Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ проблем и перспектив осуществления инновационной деятельности в Украине



Внастоящее время инновационным процессам принадлежит кардинальная роль в современной экономике и в региональном развитии. Этому содействует бурный прогресс в области информационных технологий и телекоммуникаций, который справедливо называют информационно-технологической революцией. Новый этап научно-технического прогресса из-за ограниченности ресурсов в отдельных странах, сложности и системности инновации характеризуется созданием глобальной инновационной сферы на базе исследовательских сетей, охватывающих весь мир, основанных не на конкуренции, а на сотрудничестве научных школ, национальных инновацион­ных систем.

В современных условиях развития мирового экономического пространства характерной чертой становится глобальная конкуренция на всех уровнях, и, как следствие, - эффективность и динамизм инновационной деятельности превращаются в определяющие факторы обеспечения конкурентоспособности экономики отдельно взятого государства. А отношение государства к инновационной деятельности определяют еефинансовую, налоговую и экономическую политику на региональном уровне. Инновационные процессы становятся основными источниками благосостояния и развития, в особенности в контексте современной парадигмы устойчивого развития.

Инновационная деятельность представляет собой процесс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организационно-технологической подготовки производства, оформления нововведений, их распространения и внедрения в другие сферы [34]. Результатом этого процесса может быть нововведение или инновация.

По мнению Р. А. Фатхутдинова, «нововведение»- это оформленный результат фундаментальных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [78]. Исходя из этого, «инновация»- окончательный результат внедрения нововведения с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического,


научно-технического эффекта [78].

Основной чертой инноваций в условиях рыночного хозяйствования следует считать новизну потребительских свойств продукта, а также их техническую новизну.

Согласно Р. А. Фатхутдинову, инновации классифицируются:

- по уровню новизны (радикальные и ординарные);

- по масштабу новизны (новые в мировом масштабе,
в масштабе государства, в масштабе отрасли, в масштабе фирмы);

- по принадлежности к отрасли хозяйства (наука, образование, социальная сфера, материальное производство);

- по частоте применения (разовые, диффузные);

- по форме результата интеллектуального труда (открытие, изобретение, патент, рационализаторское предложение, ноу-хау, товарный знак, торговая марка, управленческие процессы);

- по степени влияния на технологическое и социальное
пространство (инкрементные, радикальные, новые
технологические системы) [78].

Вышеуказанные подходы к типологии инноваций обусловливают выделение видов инноваций, приоритетных для государства на разных уровнях управления инновационной деятельностью, в том числе - и на региональном.

Основной тенденцией осуществления инновационной деятельности выступает создание инновационной инфраструктуры - инновационных (инновационно-технологических) центров, технопарков, а также малых инновационных предприятий, которые взяли на себя функцию доведения научных разработок до готового продукта. Они создаются, в основном, на базе высших учебных заведений и академических институтов как форма связи научных результатов с общественной практикой. Таким образом, инновационная инфраструктура отражает процесс движения инновации от ее разработки до производства.

В мире сложилось три основных функционально-территориальных типа инновационных образований -инновационные центры, научно-технологические парки и тех­нополисы, - формирующие инновационную инфраструктуру региона.

Инновационные центры (инкубаторы) призваны осуществлять поддержку малого и среднего бизнеса, создавать благоприятную среду для подготовки кадров


конкурентоспособных фирм. Если раньше инкубаторы создавались преимущественно в высокоразвитых государствах, то в настоящее время темпами их создания выделяется Азиатско-Тихоокеанский регион. Среди разновидностей инкубаторов выделяют университетские, корпоративные и частные.

В научно-технологических парках осуществляется маломасштабное производство, основанное на местных научно-технических разработках. Конкретные формы функционирования парков весьма многообразны. Большинство первых научных парков возникло в США, затем они распространились в Европе, а ныне новое их поколение успешно развивается в Японии, Сингапуре, Китае и других азиатских государствах. Например, в США функционирует около 140 научных и технологических парков, в Великобритании - 40, в России - около 100. В настоящее время в Украине действует восемь технопарков, притом, что по европейским меркам их количество должно составлять около сорока [34].

Создаваемые ныне технопарки представляют собой группы организаций и предприятий, которые действуют на основании договора. Основными признаками технопарков являются: создание и продажа высокотехнологической наукоемкой продукции, региональная независимость этих структур, общее использование земельного участка и инфраструктуры структурными подразделениями, обязательное функционирование в пределах технопарков и инновационных инкубаторов.

