За то время, что я выхожу из дома и добираюсь до ближайшего перекрестка, я встречаю не меньше четырех пешеходов, которые разговаривают по мобильным телефонам или набирают SMS. Люди занимаются этим в магазинах, во время езды на велосипеде, сидя за столиками в кафе в одиночку или в компании, за рулем своих автомобилей, на прогулке с детьми, когда обнимаются или целуются. Даже в туалете! Недавно я прочитал результаты опроса, который показал, что 50% владельцев смартфонов берут телефон с собой в постель, чтобы ночью не пропустить звонки, SMS, электронную почту и сообщения в социальных сетях. В опросе Harris Interactive 9% людей старшего возраста и 20% молодежи от 18 до 34 лет признались, что они пользовались мобильным телефоном даже во время секса2.
Мы живем в гиперподключенном мире, который прекрасно описан в «Глобальном отчете о развитии информационных технологий», представленном на Всемирном экономическом форуме 2012 года. В этом докладе есть замечательный раздел «Преимущества и угрозы гиперподключенности для организаций и общества»3. В нем четыре эксперта из компании Alcatel-Lucent описывают это явление на общем уровне.
Всегда на связи: вездесущие мобильные устройства с поддержкой широкополосной связи позволяют людям в режиме 24/7 находиться на связи со своей семьей, работой, друзьями, группами по интересам и т.д.
Доступность: мобильные устройства и персональные компьютеры связывают людей и организации в единую сеть, делая их доступными в любом месте и в любое время.
Богатство информации: веб-сайты, поисковые системы, социальные медиа, 24-часовые новостные и развлекательные каналы обеспечивают непрерывные потоки информации, от стратегически значимой до банальной. Человек получает информацию в объемах, намного превышающих те, что он может «переварить».
Интерактивность: гиперподключенность означает, что каждый может внести свой вклад практически во что угодно.
Не только для людей: гиперподключенность предполагает коммуникацию не только между людьми, но и между людьми и машинами, и между машинами.
Сбор данных: практически неограниченные возможности для хранения данных. Повсеместные видеокамеры, системы глобального позиционирования, датчики, системы регистрации активности пользователей и т.п. Вкупе со стремлением многих людей документировать события своей профессиональной и персональной жизни это приводит к тому, что значительная часть повседневной деятельности каждого человека фиксируется в полупостоянных базах данных. (А как стало известно после разоблачений Сноудена, вся эта информация доступна для спецслужб.)
Кумулятивный эффект гиперподключенности — в том, что она позволяет преодолеть многие ограничения, связанные со временем и пространством. Современные технологии виртуализации творят чудеса: вам больше не надо находиться в одной комнате или даже в одной стране со своим коллегой, преподавателем или врачом, чтобы сделать то, для чего раньше требовались встречи лицом к лицу.
Когда я работал консультантом, обучал и тренировал руководителей и профессионалов, я обнаружил: гиперподключенность существует не только на уровне организаций и обществ, но и на уровне отдельных людей. Но основное внимание уделяется ее преимуществам, а реальные риски обычно замалчиваются и игнорируются.
Стремление «всегда быть на связи» (или тенденция к гиперподключенности) набирает обороты. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на молодежь. 12% подростков отправляют и получают больше 100 различных электронных сообщений в день, а 18% отправляют и получают больше 200 сообщений. Более ясная картина — в нижеприведенной таблице (данные взяты из PEW4, все приведенные цифры — это средние показатели).
Главная опасность для руководителей и профессионалов — в том, что гиперподключенность сокращает возможности для сосредоточенного размышления, живого обсуждения и вдумчивого чтения. Таким образом, она значительно снижает интеллектуальную продуктивность. Во Всемирной паутине доминируют компании, которые непрерывно скармливают своим клиентам информацию и тем самым удерживают их онлайн. Если вы используете ИКТ так же, как миллиарды обычных пользователей — то есть поглощаете потоки информации и находитесь онлайн всегда и везде, — вы попадаете в ловушку информационного потребления. А там нет места для интеллектуальной продуктивности и творчества. При этом вы забываете, что ваш профессиональный успех зависит не только от объемов поглощаемой информации, но и от вашей способности переработать ее и произвести совершенно новую и полезную информацию.
Постоянная подключенность вынуждает вас работать в многозадачном режиме (на что не способен ваш мыслящий мозг), вызывает хронический стресс, подрывающий вашу интеллектуальную продуктивность, и сокращает время сна. Это вредит работе архивирующего мозга. Подобные последствия настолько серьезны, что я посвятил каждому из них отдельную главу.
В этой главе я опишу другие проблемы, которые возникают из-за стремления всегда находиться на связи. 2.2. Как мечта о «всегда и везде» превращается в ночной кошмар «всегда и везде»
Современные технологии позволяют нам находиться на связи в любое время и в любом месте. При этом подразумевается, что мы сами можем выбирать, когда и где хотим находиться на связи. При правильном использовании эти потрясающие технологии помогают нам работать более эффективно, продуктивно и оставаться на связи с большим количеством людей. Они дают нам возможность совмещать профессиональную и личную жизнь благодаря гибкому рабочему графику и свободе передвижений. Например, смартфоны обеспечивают нам мобильность, быстрый доступ к информации — так мы можем оперативно принимать решения и повышать свою продуктивность. Электронные гаджеты поддерживают идею (или миф?) о «кочевых» работниках умственного труда, которые могут выбирать, когда и где им выполнять свою умственную работу.
К сожалению, в реальности большинство профессионалов превращают возможность находиться на связи «в любое время и в любом месте» в обязанность быть доступным «всегда и везде».
Свобода выбора исчезла. Люди считают, что они ОБЯЗАНЫ находиться на связи всегда и везде. В любом месте и в любое время суток можно увидеть людей с планшетами и смартфонами в руках: они работают, отправляют электронную почту или совершают деловые звонки. Они почти не отрывают глаз от своих маленьких экранов. А ведь вот-вот должны появиться новые гаджеты — так называемые умные часы и умные кольца. Они поработят людей еще больше.
От 67 до 80% владельцев мобильных телефонов регулярно проверяют свои смартфоны на предмет новых сообщений, уведомлений и пропущенных звонков. Они делают это даже если не слышали соответствующих сигналов. 67% страдают «манией звонка»: им кажется, что телефон звонит, когда на самом деле он молчит5. Некоторые люди проверяют свои мобильные телефоны по 30–40 раз в час6, 7.