Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 1. Региональная экономика как наука



План лекции:

1. Понятие «регион» и содержание «региональной экономики»

2. Этапы развития теорий региональной экономики

3. Место региональной экономики в системе научного знания.

 

В современных рыночных условиях сущность организации капиталистического хозяйства остается неизменной, хотя и имеет некоторые новые черты.

В качестве подтверждения можно рассмотреть процесс формирования региональных рынков и основные подходы при размещении в них производства. Там также действует частнособственнический интерес, однако он может быть тесно интегрирован в общую региональную отраслевую структуру. Иначе говоря, в региональном аспекте размещение производства представляет собой совокупность интереса собственника-инвестора и региональных органов власти и управления. Существенным ограничительным фактором в данном контексте является отсутствие данной совокупности интересов в недавнем социалистическом прошлом, где, как известно, отсутствовала частная собственность как таковая. Данный факт привел к тому, что невысокая динамика процесса размещения производства в современных региональных условиях объясняется недостаточностью институциональных основ для проявления новых, в отличие от капиталистического типа, черт, обеспечивающих районирование по региональному признаку.

Существующие подходы к формированию

и организации региональных рынков

 

Формирование и развитие региональных рынков следует рассматривать как основу укрепления конкурентоспособности страны на мировых рынках. Основным фактором развития и укрепления региональных рынков является высокий уровень взаимодействия предприятий в региональных экономических системах. Региональные рынки в современных российских условиях образуются на базе субъектов РФ. Для каждого регионального рынка, как совокупности субрегиональных отраслевых и локальных рынков, в рамках субъекта РФ создается и реализуется своя стратегия развития. Отсутствие стратегического управления региональными экономическими системами сдерживает экономический рост рынков и приводит к их обособлению.

Основной целью развития региональных рынков является их устойчивый и долгосрочный рост, необходимыми условиями которого является наличие соответствующей инфраструктуры, благоприятные макроэкономические, социальные условия, правовая база. Поскольку рынок основан на взаимодействии спроса и предложения, которые образуют два основных направления его формирования, его развитие обусловлено повышением конкурентоспособности промышленности и сферы услуг, улучшением качества жизни населения на уровне регионов.

В условиях, когда рыночные изменения ускоряются, и развитие экономических систем становится менее предсказуемым, необходим четкий и комплексный инструментарий анализа и отслеживания основных тенденций, происходящих на уровне региона. При создании инструментария анализа необходимо учитывать различия в развитии конкретных экономических систем, которые обусловлены различиями в ценностях, культуре, структуре экономики, существующих институтах, распределении ресурсов. Кроме того, важно отследить особенности развития российских региональных рынков, главная из которых состоит в том, что становление рыночной экономики в России было спрессовано во времени, происходило одновременно по многим направлениям.

Основная задача формирования комплексного инструментария анализа и прогнозирования рынка сводится к определению универсального набора методов и моделей, позволяющих оценить региональный потенциал рынка, конкурентные позиции, используемые участниками рынка стратегии, сегменты покупателей, действующие и перспективные региональные ограничения развития рынка, направления развития товара, основные тенденции развития рынка. По полученным оценкам формируется структурное видение рынка в перспективе.

Инструментарий анализа и прогнозирования рыночных показателей в настоящее время является методологически оформленным, однако при формировании региональных рынков требуется его адаптация к условиям и особенностям развития соответствующих экономико-географических секторов. Вместе с тем, постоянно меняющаяся конъюнктура рынков и появление новых требований со стороны покупателей делают необходимым учет не только регионального аспекта, но и постоянного пересмотра и обновления существующего инструментария. Подобный инструментарий должен позволить адекватно реагировать на изменения, которые происходят достаточно часто и проявляются в смене технологий, зарождении новых сегментов рынка, создании новых каналов распределения, переориентации спроса.

Полагаем, что применение приемов маркетингового анализа при исследовании региональных рынков позволит более точно определить значимые конкурентные преимущества, выявить перспективы развития рынка и сравнить экономическую привлекательность различных рыночных сегментов, определить инвестиционную привлекательность развития тех или иных товарных линий, перспективные размеры продаж и прибыли, согласованные с рыночным спросом. Поэтому разработка комплексного инструментария анализа и прогнозирования рынка позволит не только формально описать целевые региональные рынки, но и определить программу их развития. Современные методы маркетингового анализа представлены эвристическими, формализованными и комбинированными методами. Преимущество использования методов маркетингового анализа связано с тем, что они объединяют приемы и способы обработки данных, зародившиеся в смежных науках: математике, экономической теории, социологии, психологии, статистике, а также в областях, напрямую не связанных с рынком: теории распознавания образов, теории обработки информации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.