Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 5. Региональная политика Европейского Союза



 

План лекции:

1. Региональная политика зарубежных стран

2. Региональная политика Европейского Союза

3. Проблемы экономической регионализации мирового пространства

В состав Европейского Союза входит в настоящее время 15 государств, уровень социально-экономического развития которых неодинаков. Преодолению различий в экономическом потенциале отдельных частей ЕС служит региональная политика ЕС. Осуществляя региональную политику, ЕС стремится сократить разрыв между уровнями развития различных регионов и уменьшить отставание регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях, включая сельские районы.

История формирования региональной политики ЕС крайне насыщена и напряжена, хотя и не слишком длинна: зародившись в послевоенные годы в форме мероприятий чрезвычайного характера, фактически активно она стала проводиться только с середины 70-х годов. И сегодня региональная политика превратилась в постоянно действующий фактор, без которого немыслима полноценная интеграция.

К сожалению, объем данной работы не позволяет остановиться на всех аспектах развития региональной политики, но, тем не менее, считаю необходимым акцентировать внимание на радикальной реформе структурных фондов (Секция гарантий Европейского фонда ориентации и гарантий в области сельского хозяйства; Европейский социальный фонд; Европейский фонд регионального развития) 1989 года, поскольку именно тогда были выработаны четкие принципы деятельности не только этих фондов, а, фактически, самой региональной политики. Так, эта реформа базировалась на четырех основных принципах:

o всемерная концентрация средств в наиболее нуждающихся регионах;

o программный, а не проектный подход;

o партнерство на всех уровнях: от национального до местного;

o дополнительность, то есть совместное выделение средств из наднационального и национального бюджетов.

Реформа предусматривала резкое увеличение выделения финансовых средств на мероприятия региональной политики (фактически их удвоение); были выделены основные типы регионов, получающих помощь через структурные фонды. А несколько позже Маастрихтский договор предусмотрел создание нового фонда – Фонда Сплочения – специально для «подтягивания» четырех беднейших стран – Испании, Португалии, Греции и Ирландии.

Можно заметить, что в текстах ЕС термин региональная политика все чаще замечается понятием политика сплочения. Таким образом, происходит изменение понятийного аппарата: фактически политика сплочения означает переплетение региональной политики и социальной политики, когда они уже не рассматриваются изолированно друг от друга. Политика сплочения предполагает одновременное сплочение по горизонтали (между регионами – региональная политика) и по вертикали (между слоями общества – социальная политика).

Новые вызовы ставит перед региональной политикой глобализация экономики. В новом глобальном контексте перед региональной политикой ставится задача не просто искать и мобилизировать внутренние ресурсы региона для повышения его конкурентоспособности в масштабах ЕС, но и повышение конкурентоспособности этого региона в мировом масштабе.

Однако региональная политика имеет и свои сложности. Во-первых, за время своего существования ЕС пережил четыре расширения. Понятно, что постоянное подключение новых стран неизбежно несло с собой не только разрастание межрегиональных диспропорций, но и появление новых типов региональных проблем. Во-вторых, региональная политика подразумевает необходимость вложения огромных финансовых средств, на что ЕС был готов далеко не всегда, особенно в первые годы своего существования, когда считалось, что интеграция автоматически ведет к выравниванию межрегиональных диспропорций. Соответственно, и мероприятия региональной политики считались второстепенными. В-третьих, сложность заключается в том, что каждое направление региональной политики имеет территориально выраженный эффект. Выяснилось, что понять, каким будет этот эффект в регионах разного типа, а тем более этот эффект учесть и попытаться сгладить его возможные отрицательные последствия, крайне сложно, практически невозможно. В-четвертых, региональное развитие вообще – процесс сложнейший, многофакторный, поэтому задать ему определенное направление удается редко. Такая особенность ведет к тому, что результат мероприятий региональной политики всегда будет отличаться от запланированного. И в-пятых, сложность заключается в том, что первые результаты появляются спустя довольно продолжительное время после начала мероприятий региональной политики. В этом отношении региональная политика крайне неблагоприятна, поскольку люди, ответственные за проведение тех или иных решений в данной области, как правило, профессионально не доживают до того момента, когда они могут воочию увидеть результаты своего труда. Эта же особенность имеет и обратную сторону: люди недобросовестные имеют все шансы избежать ответственности за принятые решения, поскольку нести ответственность будут уже их приемники.

Вышеперечисленные сложности, тем не менее, не могут явиться основанием для отказа от проведения региональной политики, что прекрасно демонстрируют ее итоги. В самом общем виде можно констатировать, что региональной политике удается держать диспропорции приблизительно на одном уровне, не давая им возможности «расползаться». Казалось бы, результат не очень утешительный, однако при подобного рода оценках следует задаваться вопросом: а что было бы без мероприятий региональной политики?

