Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кризисное состояние человека пожилого возраста



 

Состояние кризиса может возникать как у молодых, так и у пожилых людей. Самым распространенным проявлением кризиса является депрессия. Доказано, что 8% – 14% людей старше 65 лет страдают клинической депрессией.

 

Депрессия

 

Депрессия может быть:

v легкой, умеренной и сильной;

v реактивной, как ответная реакция на сложную жизненную ситуацию (например, потеря близкого человека);

v эндогенной, возникающей без видимой причины, то есть обусловленной предрасположенностью организма человека к подобному состоянию.

Пути преодоления состояния депрессии различны (от социально-психологической помощи до медицинской). Но все они направлены на то, чтобы в итоге человек приобрел некий опыт, который в дальнейшем позволит ему стать более адаптированным при возникновении очередных кризисных ситуаций.

 

Признаки и симптомы депрессии

· Чувство вины, бесполезности и заниженная самооценка.

· Навязчивые идеи.

· Плохая концентрация внимания, медлительность.

· Постоянное ощущение усталости, быстрая утомляемость.

· Бессонница, раннее просыпание.

· Потеря интереса к ранее интересовавшим вещам.

· Мысли о суициде (для пожилых людей более обычны, особенно, для мужчин).

· Потеря аппетита.

· Появление новых или обострение хронических заболеваний.

· Дисфункция пищеварительной системы.

 

 

Рекомендации по уходу

 

Ухаживая за подопечными с депрессией, сотрудникам следует сосредоточить внимание на обеспечении его безопасности и повышении чувства собственного достоинства.

· Необходимо позаботиться о создании позитивной атмосферы, например, обращая особое внимание на достижения подопечного.

· Следует оказывать содействие тому, чтобы подопечный мог задействовать свои таланты и проявить функциональные возможности своего организма.

· Работая с клиентом, находящимся в состоянии депрессии, сотруднику следует ставить перед ним простые и достижимые задачи и обязательно хвалить его, когда он достигает цели.

· Необходимо предоставлять подопечному возможность выплакаться, если он этого хочет.

· Важно побуждать подопечного участвовать в различных мероприятиях, особенно если предполагаются контакты с другими людьми.

· С целью поддержания чувства собственного достоинства подопечного необходимо поощрять его к независимости; предоставлять клиентам возможность выбора, т.к. контроль над собственной жизнью важен для поддержания психического здоровья.

· Следует наблюдать за поведением подопечных и быстро реагировать на изменения в настроении клиентов.

· Необходимо предотвращать депрессию, оказывая клиентам поддержку в период перемен в их жизни.

Рассеянность

Рассеянность характерна для многих пожилых людей, она является результатом нарушения функции головного мозга и может вызвать:

· головокружение и слабую концентрацию внимания;

· дезориентацию — люди не понимают, где находятся и какой сегодня день;

· неугомонность, бесцельное брожение по улице и дому;

· галлюцинации — тени на стене воспринимаются как животные, люди и т.д.;

· высказывания, несоответствующие теме беседы.

 

Поскольку рассеянность является одним из симптомов слабоумия, то могут иметь место ошибочные диагнозы. Рассеянность может являться ответной реакцией:

- на физическое заболевание, дискомфорт, боль;

- на медикаменты;

- на большие перемены в жизни: изменение обстановки, перенесение тяжелой утраты, изменение социального статуса (работающий человек ➝ пенсионер) и т.д.

Рекомендации по уходу

Сотрудникам необходимо уметь определять объективные причины возникновения рассеянности у своих подопечных и оказывать своевременную помощь и поддержку, что может включать в себя следующее:

v сохранение личных вещей клиентов для поддержания, на сколько это возможно, привычной домашней обстановки (для стационара);

v медленная и внятная речь сотрудников;

v адаптация к действительности (см. фундаментальный модуль № 3);

v использование подсказок (таблички с иллюстрациями на дверях и различных предметах).

 

 

Вывод

Пожилые люди наиболее подвержены кризису в силу социально-психологических и физиологических причин. Сотрудникам учреждений социального обслуживания необходимо наблюдать за состоянием клиентов и оказывать поддержку в получении своевременной квалифицированной помощи. Поддержание хорошего здоровья подразумевает заботу о психическом здоровье людей, равно как и о физическом.

 

 

Упражнение 11

 

Помощь людям, находящимся в кризисном состоянии

 

Пожалуйста, опишите признаки кризисного состояния?

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

Каким образом Вы оказываете поддержку людям, которые в этом нуждаются?

