Становление системы государственного регулирования регионального развития в трансформационный период. Место региональной политики в системе государственного регулирования экономики России. Цели и задачи Региональной экономической политики современной России. Нормативно-правовые основы государственной региональной экономической политики. Институциональная структура региональной экономической политики, ее динамика в трансформационный период.
Проектныйменеджмент и управление региональным развитием. Управление региональными логистическими системами. Риск-менеджмент в системе регионального управления. Антикризисное управление региональным развитием.
Макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики России и ее регионов. Критерии и показатели эффективности регионального развития.
ТЕМА 11. Бюджетный федерализм как основной инструмент реализации государственной региональной политики
Финансовая база экономики регионов. Основные принципы формирования бюджетов федерального и регионального уровней. Проблемы бюджетной обеспеченности регионов, пути и методы их решения. Принципы бюджетного федерализма. Зарубежный опыт урегулирования вопросов бюджетной обеспеченности территорий.
Виды доходов в рамках определения межбюджетных отношений. Основные статьи расходов регионального бюджета.
ТЕМА 12. Современные технологии управления: проблемы и перспективы использования при формировании региональной экономической политики
Адаптация современных технологий управления развитием территорий в условиях национальной экономики России: основное содержание, условия внедрения, проблемы их воспроизводства. Последствия дифференциации регионального развития, критерии и методы оценки экономической безопасности, ее обязательные составляющие.
Условия возникновения и преодоления кризисных ситуаций при использовании современных технологий управления. Основные виды кризисной ситуации в регионах.
2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
Учебная деятельность включает в себя не только познавательную деятельность, которую студенты выполняют во время лекций, семинаров, но и ту самостоятельную работу, которую они осуществляют вне аудитории.
Одним из условий успешного обучения является умение студентов быстро подобрать соответствующую литературу для выполнения учебных заданий и научной работы.
Не менее важным в учебном процессе является самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским занятиям. В отличие от других форм учебных занятий, в ходе семинаров студенты имеют возможность в большей степени проявить себя, показать свою активность, самостоятельность, способность применять полученные теоретические знания при анализе практических проблем профессиональной деятельности.
Основная цель семинара – проверка, углубление и закрепление теоретических знаний студентов, полученных ими на лекции и в процессе самостоятельной работы, оказание помощи обучаемым в самостоятельном овладении учебным материалом. Одной из центральных задач семинара является развитие теоретической активности и самостоятельности мышления студентов, ведения научной полемики.
При подготовке к семинарским занятиям студент должен глубоко изучить рекомендуемую по данной тематике литературу, соответствующий нормативный материал и подготовить мотивированный ответ на каждый вопрос, вынесенный на обсуждение на семинаре. Занятия будут проходить в форме творческого обсуждения поставленных вопросов, подготовленных докладов, решения логических задач и анализа статистических материалов, решения тестов, заполнения сравнительных таблиц.
Самостоятельная работа есть основная часть учебной работы студента и является для него обязательной. Главной задачей самостоятельной работы студентов является развитие умения приобретать научные знания путем личных поисков, формирование активного интереса к творчеству, самостоятельного подхода в учебной и практической работе.
Указания по решению задач, заполнению таблиц-заданий.На основе предлагаемых в форме таблиц данных следует произвести соответствующие расчеты, сделать выводы, дополнив (заполнив) таблицу. Используя полученные теоретические знания, определить причины, факторы сложившихся тенденций развития и сделать соответствующие выводы. Данные таблиц могут быть использованы при подготовке контрольных заданий, рефератов, курсовых работ по смежным дисциплинам.
Указания по тестированию. Предлагаемые тесты являются формой самоконтроля и оценки знаний студентов. Одновременно они могут служить учебным материалом, так как содержат правильные ответы на поставленные вопросы. По окончании работы можно самостоятельно оценить уровень знаний по дисциплине.
Таблица
Правильные ответы, %
Оценка
Комментарии
90–95
«Отлично»
Все разделы проработаны достаточно глубоко. Можно успешно применять свои знания.
80–85
«Хорошо»
В целом учебный материал усвоен, но возможно недостаточно проработаны отдельные темы.
60–65
«Удовлетворительно»
Следует поработать над допущенными ошибками и более детально изучить соответствующие темы.
50–60
«Неудовлетворительно»
Знания поверхностны. Следует основательно проработать учебный материал, а также обратиться к первоисточникам и монографиям, предложенным в списке литературы.