Интересно, что резкое повышение к этой проблеме характерно и для России: тема регионального развития не превратилась в тему-однодневку. Возможно, дело в том, что российские реформы последних лет в глазах населения явно несправедливы, и разные итоги реформ по регионам выражены крайне ярко. Средством для сглаживания чувства территориальной несправедливости в России как раз и призвана стать национальная региональная политика.

Какой же опыт в области проведения региональной политики может оказаться полезным для России?

Первое. На опыте ЕС Россия может оценить преимущества и недостатки того или иного концептуального подхода к сущности регионального развития. Очевидно, что наиболее оптимальным для сегодняшней России был бы подход стимулирования внутреннего потенциала регионов, к которому ЕС перешел после кризисов 70-80-х годов.

Второе. Тексты ЕС, посвященные региональной политике, позволяют получить прекрасное представление о понятийном аппарате, которым Союз пользуется в этой области. Вообще вопрос о дефинициях представляется крайне актуальным для России – без его решения вряд ли возможно дальнейшее развитие региональной политики. На сегодняшний день ситуация, к сожалению, такова, что практически каждый пишущий или говорящий о региональной политике, имеет в виду какое-то свое определение, не всегда понятное даже самому автору. Сейчас в России «ходит» по меньшей мере 8 определений региональной политики. Таким образом, необходимо срочно выработать договоренность по этому поводу.

Третье. Типология регионов и критерии районирования – здесь опыт ЕС просто бесценен. В России было предпринято уже несколько попыток районирования территории страны, однако они были либо неполными, то есть выделяли лишь какой-то тип регионов, либо проводились не для целей региональной политики.

Четвертое. Определение принципов и приоритетов региональной политики. Возможно, принципы региональной политики, которыми руководствуется ЕС, не совсем годятся для России, однако ключевой момент в данном случае заключается в том, что эти четкие и единообразные для всех регионов принципы обязательно должны существовать и неукоснительно соблюдаться. В России же сегодня средства выделяются в зависимости от близости того или иного региона к «верхам», что просто недопустимо. Примером здесь может служить выделение средств Москве на «выполнение столичных функций».

Пятое. Наконец, важным моментом является изучение российского регионального развития, российских регионов и последующее опубликование этих результатов. Данные региональных исследований долгое время считались секретными, сегодня же не изученность региональных проблем ведет к тому, что мы просто не знаем как следует, что происходит в стране на уровне регионов, не говоря уже о местном уровне.

В 1958 г. для выполнения одного из положений Римского договора о гармонизации и снижении различий в развитии регионов были созданы два отраслевых фонда: Европейский социальный фонд и Европейский фонд аграрной помощи и гарантий. В 1975 г. был создан один из основных инструментов региональной политики — Европейский фонд регионального развития, занимающийся распределением вкладов членов ЕС в общий бюджет между проектами, реализуемыми в наиболее отсталых регионах. Маастрихтский договор 1992 г. задекларировал политику выравнивания состояния регионов в странах ЕС как один из главных приоритетов Европейского Союза наряду с общим рынком и валютным союзом. С 1994 по 1999 гг. более 200 млрд. ЭКЮ (одна треть бюджета ЕС) было направлено на реализацию этой политики. Кроме того, в этот период были окончательно сформированы финансовые инструменты для политики регионов, которые включали в себя структурные фонды и специализированные программы (ISPA, SAPARD, PHARE и т. д.). С 1994 г. активное участие в формировании политики на европейском уровне принимает специально созданный орган ЕС — Комитет регионов (Сommittee of Regions, COR), куда входят представители всех регионов Европы. Комитет является совещательным органом, участвующим в процессе принятия решений в различных областях: экономическое и социальное взаимодействие, трансъевропейские инфраструктурные сети, здравоохранение, образование, культура, социальная политика и политика занятости, профессиональный тренинг, охрана окружающей среды, транспорт. Таким образом, реализуется постепенная трансформация концепции Европы наций в Европу регионов. Одним из следствий такой трансформации является повышение конкурентоспособности регионов за счет создания единого рынка с общими «правилами игры», на котором регионы могут рассматриваться как самостоятельные игроки.
Практически каждый из регионов имеет своих представителей в Брюсселе, которые занимаются лоббированием интересов региона, отслеживают изменения европейской политики, способные повлиять на ситуацию в регионе, «выбивают» деньги для региональных проектов ипрограмм.
Факторами, влияющими на успешность того или иного региона, все чаще становятся его инфраструктура, экология, качество рабочей силы, политика региональных властей в отношении инвестиций. Соответственно, снижается и напряженность отношений внутри государства, где отдельные регионы уже не дискриминируются в рамках модели «большинство - меньшинство», но становятся равными игроками в «Европе меньшинств».

Особенно это важно для тех регионов, которые в силу различных причин стремятся получить большую самостоятельность (Каталония и Страна Басков в Испании, Бретань во Франции, Фрисланд в Нидерландах), а также там, где исторически региональное самоуправление очень развито, - в Дании, Швеции, Германии. Таким образом, при определенной потере суверенитета на уровне государства регионы в Европейском Союзе приобретают большую независимость.