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

Каков Ваш опыт по уходу за пожилыми людьми, находящимися в состоянии депрессии? С какими трудностями Вы столкнулись?

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

 

Подпись:______________________ Дата:_______________________

 

Комментарии руководителя ______________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Подпись:_____________________ Дата:__________________________

 

12.11. Слабоумие

 

Слабоумие – стойкое, малообратимое снижение интеллектуальной деятельности, которое вызвано атрофическими процессами в центральной нервной системе.

Одними из самых распространенных форм слабоумия являются болезнь Альцгеймера (БА) и сосудистая деменция.

 

Болезнь Альцгеймера (БА) характеризуется отмиранием нервных клеток, что вызывает прогрессирующую потерю памяти, затруднение речи, трудности при выполнении движений и действий, в узнавании людей и предметов и т.д.


Первичными признаками болезни Альцгеймера являются:

v значительное снижение объема памяти, далеко выходящее за рамки обычных показателей (подопечный может забывать очень простые слова или инструкции, теряться в знакомой местности);

v апраксия (нарушение произвольных движений);

v зрительная агнозия (неспособность узнавать предметы с помощью зрения);

v на первом этапе речь подопечного может оставаться не затронутой болезнью, хотя словарный запас может значительно уменьшаться (трудности при произнесении подходящих слов и непонимание абстрактных фраз, например пословиц).

 

Деменция — приобретенное слабоумие, проявляющееся в ослаблении познавательной способности, обеднении чувств, изменении поведения, крайнем затруднении при использовании знаний прошлого опыта. С годами возможность развития деменции возрастает. Сосудистая деменция – слабоумие, вызванное повреждениями сосудов головного мозга. Характеризуется колеблющимися мозговыми изменениями с неврологическими признаками типа аномалий походки и слабости в конечностях.

Причиной сосудистой деменции может быть закупорка кровеносных сосудов тромбом; отдельными тромбами, застревающими в артерии; или разрывом в стенке кровяного сосуда, вызывающим повреждение окружающих тканей. Факторы риска те же, что при болезнях сердца и параличе.

 

Симптомы слабоумия

 

· Потеря памяти

Кратковременная потеря памяти означает, что человек может не вспомнить, что ему говорили несколько минут назад, однако хорошо помнит свое детство или другие давние события.

· Рассеянность (см. раздел 12.10.)

Важно помнить, что существуют и другие причины рассеянности, которые могут быть неправильно интерпретированы персоналом.

· Речевые нарушения

Афазия — нарушения речи (трудности с произношением, чтением, письмом и т.д.) В сопровождении других симптомов слабоумия это может серьезно затруднить общение.

· Изменения характера

Необычное поведение и неадекватные реакции могут являться симптомами слабоумия, а характер человека может измениться практически полностью. Это особенно тяжело для родственников и персонала, предоставляющего подопечному непосредственный уход.

Прогрессирование слабоумия

 

Слабоумие оказывает на людей разное влияние, но в любом случае прогрессирует.

Выделяют следующие стадии слабоумия:

1) забывчивость;

2) слабая рассеянность;

3) глубокая рассеянность;

4) слабое слабоумие;

5) среднее слабоумие;

6) сильное слабоумие.

 

На начальных стадиях снижение познавательных функций не очевидно. Четвертая стадия характеризуется потерей памяти и изменениями характера. На этом этапе подопечные зачастую начинают осознавать свою интеллектуальную деградацию, в результате чего становятся обеспокоенными и злыми.

Далее следует расстройство мыслительного процесса. Затрудняется речь. Человек может перестать узнавать близких людей.

Финальная стадия, до наступления которой может пройти от 2 до 20 лет, является критической. На данном этапе клиенты не понимают, где находятся, могут прекратить общение и принятие пищи. Но важно помнить, что человек все еще понимает доброе, чуткое и заботливое отношение к себе.

 

Рекомендации по уходу

 

· Слабоумие — это большой стресс для человека, членов его семьи и друзей. Работая с такими подопечными, социальным работникам следует быть отзывчивыми, заботливыми и проявлять терпение.

· Сотрудникам не следует сердиться из-за того, что приходится повторять подопечному одно и то же несколько раз. Не следует ожидать быстрого ответа: необходимо дать клиенту время на то, чтобы он понял сказанное и смог ответить.

· Установившийся режим дня положительно влияет на больных слабоумием, делая их жизнь ясной и предсказуемой. Любое изменение может дезориентировать человека.

· Окружающая обстановка должна быть спокойной и организованной. Необходимо исключить все возможные источники риска.

