Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 без пробелов и знаков препинания.



 

Задание 1.Установите соответствие.

 

В1. Установите соответствие между изречениями и исторической личностью, которую характеризует это изречение.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

 

 

В2. Установите соответствие между именем правителя и современником.

 

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

 

Задание 2.Установите хронологическую последовательность.

 

В3. Расположите в хронологическом порядке создание памятников культуры Древней Руси. Запишите буквы, которыми обозначены памятники культуры, в правильной последовательности в таблицу.

А) «Слово о погибели Русской земли»

Б) «Поучение детям» Владимира Мономаха

В) переписка Андрея Курбского с Иваном IV

Г) «Задонщина»

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

 

Задание 3. Соотнесите события, личности и термины с эпохой.

В4. Три черты, характеризующие развитие Руси в ХIV – первой половине XV в. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) превращение Москвы в центр собирания русских земель

2) правление князей Симеона Гордого и Василия Темного

3) окончательное свержение ордынского ига

4) прекращение каменного строительства

5) расширение пахотных земель

6) издание нового «Судебника»

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

 

 

 

В5. Три основных процесса в развитии Русского государства в ХV – ХVI вв.

 

1) ускорение процесса закрепощения крестьян

2) завершение процесса централизации страны

3) начало феодальной раздробленности

4) возникновение первых мануфактур

5) усиление великокняжеской власти

6) развитие рыночных отношений

 

 

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

 

Задание 4.Прочтите отрывок из исторического источника и заполните пропуск в тексте.

Ответ предполагает использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

 

В6. Прочтите отрывок из сочинения историка С. М. Соловьева и напишите название совещаний, о которых идет речь.

 

«Кроме обычных сидений великого государя с боярами, бывали еще чрезвычайные совещания, на которые приглашались высшее духовенство и выборные из других сословий. Эти чрезвычайные __________________ бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжелую войну, причем потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных или советных людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость. <…> Выборные, или советные люди, являлись из Москвы и областей, из разных чинов по два человека; из дворян и детей боярских больших городов по два человека, из меньших по человеку, из гостей по три человека, из гостиной и суконной сотен по два, из черных сотен и слобод и из городов, из посадов по человеку. Из крестьян выборных не было».

 

Для ответа на задания части 3 (С) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2, С3 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса. Задание С8 предусматривает создание исторического эссе (объём-1лист).

 

Задание 5.Представьте обобщенную характеристику исторического события. С4. Укажите основные итоги деятельности Ивана IV Грозного в области внешней политики. Укажите не менее трех итогов.

 

 

Ответ:

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
1) 2) 3) 4)    
Указания к оцениванию Баллы
Названы 4 элемента ответа  
Названы 3 элемента ответа  
Названы 2 элемента ответа  
Назван 1 элемент ответа  
Элементы не названы или названы неверно  
Максимальный балл  

 

Задание 6. Рассмотрите исторические версии и оценки.

 

С5. Вопрос о роли монгольского нашествия, ордынского владычества в истории Руси, России издавна принадлежит к числу дискуссионных.

Большинство историков утверждало, что воздействие завоевателей на жизнь древнерусского общества было крайне негативным.

Какая другая точка зрения по вопросу о роли ордынского владычества в истории Руси, России вам известна? Какую из них вы считаете более убедительной? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

Ответ:

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)  
1)) Могут быть приведены следующие оценки: 1) 2) 2)) Обучающийся может выбрать однуиз приведенных оценок, но при этом должен привести подтверждающую её аргументы, например:   А. Для оценки, изложенной в пункте 1): 1) 2) 3) 4)   Б. Для оценки, изложенной в пункте 2): 1) 2) 3) 4) 5) 6)    
Указания к оцениванию Баллы
Названы различные оценки ига, сделан выбор предпочтительной оценки (часть 1содержания ответа), приведены 4 и более подтверждающих ее аргументов (часть 2 содержания ответа).    
Названы различные оценки ига, сделан выбор предпочтительной оценки (часть 1содержания ответа), приведены 3 подтверждающих ее аргументов (часть 2 содержания ответа).  
Названы различные оценки ига, выбор оценки не сделан, но приведены 2 факта, положений, свидетельствующих о том, что обучающийся придерживается определенной точки зрения.  
Различные оценки не приведены, выбор позиции не заявлен, приведены отдельные несистематизированные, но верные по существу положения.  
Элементы ответа не названы или все названы неверно.  
Максимальный балл

 

Задание 7. Сравните.

 

С7. Сравните итоги Куликовской битвы и «стояния» на Угре. Назовите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

 

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

 

 


 

Ответ:  
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)  
В качестве общего могут быть названы: - - -  
Указания к оцениванию   Баллы
Приведены 3 общие характеристики
Приведены 1-2 общие характеристики
Все общие характеристики названы неверно
Максимальный балл
Различия:  
1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4.
Указания к оцениванию Баллы
Верно названы 2 и более парных и непарных элементов  
Назван 1 парный или не парный элемент  
Все элементы не названы или названы неверно  
Максимальный балл
Общий балл
       

 

Задание 8.Напишите историческое эссе (объём-1лист).

 

С8.Напишите историческое эссе на тему: «Картина мира средневекового человека» (альтернативное задание: сравните взгляды и деятельность трёх выдающихся личностей эпохи Средних веков).

 

 

3.Содержание отчёта:

 

 

1. Наименование и цель работы.

2. Бланк ответов №1.

3. Бланк ответов №2

4. Выводы.

 

4. Контрольные вопросы:

1.Как Русь попала под ордынское иго? В чем выражалось это иго и каковы его последствия?

2.Как был отражен натиск на Русь с Запада?

3.Перечислите предпосылки объединения Руси. Опишите ход этого объединения.

4.Почему Москва стала центром объединения? Какую роль в возвы­шении Москвы сыграл Иван Калита?

5.В чем значение Куликовской битвы?

6.Как завершилось складывание единого государства на Руси? Ка­кие изменения в государственном управлении произошли при этом?

7.В чем значение деятельности Ивана III? Дайте характеристику его внешней политики. Как Русь освободилась от ордынского ига?

 

Список литературы:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей:

2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М. .: Издательский центр «Академия», 2015.

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М. .: Издательский центр «Академия», 2013.

Горелов А. А. История мировой культуры. — М., 2011.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.

 

Интернет-источники:

 

www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).

https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).

www. ec-dejavu. ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.