Если задача слишком большая и выполнить ее за один раз не получится, разделите ее на логические части, рассчитанные примерно на 45 минут непрерывной работы. Лучше всего делить работу на отдельные главы, подзадачи, этапы и т.п., которые можно выполнить за один присест. Так вам не надо будет удерживать много информации во временной памяти. Когда выполните очередную часть задачи, не начинайте сразу же проверять электронную почту, а сделайте перерыв. Это позволит вашему архивирующему мозгу упорядочить важную информацию и перенести ее из временной памяти в долговременную (более подробно об этом см. в следующей главе). Вашему мозгу нужны такие перерывы, чтобы переварить и сохранить результаты своей работы. После этого вы можете приступить к следующей части этой задачи или к новому делу.
Объединение связанных между собой задач в один пакет
Следующий способ пакетной обработки состоит в том, чтобы объединять задачи из одной области или связанные одной темой в общий пакет, и выделять для работы над таким пакетом непрерывный отрезок времени. Но помните: чем меньше связаны между собой задачи, тем дольше происходят переключения между ними, тем больше устает ваш мозг и тем выше уровень стресса. Вы забываете больше вещей и совершаете больше ошибок. Работа с электронной почтой — яркий пример набора задач, которые часто никак не связаны между собой. Несмотря на это, пакетная обработка электронной почты эффективнее, чем работа с ней в текущем режиме. Старайтесь разграничивать рабочие и домашние дела, поскольку они относятся к разным областям. Если будете смешивать их, серьезные ошибки практически неизбежны (помните о забытых в машинах детях).
Объединение в один пакет не связанных между собой задач, таких как работа с электронными письмами или рутинные дела
Третий способ пакетной обработки — объединять разного рода небольшие задачи (чаще всего это работа с электронными письмами) в один большой блок, рассчитанный на 30, максимум 45 минут работы. Выполнять их надо в один заход, пока ваш мозг и ваш компьютер находятся в рабочем режиме. После того, как поработаете с таким пакетом разрозненных задач 30–45 минут, обязательно сделайте перерыв и перекусите (здоровой пищей), чтобы восстановить силы — в первую очередь ментальные. Или же планируйте выполнение такой работы перед обеденным перерывом. Как я объяснял в главе о силе воли и усталости от принятия решений, каждое решение требует определенных затрат ментальных сил, и эти затраты обладают кумулятивным эффектом. То есть множество небольших решений, которые вы принимаете при работе с электронной почтой (даже таких простых, как удалить сообщение или нет), съедают столько же энергии вашего мозга, как и принятие одного важного решения. Кроме того, после 30–45 минут работы в реактивном режиме мозгу нужен перерыв, чтобы вновь переключиться на проактивный режим и приступить к важной работе, встрече или разговору.
Стоит применять метод пакетной обработки и к рутинным рабочим задачам. Нам всем приходится заниматься делами, которые нам не нравятся. Прежде всего, подумайте, кому вы могли бы делегировать эти дела. В идеале порученные задачи должны быть для этого человека новыми и достаточно сложными, чтобы вызвать у него интерес. Вы можете попробовать поменяться работой со своим коллегой, которому нравится делать то, что не нравится делать вам, и наоборот. Когда у нас нет возможности избежать нелюбимых дел, мы склонны откладывать их на потом — потому что, как правило, они несрочные. Но знание, что на нас висит длинный список таких дел, тяготит нас. А откладывание их выполнения приводит к тому, что эти дела становятся срочными и начинают мешать важной работе. Поэтому я рекомендую вам объединять все «дерьмовые дела» (ДД) в «дерьмовые пакеты дел», как выражался один из моих клиентов, топ-менеджер. Заранее планируйте для них время в своем ежедневнике — например, один час в неделю. Если вы используете сетевой планировщик встреч, назовите это «встречей с ДД», чтобы никто не планировал дел с вами на это время.
У такого подхода есть ряд преимуществ. Когда на вас сваливается рутинная работа, которой вы не можете избежать, во-первых, не надо ругаться, страдать и переживать — просто откройте свой ежедневник и занесите эту работу в «пакет ДД». Уже одно это позволит вам почувствовать себя намного лучше. Во-вторых, вы сможете временно выбросить мысли о неприятном деле из головы, поскольку знаете, что сделаете эту работу в свое время. В-третьих, когда начнете расправляться с «ДД-пакетами», относитесь к этой работе как к своего рода «расчистке». Ваш мозг переключится в определенный режим, и вы справитесь с рутинной работой гораздо эффективнее. Чем заниматься ДД понемногу каждый день, гораздо быстрее разгребать их все разом, за один заход. Тогда мелкие, но неприятные дела не будут накапливаться и мешать более важной работе. В-четвертых, когда вы выполняете сразу целый пакет ДД за раз, у вас возникает ощущение, будто вы сделали генеральную уборку, и наступает чувство невероятного облегчения. Разумеется, то же самое верно и в отношении пакетной обработки электронной почты.