· Подобным клиентам необходимо предоставлять помощь при ориентации в реальности, используя методы устного и наглядного напоминания. Например, говоря о членах семьи человека, можно показывать их фотографии.

· Чтобы помочь клиенту одеваться самостоятельно, следует положить его одежду в том порядке, в котором он ее надевает: верхнюю одежду положите вниз, а белье сверху.

· Очень важно вести здоровый образ жизни.

· Люди, страдающие слабоумием, могут не понимать, где находятся, но всегда понимают подход и отношение к себе сотрудников учреждения

· Люди, страдающие слабоумием, не переживают «второе детство». Они — взрослые люди с жизненным опытом, и с ними нужно обращаться достойно и с уважением.

· Если поведение подопечного становится недопустимым, то постарайтесь отвлечь его, переменив тему разговора или место нахождения клиента. Отвлекшись, подопечный часто не вспоминает, что изначально вызвало проблему. Не следует спорить с подопечными, страдающими слабоумием.

 

Вывод

Слабоумие — процесс прогрессирующий. Сотрудники учреждений социального обслуживания должны иметь верное представление о данном заболевании, адекватно, с пониманием и отзывчивостью реагировать на его проявления.

 

Упражнение 12

 

Помощь людям, страдающим слабоумием

 

Насколько важны для Вас знания о слабоумии? Как они могут повлиять на Вашу деятельность по уходу?

…………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………..

С какими трудностями Вы можете столкнуться при работе с людьми, страдающими слабоумием?

…………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………..

Что Вы можете предпринять для улучшения своей практической деятельности?

…………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………..

 

Подпись:______________________ Дата:_______________________

 

Комментарии руководителя ____________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Подпись:_____________________ Дата:__________________________

12.12. Уход за умирающими людьми

 

Данный раздел сконцентрирован на психологических и физических аспектах ухода за тяжело больными и умирающими людьми, а также на Вашем личном отношении к смерти. Тема ухода за умирающими клиентами уже рассматривалась нами ранее (см. индукционный модуль № 5), кроме того правила ухода за клиентами с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению (см. индукционные модули № 5, 7) также применимы и к данной категории клиентов.

Несмотря на то, что в нашем обществе стало проще говорить о многих вещах, тема смерти до сих пор является во многом запретной. Мы все еще используем такие выражения как «его больше нет с нами», «отошел в мир иной» вместо того, чтобы сказать «умер». Возможно, нам трудно говорить о смерти, просто потому, что это напоминает нам о том, что наша собственная жизнь ограничена, а неотвратимость смерти может быть пугающей. Подобные разговоры обычно заканчиваются воспоминаниями об умерших родных и близких людях, и нашем горе в то время.

Для социального работника неизбежен контакт с очень больными или умирающими людьми, поскольку он общается с людьми пожилого возраста. Иногда сотрудник может оказаться единственным человеком, в присутствии которого умирает его клиент. У подопечного может не быть семьи, родственники могут жить слишком далеко или они не поддерживают близких отношений. Чем лучше сотрудник разберется в своих чувствах в отношении смерти, тем лучше он сможет помочь другим людям в переходе от жизни к смерти. Поняв собственные чувства по отношению к смерти, сотрудник будет лучше слушать умирающего человека и правильно реагировать на него и на его семью и близких, которые также могут бороться с чувствами, причиняющими боль.

Тяжелобольным и умирающим людям наряду с физической помощью, не менее важна эмоциональная поддержка. В таком случае они не чувствуют себя одинокими, «списанными» или безвременно забытыми. Физический контакт (прикосновения, поглаживание, держание за руку и т.д.) может действовать успокаивающе и выражать желание сотрудника понять и разделить чувства умирающего человека.

 

Рекомендации по уходу

 

Безопасность

Ухаживайте, как обычно. Несмотря на то, что клиент может быть менее подвижен, чем раньше, тем не менее необходимо следить за его безопасностью. Поддерживайте в комнате комфортную обстановку, освещение, достаточную вентиляцию, чистоту и порядок.

Право на уединение

Чтобы оставить подопечному как можно больше времени для того, чтобы побыть наедине с семьей или священнослужителем (если он просит о такой встрече), выполняйте свои обязанности быстро и эффективно.

Уважение

Относитесь к подопечному как к личности. Позволяйте ему самому делать выбор и спрашивайте его разрешения всегда, когда Вы собираетесь выполнить какую-либо манипуляцию.

