

15. Перечислите реформы 1860 – 1870-х гг. Каков был их характер? Можно ли говорить о завершенности этих реформ?

16. Какие полномочия закон предоставил органам местного самоуправления? Где не были введены земства и почему?

17. Что означает «бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации» суд? Докажите, что и после реформы в суде оставались черты сословности.

18. Какие изменения в системе просвещения закрепляли «Положения о начальных народных училищах», изданные 14 июня 1864 г.?

19. Какая из реформ являлась наиболее последовательной и прогрессивной? Докажите свою точку зрения.

20. В чем историческое значение реформ 60 – 70-х гг. XIX века?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.