Важность сексуальных отношений интенсивно обсуждается в обществе, и хотя, обычно речь идет о молодых людях – выводы можно применить и к пожилым. Сексуальность важна тем, что она делает мужчину мужчиной, а женщину женщиной, и в целом – формирует в человеке чувство значимости. Человек обретает уверенность в себе, возрастает его чувство собственного достоинства.
Изменения в сексуальной жизни
С приходом старости сексуальные желания появляются у людей все реже и реже. В организме происходят различные физиологические изменения. Однако, они не приводят к полному исчезновению сексуальности. Бывает, что мужчины, не понимая возрастных изменений, воспринимают происходящее, как наступление импотенции и перестают вести половую жизнь. Знание возрастных особенностей сексуальности и адаптация пожилых людей к этим изменениям позволяет продлить их сексуальную жизнь.
Некоторые супружеские пары со временем прекращают свои сексуальные отношения. Однако, это может быть проявлением неудовлетворенности отношениями (как, например, это случается у молодых пар) или проявлением неуверенности в себе мужчин. Также снижение сексуальной активности, по крайней мере, на какое-то время, могут вызвать проблемы со здоровьем.
Даже, когда половая активность уменьшается по состоянию здоровья, сексуальные потребности могут оставаться и удовлетворяться через прикосновения, ласку и т.д.
Для большинства супружеских пар главным изменением все же становиться снижение половой активности, нежели полный отказ от сексуальных контактов.
Задачи персонала
Часто бывает, что отношение сотрудников учреждения к клиентам, ведущим половую жизнь, различно. Некоторые сотрудники относятся к этому с уважением и поддержкой. Другие находят это неприемлемым. Описаны случаи, когда социальные работники прямо спрашивали клиентов о том, как прошло их «свидание». Подобные действия со стороны сотрудников недопустимы!
Нельзя сравнивать сексуальное поведение пожилых людей, воспитанных в консервативное время, с поведением и точкой зрения молодых людей. Несмотря на то, что сексуальность все еще важна для старшего поколения, это выражается по-своему.
Важной задачей персонала является понимание значимости сексуальных отношений для клиентов и, как следствие, – тактичное разрешение специфических ситуаций на основе индивидуального подхода.
Вывод
С возрастом у людей происходит некоторый спад активности и частоты сексуальных контактов, однако, для многих пожилых людей остаются важными их сексуальные отношения. Поэтому задачей сотрудников учреждений социального обслуживания является понимание значимости сексуальных отношений для клиентов и, как следствие, - тактичное разрешение специфических ситуаций на основе индивидуального подхода.
Упражнение 15
Уважение сексуальности клиентов
Каким образом проявляется уважительное отношение к сексуальности подопечных в Вашем учреждении?
…………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………..
Какие трудности, связанные с сексуальными отношениями клиентов, Вы испытываете в своей работе?
…………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………..
Как Вы их преодолеваете?
…………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………..
Изменили бы вы что-либо в своей работе, изучив материал по данной теме?
Утром Вы входите в комнату клиента П., чтобы помочь ему одеться, он мастурбирует. Ваши действия?
…………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………..
Клиент Т. и клиентка П. часто сидят вместе в комнате отдыха. Между ними установились теплые, дружеские отношения (они часто держат друг друга за руку, нежно заботятся друг о друге). Какую тактику поведения в отношении этих клиентов Вы изберете?
…………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………..
После того, как сотрудница социальной службы нашла в комнате клиента Р. порнографические журналы, она назвала его «похотливым стариком». Вы стали свидетелем этого. Что Вы предпримите?
Позитивные взаимоотношения между сотрудниками и клиентами социальной службы – пожилыми людьми, очень важны для последних.
Сотрудники должны задумываться о природе таких взаимоотношений. Большинство сотрудников согласятся с тем, что их личное отношение к одним подопечным лучше, чем к другим. Тем не менее, необходимо контролировать свое поведение с тем, чтобы гарантировать равное отношение ко всем клиентам.
С одной стороны, сотрудники могут вести себя натянуто с «трудными» подопечными. В то же время, когда социальному работнику искренне нравится тот или иной клиент, он должен задавать себе вопрос: «Не перехожу ли я грань между отношениями "сотрудник-подопечный" и дружбой?».