Задание 5.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1, C2, C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний А. Тырковой-Вильямс.
«Отец запутался в долгах. Это была не его вина. Он расплачивался за общее положение помещичьего хозяйства. Только 25 лет прошло со времени освобождения крестьян. Четверть века – короткий срок для такого резкого экономического перелома, как переход от бесплатного рабского труда к платным рабочим. Сколько раз отцовские земли висели на волоске, сколько раз то банк, то частные кредиторы грозили продать все с молотка. Тульский земельный банк, где были заложены его имения, брал большие проценты и неумолимо требовал платежей в срок.
Дворянский банк открылся позже. Это было дело внутренней политики. Правительство решило сохранить дворянский правящий класс. Помочь ему удержать за собой земли, стремительно переходившие в купеческие и отчасти в крестьянские руки. Мой отец первый в Новгородской губернии получил ссуду из новорожденного Дворянского банка…
Крупные доходы за сено, за лес, иногда за рожь и овес уходили на банковские платежи… Потом, по случаю какого-нибудь события в царской семье, издавался манифест с разными милостями… дворянские недоимки перечислялись в основной долг».
С1. Укажите, как называлась, в каком году была проведена реформа, упоминаемая в источнике. Назовите основные формы эксплуатации крестьян помещиками в период, о котором идет речь в отрывке.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа ,
не искажающие его смысл)
Баллы
1.Год проведения крестьянской реформы-
2.Могут быть названы формы эксплуатации:
-
-
Указания к оцениванию:
Верно названы 2 и более элементов ответа
Верно назван 1любой элемент ответа
Элементы ответов не названы или названы неверно
Максимальный балл
С2. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытываемых помещиками в ведении хозяйства в указанное время?
Ответ:
Элементы ответов и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответов,
не искажающие его смысл)
Баллы
Могут быть названы следующие причины:
-
-
-
-
Указания к оцениванию:
Верно названы 2 и более элементов ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы ответа не названы или названы неверно
Максимальный балл:
С3. Используя данные источника и свои знания по курсу истории, назовите меры правительства по поддержке дворянских хозяйств.
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысл)
Баллы
В качестве мер по поддержке крестьянских хозяйств могут быть названы:
-
-
-
Указания к оцениванию:
Верно названы 2 и более элементов ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы ответа не названы или названы неверно
Максимальный балл:
Задание 6.Сравните.
С7. Сравните идейные основы заговорщического и пропагандистского течений в русском народничестве второй половины ХIХ в. Укажите, что было общим во взглядах идеологов каждого из течений, а что – различным.
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысл)
Баллы
В качестве общего могут быть названы:
-
-
-
-
Названы 3 и более любых элемента ответа
Названы 1-2 любых элемента ответа
Элементы не названы, или все названы неверно
Различия:
-
-
-
-
-
-
-
-
Указания к оцениванию:
Названы 3 и более любых элемента ответа
Названы 1-2 любых элемента ответа
Элементы не названы, или все названы неверно
Максимальный балл:
3.Содержание отчёта:
1. Наименование и цель работы.
2. Бланк ответов №1.
3. Бланк ответов №2
4. Выводы.
4. Контрольные вопросы:
1.Опишите главные реформы, проведенные в России в 60 —70-х гг. XIX в. Каковы их причины и значение? Что такое контрреформы?
2.Каковы предпосылки падения крепостного права в России? Как оценить значение крестьянской реформы и как восприняли её сами крестьяне?
3. В чем заключался буржуазный характер других государственных реформ в России?
4. Расскажите об общественном движении в правление Александра II. Что такое народничество и в чем его значение? Перечислите этапы эволюции народничества.
Список литературы:
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей:
2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М. .: Издательский центр «Академия», 2015.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М. .: Издательский центр «Академия», 2013.
Горелов А. А. История мировой культуры. — М., 2011.
Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.
Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.
Интернет-источники:
www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).
www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).