Пакетная обработка работы, которую вы берете на дом
Предположим, что вам удалось высвободить массу времени благодаря разрушению четырех оков мозга, которые тормозили вашу интеллектуальную продуктивность. Но все равно после целого дня в офисе вам приходится работать еще и дома. В таком случае отводите под работу, которую берете на дом, специальное время, и делайте ее всю одним блоком. Постоянной подключенностью дома вы портите семейную жизнь и подаете плохой пример своим детям. Если они находятся в подростковом возрасте, перечитайте главу о гиперподключенности подростков и подумайте, как вы можете помочь им избежать этой зависимости и сопряженных с ней проблем. Покажите им правильный пример: выделите под рабочие дела строго определенное время, а не находитесь все время в состоянии частичного присутствия-отсутствия. Попросите домочадцев не беспокоить вас в это время. А когда разделаетесь с делами, полностью отключитесь от работы и посвятите все свободное время полноценному общению с семьей.
Если дома вы постоянно находитесь на связи и решаете рабочие вопросы, значит, вы — образец низкоэффективного работника умственного труда (см. главу об электронной почте во второй части книги). Кроме того, тем самым вы показываете, что семья для вас менее важна, чем все, что происходит в вашем телефоне, а это самый ужасный вид фаббинга (то есть оскорбительного поведения, когда во время общения вы уделяете больше внимания своему телефону, чем другому человеку). Очень скоро вся ваша семья последует вашему примеру и начнет уходить в виртуальный мир чаще, чем взаимодействовать с реальным. И помните: когда речь идет о развитии детей и ваших отношений с ними, почтальон никогда не звонит дважды.
Отводите в своем ежедневнике блоки времени под пакетную обработку
Разумеется, под такие пакеты задач необходимо заранее отводить время в своем ежедневнике. Скорее всего, вы пользуетесь внутрикорпоративной сетевой программой-календарем, где каждый может запланировать с вами встречу на любое время и нарушить ваши планы по пакетной обработке. Чтобы этого не произошло, называйте работу над пакетами задач «встречами», и планируйте для них отрезки времени на весь оставшийся год. Многие мои клиенты называют их встречами «ССС» — «совещаниями с самим собой». Один менеджер по управлению качеством называл их «КПВ» — «качественным персональным временем». Кто-то использует шифровку «ВП» — «время подумать», а один топ-менеджер, о котором я упоминал выше, называл их «встречами с ДД».
Многие профессионалы и даже топ-менеджеры жалуются мне, что условия работы и культура в их компаниях не позволяют уменьшить многозадачность. Как правило, это, мягко говоря, полный вздор. Действительно, некоторая многозадачность неизбежна, это часть вашей работы. Однако в большинстве случаев многозадачность не так уж необходима и неизбежна, от нее можно избавиться благодаря самодисциплине, методу пакетной обработки и творческому подходу к работе.
Топ-менеджер одной международной компании пытался реализовать на практике рекомендацию выполнять важную интеллектуальную работу с утра, до чтения электронной почты. В это время его голова не забита текущими вопросами и он может сосредоточиться на важных делах. Поскольку этот топ-менеджер не мог игнорировать электронные письма от генерального и финансового директоров, он решил пометить их послания красным цветом. Однако когда он заходил в почту, чтобы прочитать их, то не мог удержаться от чтения других сообщений. В конце концов он решил эту проблему, задействовав функцию сортировки входящих сообщений. Теперь компьютер автоматически перемещал все входящие письма, за исключением писем от генерального и финансового директоров, в папку «Входящие-2». Теперь, открывая утром почту, топ-менеджер сразу видел только сообщения от руководства. Быстрая проверка этих писем по принципу Эйзенхауэра позволяла решить, какие из них требовали срочного ответа, а какие можно было отложить на несколько часов и обработать вместе с другими посланиями. Таким образом, этот человек успешно перешел на метод пакетной обработки электронной почты.