Хотя построение «Европы регионов» и не является декларируемой целью европейской интеграции, по всей видимости, ее можно рассматривать как промежуточную стадию на пути трансформации ЕС в «Европу граждан». В пользу данного вывода свидетельствуют разработка и активное продвижение концепции гражданства ЕС, попытки придания легитимности органам ЕС через их прямую выборность, разработка Конституционного договора, могущего служить определенной базой для трансформации ЕС в федеративное образование.

Таким образом, если говорить о региональной политике, направленной на «выравнивание» регионов в рамках ЕС, то в качестве ее инструментов можно рассматривать не только программы, занимающиеся в той или иной степени перераспределением финансовых средств, но и общие принципы построения Европейского Союза. Региональная политика построена на принципах солидарности и направлена на экономическое развитие наиболее отстающих регионов стран Европейского Союза. В 2007-2013 гг. общий бюджет в размере 313 млрд. EUR будет направлен на выполнение трех главных задач. Первая из них - конвергенция. Это наиболее значимая из задач, которая получит 78% общего, распределяемого через структурные фонды и фонд выравнивания бюджета для финансирования проектов на развитие регионов, в которых ВВП на душу населения составляет менее 75% от среднего по ЕС.
Вторая задача - региональная конкурентоспособность и занятость. В рамках выполнения этой задачи основное внимание будет уделяться поддержке и проведению экономических и социальных реформ, внедрению инноваций и развитию социальной сферы для повышения экономической привлекательности регионов, не входящих в число поддерживаемых в рамках первой задачи.

Наконец, третья - это европейское территориальное сотрудничество. Данная задача направлена на усиление трансграничного и межрегионального сотрудничества, развитие общей инфраструктуры, экономических связей и сетей компаний малого и среднего бизнеса и базируется на существующей программе INTERREG.

Региональная политика - это не просто перераспределение средств богатых регионов в пользу бедных. Это продуманная стратегия инвестиций и целенаправленных реформ, которая помогает людям найти работу и жить лучше в их городе или сельской местности. Занятость, тренинг, конкурентоспособность компаний, инвестиции в инфраструктуру, информационное общество, исследования, качество окружающей среды - все это приоритеты региональной политики.

Для достижения поставленных задач большое внимание уделяется развитию современных скоростных транспортных магистралей, способных ускорить движение товаров и людей. Проводится диверсификация источников энергии, включая развитие альтернативных (использующих энергию ветра, воды и солнца), внедряются энергосберегающие технологии и создаются новые энергетические сети и коммуникации. Широко внедряются технологии современного информационного общества, основанные на использовании Интернета, поощряется развитие электронной коммерции и телекоммуникационных сетей. Повышенное внимание уделяется эффективности производства, улучшению систем управления и маркетинга, внедрению систем профессионального обучения на производстве.

Важнейшим инструментом долгосрочной инвестиционной политики считаются создание и развитие компаний среднего и малого бизнеса, предоставление им упрощенного доступа к капиталу, развитие бизнеса, связанного с туризмом и культурным наследием регионов. При этом не остаются без внимания вопросы охраны окружающей среды и содействия снижению экологических рисков, так же как и создание новых рабочих мест в природоохранных профессиях.

Целенаправленная работа по реализации региональной политики приносит видимые результаты. Так, за последние 5 лет в рамках ее реализации было построено 4,1 тыс. км скоростных и 32 тыс. км обычных дорог, оказана помощь 214 тыс. компаний, создано 800 тыс. рабочих мест, тренинг прошли 8,15 млн. человек. Значительные изменения, связанные с качеством образования и экологической обстановкой, произошли в Испании, Греции и Португалии, а Ирландия из отстающей аграрной страны за 10 лет превратилась в одну из наиболее экономически развитых стран ЕС, значительно опережая по темпам роста Германию, Францию и другие страны Западной Европы.

Основные вызовы, стоящие перед ЕС в 2007-2013 гг., связаны с последствиями расширения, выполнением Лиссабонской стратегии занятости и роста, а также с повышением региональной конкурентоспособности.

Программы регионального развития (PHARE и др.) имели огромное значение в процессе интеграции новых стран в состав ЕС. Сыграли свою роль не только непосредственно финансовые средства, направляемые на поддержку необходимых трансформаций и реформ, но и то, что региональные власти и представители бизнеса стран-новичков научились работать с программами ЕС, играть по общим для Европы правилам, мыслить и действовать в соответствии с логикой программ Европейского Союза.

Для стран - новых членов ЕС региональная политика является одним из национальных приоритетов. Например, уже сейчас заметна существенная разница между западными (близкими к Германии) и восточными регионами Польши.

Республика Беларусь в настоящий момент может участвовать в нескольких программах трансграничного сотрудничества INTERREG: «Польша - Украина - Беларусь», «Литва - Латвия - Беларусь» и сотрудничество стран региона Балтийского моря. Уже поддержаны и получают финансирование проекты, направленные на развитие трансграничного туризма, экологической безопасности и образования.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.