Общение

Разговаривайте с подопечным о том, о чем он хочет говорить с Вами. Ведите себя открыто. Смотрите подопечному в глаза и оказывайте ему невербальную поддержку. Разговаривайте нормальным тоном и старайтесь не шептать. Даже в случае, если Ваш подопечный находится в бессознательном состоянии, не произносите ничего такого, чего Вы не хотели бы, чтобы он услышал.

Независимость

Не изолируйте подопечного и не оставляйте его в одиночестве в течение длительного времени. Однако, периодически убеждайтесь, не хочет ли он побыть в одиночестве.

Предупреждение инфекционных заболеваний

Вы можете предотвратить инфекционные заболевания, ухаживая за кожей и удовлетворяя потребности подопечного в рациональном питании и отправлении естественных нужд. Особенно тщательно ухаживайте за полостью рта, т.к. человек может страдать от сильной сухости во рту. Поощряйте клиента к самообслуживанию в меру его возможностей и желаний.

 

После смерти человека

 

После смерти человека его родным и близким бывает тяжело справиться с горем от утраты, им может понадобиться Ваша поддержка.

Период, следующий за смертью близкого человека — очень сложное время для родных и друзей, так как они еще плохо представляют себе, какое влияние на их самочувствие и дальнейшую жизнь окажут переживания, связанные с постигшим их горем.

Каждый человек скорбит по-своему. Это может быть шок, онемение, отказ верить в смерть, испытание чувства вины и т.д. Человеку, старающемуся помочь скорбящим, следует принимать их скорбь как норму. Кому-то может показаться, гораздо проще препятствовать скорби, чем дать процессу идти своим чередом, но от этого могут возникнуть другие, еще большие проблемы.

Помогать людям скорбеть — значит принимать то, что с ними происходит. При этом необходимо слушать, успокаивать, поддерживать, давать понять, что скорбеть – это нормально и естественно.

Социальные работники могут присутствовать на похоронах подопечных и предоставлять поддержку их семьям. Забота не должна прекращаться со смертью человека.

 

Вывод

Сталкиваться с вопросом о смерти неприятно, но в работе с пожилыми людьми - неизбежно. В уходе за тяжело больными и умирающими подопечными одинаково важна и физическая, и психологическая помощь. Людям, понесшим утрату, также необходима поддержка.

 

Упражнение 13

Размышления о смерти

 

Пожалуйста, напишите несколько слов, которые первыми приходят Вам в голову в связи с чьей-либо смертью.

…………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………..

Посмотрите на слова, которые Вы написали. Вы боитесь смерти? Если да, то почему?

…………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………..

Был ли у Вас подопечный, который умер, находясь на обслуживании? Каковы были Ваши чувства?

…………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………..

От кого Вы получили поддержку и кому Вы ее предоставили?

…………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………..

Подпись:______________________ Дата:_______________________

 

Комментарии руководителя _____________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Подпись:_____________________ Дата:__________________________

 

Заключение

 

Здравоохранение и социальное обслуживание тесно взаимосвязаны, поскольку у многих клиентов учреждений социального обслуживания возникают специфические потребности относительно здоровья, а удовлетворение подобных потребностей является основной задачей персонала.

Сотрудникам любой организации, деятельность которой связана с предоставлением ухода пожилым и престарелым людям, необходимо устанавливать и эффективно использовать тесные связи с профессионалами в области здравоохранения.

О чем Вы узнали из данного модуля?

…………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………..

О чем Вам хотелось бы узнать больше?

…………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………..


 

 

 

 


13.1. Введение «Здоровье и безопасность»

 

Предоставление клиентам и сотрудникам гарантий здоровья и безопасности является существенным аспектом работы учреждений социального обслуживания.

 

Администрация учреждений, осуществляя руководство деятельностью по предоставлению клиентам социальных услуг, несет ответственность:

- за охрану здоровья и безопасность труда сотрудников на рабочем месте;

- за предоставление информации относительно возможных рисков и техники безопасности в пределах рабочего пространства;

- за обучение, относительно охраны здоровья и безопасности труда на рабочем месте (проведение инструктажей).

 

Сотрудникам учреждения, в свою очередь, вменяются определенные обязанности:

- придерживаться инструкций по охране здоровья и безопасности труда на рабочем месте;

- корректно использовать оборудование;

- носить защитную одежду.

 

Вывод

Поддержание гарантий здоровья и безопасности труда на рабочем месте – это важный аспект работы каждого учреждения, и сотрудникам следует строго придерживаться инструкций относительного данного раздела, предоставляя тем самым гарантии здоровья и безопасности труда как окружающим, так и самому себе.


Упражнение 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.