Развитие регионов требует соответствующего финансового обеспечения, определения общего объема финансовых ресурсов, осуществления мероприятий по поиску дополнительных источников денежных средств.
Финансовая обеспеченность регионапредставляет собой соотношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рассчитанной с учетом социальных нормативов и дифференциации последних по важнейшим направлениям социально-экономического развития региона.
Сложившаяся в настоящее время практика принятия решений о финансовой поддержке регионов Украины не в полной мере учитывает реальный уровень благосостояния населения, качества жизни, состояние отраслей экономики, уровень развития инфраструктуры, степень использования налогового потенциала региона.
В практике экономического анализа финансовую обеспеченность региона характеризуют [74]:
- объем финансовых ресурсов на душу населения;
- средний доход на одного человека;
- средний бюджетный доход на одного человека;
- средний бюджетный расход на одного человека;
- величина средней заработной платы;
- стоимость потребительской корзины;
- удельный вес стоимости потребительской корзины в расчете на одного человека;
- величина прожиточного минимума.
Показатель оценки уровня финансовой обеспеченности
(ФО) региона может быть рассчитан по формуле:
ФО = (ФР/ПО) • 100%, (5.1)
где ФР — суммарный объем финансовых ресурсов, выделенных региону для реализации программ социально-экономического развития на определенный период;
ПО — суммарная потребность в финансовых ресурсах для реализации программ экономического развития региона за рассматриваемый период.
С учетом принципа адресного финансирования указанный показатель уровня финансовой обеспеченности может быть модифицирован в виде множества аналогичных показателей по конкретным направлениям социально-экономического развития региона:
ФО = (ФР/ПФ,) • 100%, (5.2)
где ПФ - потребность в финансовых ресурсах, необходимых для реализации конкретного направления социально-экономического развития региона.
Управление финансовой обеспеченностью региона осуществляется на основе комплекса мероприятий, направленных на повышение его доходности, среди которых:
- достижение необходимых объемов налоговых и прочих поступлений дифференцированно по каждой статье бюджета;
- повышение эффективности использования финансовых ресурсов на основе значительного сокращения субсидий и трансфертов, выделяемых отраслям;
- объективизация бюджета путем формирования его статей преимущественно на основе использования социальных нормативов для расчета объемов финансовых поступлений и объемов потребления финансовых ресурсов [74].
С этой целью в составе региональных бюджетных систем формируются балансы финансовых ресурсов региона (БФРР), которые представляют собой финансовую программу региона, обеспечивающую его социально-
экономическое развитие и выступающую в качестве составляющей финансового баланса государства.
БФРР отражает источники формирования, объемы использования финансовых ресурсов и предполагает учет ряда принципов, среди которых:
- принцип единства, который обеспечивается учетом доходов и расходов финансовой системы региона, единой правовой и методологической основой, единой экономической политикой;
- принцип полноты, предполагающий отражение всех имеющихся на территории региона финансовых ресурсов и направлений их использования в бюджетном году;
- принцип достоверности, базирующийся на использовании реальных показателей и научно-обоснованных нормативов;
- принцип гласности, основанный на всесторонней информированности хозяйствующих субъектов и населения в отношении финансового состояния региона;
- принцип наглядности, который требует взаимного объединения показателей БФРР с общеэкономическими показателями и балансом финансовых ресурсов государства.
БФРР направлен на решение задач по установлению общего объема финансовых ресурсов, используемых на соответствующей территории, обоснование распределения финансовых расходов по соответствующим направлениям, определение резервов региональной экономики и путей использования ресурсов с целью укрепления финансового состояния областей, городов, районов.
Разработкой БФРР занимается управление экономики и финансов региона (области) на основе программы социально-экономического развития с использованием отчетной и прогнозной информации областного статистического управления.
Баланс финансовых ресурсов региона отражает все имеющиеся в регионе источники финансовых ресурсов и направления их использования.
В доходной части финансового баланса выделяются пять основных групп источников финансовых средств:
• доходы, образующие местный бюджет;
• платежи за используемые природные ресурсы;
• поступления из вышестоящих бюджетов, определяемые
долей региона в использовании средств, связанных с реализацией функций государства;
• внебюджетные средства;
• заемные средства, привлекаемые для развития рынка и рыночных отношений в регионе [46].
Расходная часть финансового баланса охватывает:
- затраты, связанные с расширенным воспроизводством элементов региональной системы;
- затраты на финансирование социальной сферы и обеспечение формирования финансовой базы других государственных экономических структур.
Анализ финансового баланса региона позволяет выделить три группы доходов: доходы, которые образуются за счет распределения и перераспределения доходов предприятий, организаций и населения данного региона, заемные средства — долгосрочные и краткосрочные кредиты, средства, выделяемые из других бюджетов — вышестоящих и ведомственных, установить величину поступлений средств от населения, их роль в общей величине финансовых ресурсов региона и распределение между бюджетами. Помимо этого, разработка БФРР дает представление о структуре расходов финансовых средств и участии региона в формировании других бюджетов, а также о способности региона существовать в условиях самофинансирования.
Существующая тенденция усиления дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития и, соответственно, по степени наполняемости их бюджетов, обусловила появление регионов-доноров, а также регионов-реципиентов. В связи с этим возникла необходимость бюджетного выравнивания, которое представляет собой процесс целенаправленного распределения средств между бюджетами государства и регионов.
В мировой практике выделяют две схемы бюджетного выравнивания [46]:
- американскую,которая основана на формировании доходной части бюджетных средств всех уровней за счет собственных средств региона, закрепленных региональных и местных налогов;
- немецкую,согласно которой доходная часть бюджетов
всех уровней формируется преимущественно за счет законодательно закрепленных средств из государственных налогов.
Помимо процесса выравнивания регионального бюджета, финансовая обеспеченность региона достигается с помощью системы мероприятий, среди которых:
- эмиссия ценных бумаг (векселей, акций и облигаций), предполагающая переложение проблемы неплатежеспособности региональных органов власти на финансово обеспеченных субъектов;
- привлечение внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования и фонд медицинского страхования);
- заимствования из государственной финансовой системы;
- зарубежные займы.
Таким образом, достижение финансовой обеспеченности региона возможно на основе мобилизации и дальнейшей ориентации финансовых ресурсов на потребности, определяемые экономической целесообразностью.