Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные направления развития и углубления экономических реформ в регионе



3. Точки и полюса роста в регионе

 

Цели региональной экономической политики, как и любые цели, носят долговременный характер и связаны со стратегическими направлениями социально-экономического развития. Главными целями в данном случае являются:

− укрепление экономического единства страны;

− повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение равноправных условий социального развития во всех регионах социально ориентированной экономики.

− всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах социально ориентированной экономики.

Для достижения этих целей требуется решение ряда задач:
− обеспечение работоспособности основных систем жизнеобеспечения производственного потенциала, инфраструктурных систем, преодоление спада производства, повышение конкурентоспособности предприятий;
− содействие созданию в каждом регионе финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития;
− содействие установлению межрегиональных экономических связей и развитию общегосударственного рынка как интегрированной системы региональных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
− сокращение разрыва в уровнях социально и экономического развития регионов как путем активной поддержки отсталых и депрессивных территорий, так и путем выработки экономического механизма заинтересованности в развитии;

− регулирование безработицы, принятие мер по урегулированию миграции населения.
Экономико-региональное регулирование должно строиться на четком механизме взаимоотношений между различными уровнями власти. В частности, следует подготовить нормативно-правовые документы о разграничении и делегировании полномочий между республиканскими органами власти и органами власти регионов, а также об общих принципах организации управления регионами. Законодательно и нормативно должна быть закреплена процедура оказания мер государственной поддержки регионам. Шире необходимо использовать возможности новых организационных форм экономического сотрудничества (регионально и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, территориальные финансово- промышленные группы и т.д.).
Экономический механизм региональных отношений в первую очередь, конечно, будет развиваться в направлении совершенствования бюджетно-налоговой системы, разделения государственной собственности и доходов от собственности между общегосударственным и региональным уровнями, уточнения разграничения предметов ведения и экономической ответственности между республиканскими уровнями.
Главной задачей государства является не прямое управление этим развитием, а создание условий, при которых регионы были бы заинтересованы в достижении лучших экономических результатов и в масштабах страны, в расширении финансовой базы как регионов, так и страны в целом.

Таким образом развитие региона представляет собой сложный комплекс вопросов, связанных с глубинной перестройкой всех социально-экономических, финансовых отношений как внутри региона, так и между регионами.
Основной задачей государственного регулирования регионального развития является выравнивание уровней социального и экономического развития регионов.

Государственное регулирование должно:

- учитывать особенности территориального развития региона, т.е. те факторы производства, которые позволяют формировать свою, присущую только ему региональную специализацию экономики;

- тесно увязываться с планированием и прогнозированием территориального развития.

Основным средством реализации государственного регулирования регионального развития является региональная политика, в рамках которой государство обязано:

1) установить степень децентрализации территории;

2) вводить механизмы, которые обеспечивают поддержание целостности государства и самостоятельности регионов.

В этих условиях государство призвано не управлять жестко регионами, а осуществлять регулирующее воздействие, которое заключается в следующем:

· определение общих условий самостоятельности региона;

· установление согласованных пропорций регионального и федерального развития;

· формирование общенациональных приоритетов развития.

Основное содержание регулирования регионального развития:

1. Урегулирование отношений собственности.

2. Упорядочение отношений по поводу природных ресурсов.

3. Разделение финансовых потоков.

Государственное регулирование регионального развития осуществляется в различных контекстах.

1. Общеполитическое государственное регулирование.

· Разделение сфер самостоятельности и совместных действий.

· Установление ответственности и полномочий каждого уровня.

2. Общеэкономической правовое регулирование.

Процедуры и правила обуславливаются вопросами разделения прав собственности, способов формирования бюджета и т.д.

3.Селективная поддержка регионов.

Содержание:

· распределение соответствующих статей бюджета между регионами, которые нуждаются в финансовой поддержке;

· помощь через специальные программы.

4. Косвенная поддержка регионов, издание указов, постановлений.

Рычаги регулирования регионального развития:

- бюджетное и внебюджетное финансирование (инвестиции, система региональных льгот и дотаций);

- строгий контроль за расходом средств, поступления из федерального бюджета;

- для развитых регионов - создание системы стимулов для их укрепления;

- для слабых - создание рабочих мест, финансовая помощь.

Административно-правовое регулирование должно быть направлено на решение проблем стабилизации экономики, преодоление спада производства, финансового оздоровления экономики, создание структурных программ на 5-10 лет.

Важной задачей является создание специального органа, который ведал бы вопросами регионального развития в системе федеральной исполнительной власти. Его функции - решение задач межотраслевого и межрегионального характера, координация деятельности министерств и ведомств.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.