Наиболее перспективной формой интеллектуализации хозяйства являются технополисы, в которых не только осуществляется научная и производственная деятельность, но и проживает население. Эти центры производства высоких технологий размещаются в местностях с комфортной окружающей средой, культурными и рекреационными возможностями в окрестностях базового города с наличием крупного университета. Технополисы, как правило, являются ядром регионального развития. Классическим примером служит Кремниевая долина (США) - мировой лидер производства микропроцессоров [26]. Создание технополиса предъявляет исключительно высокие требования к капитальным затратам на инфраструктуру и качество среды. Основой создания


технополисов является государственная инновационная политика, ориентированная на формирование соответствующей инфраструктуры и развитого технологического рынка.

Помимо этого, в региональном развитии особая роль принадлежит инновационным программам, ориентированным на разработку новых технологий, поощрение малого и среднего бизнеса и создание рабочих мест.

С усилением международной конкуренции в предприни­мательской деятельности многие государства начали испытывать затруднения с привлечением дополнительных зарубежных инвестиций. Это заставило изыскивать внутренние возможности для создания рабочих мест на основе экспортно-ориентированных отечественных предприятий.

Инновационная сфера как сектор экономики имеет существенные отличия и свойственные ей закономерности, выявление которых позволяет прогнозировать соответствующие явления и процессы.

В нынешнее время основной тенденцией выступает появление интегрированных организационных форм, способных создавать готовый инновационный продукт, реализуемый на рынке. Именно интеграционные процессы должны стать главным ориентиром для практики реструктуризации предприятий в направлении объединения отраслевых НИИ и предприятий на основе образования на территории региона крупных научно-производственных корпораций. Корпоративный принцип интеграции науки и производства будет обозначать переход экономических звеньев на инновационный путь развития, способность предприятий к постоянному и непрерывному функционированию в режиме инновационного развития.

Кроме того, перспективным могут стать различные формы сотрудничества крупных предприятий с научно-исследователь­скими институтами, которые выгодны обеим сторонам.

Помимо этого, жизненным может стать развитие крупных холдингов, корпораций, конгломератов, соединяющих в один технологический, производственно-хозяйственный и организационный комплекс предприятия с единой научно-технической базой, без посредников, без разрывов технологических потоков, с высокотехнологичными специализированными небольшими предприятиями и диверсифицированными малыми структурами в производственной и социальной инфраструктуре.


Формирование региональных инновационных центров на базе университетов в тесной кооперации с региональными научно-производственными корпорациями может открыть реальную перспективу формирования региональной инновационной системы, которая включает участников инновационных процессов, различные подразделения инновационной инфраструктуры, а также формы организации прямых и обратных связей между ними.

В качестве основных направлений развития экономических отношений в региональной инновационной сфере можно выделить:

- прямое государственное финансирование инновационных проектов, государственных целевых научно-технических программ, радикальных инноваций, разрабатываемых в региональных инновационных центрах, региональных научно-технических корпорациях, учебно-инновационных комплексах;

- многоканальное финансирование инноваций, в котором, кроме предприятий, участвуют государственные органы управления, инвестиционные фонды, коммерческие банки.

Так, государство, объявляя конкурс на разработку инновационных проектов со сроком окупаемости не более двух лет, берет на себя от 20 до 50% расходов [26]. Главная задача региональных органов управления по многоканальному финансированию инноваций состоит в создании условий и методов привлечения средств в инновационную сферу. К методам привлечения внебюджетных инвестиционных средств в инновационные проекты можно отнести: финансирование из средств регионального бюджета начальных стадий инновационных проектов общерегионального значения, финансирование предпроектных исследований, направленных на выявление условий прибыльности значимых для региона потенциальных инновационных проектов, осуществляемое за счет регионального бюджета. Поэтому основными условиями привлечения негосударственных средств в инновационную сферу являются: достижение прозрачности объекта инновационного инвестирования, наличие аналитических материалов состояния объекта, оценок коммерческой выгоды, преимуществ конкурентоспособности в перспективе.

Средства регионального бюджета целесообразно, в первую очередь, сконцентрировать на финансовой поддержке крупных стратегических проектов общерегионального


экономического значения.

Опыт последних десятилетий свидетельствует о том, что во многих государствах эффективность экономического развития зависит от эффективности функционирования инновационных систем производства. На сегодняшний день Финляндия, Израиль, Южная Корея выступают инновационными лидерами, экспортерами высокотехнологической продукции и услуг, хотя в 80-е годы были, большей частью, экспортерами сырья и матери-алов [22]. В противовес им, Украина превратилась в экспортера сырья, и быстро теряет позиции на мировых рынках.

