Тема: Политические деятели СССР второй половины 1980-х гг.:
Биографии, программные документы, взгляды
Цель работы:
1. Закрепить и расширить знания об эпохе перестройки в СССР и порожденных ею дезинтеграционных процессах через «проживание» деятельности политических деятелей СССР в бифуркационной точке истории (в точке развилки), когда реализуется одна из множества альтернатив, о современных версиях и трактовках исторической ситуации в СССР во второй половине 1980-х гг., о её влиянии на внешнюю политику, на международные отношения.
2. Включить студентов в ситуацию применения практических навыков поиска и сравнительного научно-исследовательского анализа исторических первоисточников, создать условия для интерактивной жизнедеятельности и общения в ситуации творческого поиска, самостоятельной работы с интернет-ресурсами, дополнительной литературой.
3.Мотивировать студентов к инициативной работе в малых творческих группах, к освоению принципов самоорганизации, навыков ведения дискуссии.
Содержание работы:
Часть 1. Подготовка деловой ролевой игры
Часть 2. Проведение деловой ролевой игры
Часть 3. Подведение итогов
Часть 1. Подготовка деловой ролевой игры
Деловая ролевая игра проводится со студентами 1 курса, изучающими учебную дисциплину БД.03 История, тема 15 «Апогей и кризис советской системы. 1945-1991годы»
Игровой мир
Игра проходит в виртуальном Музее истории перестройки в СССР.
Начинается игра с разминки-викторины.
Посетители Музея – наши современники, участники дебатов по проектам внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативных «новому политическому мышлению» М.С. Горбачева. Перед дебатами в Музее проводится виртуальная экскурсия. Три экспозиции Музея посвящены консервативным, центристским и радикально-реформаторским политическим деятелям СССР второй половины 1980-х гг. (биографии, программные документы, взгляды).
Границами игрового пространства является история СССР эпохи перестройки (1985-1991гг.). В истории перестройки обычно выделяют четыре периода: первый, от марта 1985г. по январь 1987г., проходил под лозунгом «больше социализма», второй – 1987-1988гг. – имел лейтмотив «больше демократии», третий – 1989-1990гг. – период размежеваний и расколов среди политических деятелей СССР, четвертый – 1991г. – проходит резкое изменение соотношения сил в пользу радикально-реформаторских группировок, приход их к власти и начало антисоциалистической трансформации всех сторон жизни страны.
Теоретические подходы к истории перестройки в СССР – три макротеории (по В.В. Согрину):
1) теория общественно-экономических формаций (причины перестройки: переход от «несоциалистического социализма» к «социализированному капитализму»).
2) теория модернизации (причины перестройки: исчерпание возможностей поступательного развития на социалистической основе, вестернизация массового сознания, надежды на быстрое вхождение в рынок, признание обязательным условием перехода СССР на рельсы современного прогрессивного развития вступление в стадию постиндустриального информационного общества - создание механизмов и институтов западной либерально-демократической модели капитализма).
3) цивилизационный подход (драматические перипетии и следствия радикальной трансформации СССР, ее высокая социальная и экономическая цена: углубление раскола между «почвой» (традиционное верховенство государственной власти в общественно-политическом развитии, подчиненно-подданическое отношение к ней индивидов) и «цивилизацией» (гражданское общество и права индивидов, правовое государство как оплот либеральной цивилизации), игнорирование традиционных начал «российской цивилизации», коллективистских норм нравственности).
В конце игры проводятся тренинги по исследовательской деятельности.
Участники деловой ролевой игры
• Игротехники
• Посетители виртуального Музея – наши современники, участники дебатов по альтернативным внешнеполитическим проектам