Анализ тенденций регионального развития Украины позволяет сделать вывод о стабильном состоянии инновационной активности предприятий в регионах и о соответствии его тенденциям развития инновационной деятельности государства. По данным академика М. Згуровского, по количеству научных работников на 10 тыс. занятых (55 человек) Украина незначительно уступает ведущим европейским государствам (Германии, Великобритании, Дании, Австрии), а по количеству ученых-исследователей на 10 тыс. занятых - превышает уровень Австрии и Дании [34]. В 2003 году в Украине инновационная активность предприятий снизилась до 15,1% [34]. Кроме того, отмечено изменение динамики инновационной активности предприятий в региональном разрезе.

Группу регионов с самой низкой инновационной активностью предприятий (5-10%) формируют Житомирская, Луганская, Сумская области.

Группу регионов со средним уровнем инновационной активности предприятий (10-15%) формируют Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Львовская, Полтавская, Одесская области [22 ].

Наибольшим уровнем инновационной активности отличаются г. Киев (32,9%) и Винницкая область (30,4%). Анализ общего состояния научной деятельности как основы инновационного процесса свидетельствует о том, что большая их часть сосредоточена в столичном регионе, Харьковской, Донецкой, Днепропетровской областях. В целом, в этих четырех регионах сосредоточено более половины всех научных организаций Украины. Кроме того, прослеживается


тесная взаимосвязь между финансированием научной и инновационной деятельности. Наибольшая часть общего объема затрат на инновации сосредоточена в Днепропетровской, Донецкой, Харьковской областях и г. Киеве (см. рис. 4. Приложения).

Системный взгляд на компоненты и проблемы формирования механизма стимулирования инновационной деятельности позволяет сделать вывод о том, что причинами недостаточного уровня развития инновационной сферы являются:

- декларативный характер государственного стимулирования
инновационного развития;

- сохранение остаточного принципа государственного финансирования научно-технической сферы;

- несовершенство структуры и низкий уровень развития институций инновационной инфраструктуры;

 

- неблагоприятная кредитная политика коммерческих банков;

- отсутствие государственной программы стимулирования инновационных изменений в промышленности;

- сохранение диспропорций в сфере обновления материально-технической базы промышленного производства;

- сохранение высокого уровня материале- и энергоемкости конечной продукции;

- слабый уровень развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

- несовершенство системы защиты прав интеллектуальной собственности;

- неадекватность системы управления инновационной
деятельностью;

- неэффективная деятельность государственных и
коммерческих институтов инвестирования инноваций.

Большинство указанных причин выступают следствием проявления системы факторов, лимитирующих развитие инновационной сферы, среди которых:

- низкая рентабельность инновационной деятельности в
результате ее высокой капиталоемкости, высокого уровня рисков
НИОКР и внедрения результатов интеллектуального труда, а
также несбалансированность этих рисков по уровню и объемам
государственного стимулирования инновационной активности;

несовершенство системы государственного


регулирования инновационной деятельности, несоответствие потребностям инновационного развития;

- отсутствие адаптированности органов государственного управления к инновациям на региональном уровне хозяйствования;

- отсутствие эффективной региональной политики инно­вационного развития;

- ограниченные возможности в стимулировании
инноваци-онного развития региона и межрегионального
сотрудничества;

- нерешенность проблем функционирования целостных
промышленных и конкурентоспособных промышленных
комплексов на региональном уровне;

- недостаточность государственной финансовой
поддержки приоритетных инновационных проектов;

неразвитость методологии стратегического прогнозирования и оценки эффекта инновационной деятельности как базы для разработки стратегических ориентиров социально-экономического развития государства.

Кроме того, влияние на структурные преобразования инновационной деятельности оказывает углубление дифференциации регионов Украины по основным социально-экономическим показателям. В последние годы прослеживается усиление диспропорций в социально-экономическом развитии регионов, снижение экономической активности субъектов хозяйствования в результате несовершенной конкуренции на внутреннем рынке, а также ослабление роли государства в регулировании и стимулировании регионального развития. Активизация инновационной деятельности в регионе призвана создать условия для модернизации производственного комплекса территории, повышения уровня экологической безопасности, уменьшения ресурсной обеспеченности и энергоемкости производства, а формирование эффективного механизма передачи результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в производство обеспечит развитие инновационной инфраструктуры и привлечение инвестиций в инновационную сферу.


Контрольные вопросы:

1. Вчем сущность понятий «инновации», «нововведения», «инновационная деятельность»?

2. Какие существуют критерии классификации инноваций?

3. В чем сущность лимитирующих факторов инновационного развития в Украине?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.