Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственное регулирование регионального



Развития

Механизм управления процессами социально-экономического развития регионов определяется системой рычагов, используемых как на государственном, так и на региональном уровнях для формирования экономического пространства, развивающегося по законам рыночной экономики. Рычаги этого механизма должны, с одной стороны, содействовать формированию рыночной системы, как более благоприятной для развития экономики, а с другой стороны - обеспечивать рост эффективности производства.

Следует отметить, что региональное развитие базируется на существовании противоречий - внутренних и внешних, которые играют роль «пружины роста». Основное внешнее противоречие регионального развития - это противоречие между центром и регионами. Однако это противоречие диалектическое, и в определенных условиях играет роль важнейшего рычага развития или фактора серьезного торможения. Основным внутренним противоречием


регионального развития является узость специализации производства, которая влечет наибольшие потери экономики регионов с чрезмерно узкой специализацией.

В региональной экономике выделяется ряд механизмов управления процессами социально-экономического развития региона, среди которых [21]:

- механизм, основанный на использовании рычагов саморегулирования. В этом случае главная функция государства заключается в определении экономико-правовых условий деятельности всех субъектов рыночных отношений;

- механизм государственного регулирования, который предполагает расширение функций государства и участие во всех фазах воспроизводственного процесса;

- механизм стихийного регулирования, который характе­ризуется пассивной ролью государства в управлении рыночной системой и отсутствием предпосылок для использования рычагов саморегулирования. Результатом использования этого механизма может быть углубление экономического кризиса, усиление разбалансированности рыночной системы, гиперинфляция.

Многообразие существующих механизмов управления региональным развитием свидетельствует о том, что сохранение государственного регулирования является успешной предпосылкой социально-экономического развития регионов в условиях становления рыночных отношений.

По определению И. В. Запоточного и В. И. Захарченко, государственное регулирование регионального развития-это целенаправленная деятельность государства в лице соответ­ствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые с помощью системы различных подходов и методов обеспечивают решение намеченных экономических и социальных задач, отражающих конкретный этап развития экономики региона [21].

Государственное регулирование регионального развития представляет собой систему, которая характеризуется следующими аспектами:

- методологическим, - представляющим государственное
регулирование регионального развития в виде совокупности
принципов, форм, подходов и методов, используемых в процессе
регионального управления;

- организационным, - обеспечивающим единство


технико-экономических, социальных и экологических функций органов управления региональным развитием;

- социально-экономическим, - обеспечивающим анализ
региональной системы на основе существующих форм
использования экономического потенциала региона [21].

Государственное регулирование регионального развития основывается на специфических закономерностях размещения производительных сил, среди которых особую роль играют:

- комплексное развитие хозяйства регионов, предполагающее сочетание отраслей рыночной специализации, которые имеют общегосударственное значение, отраслей, дополняющих территориальный комплекс, а также инфраструктурных отраслей. Задачей регулирования в этом случае выступает обеспечение пропорционального развития всех групп отраслей, укрепление связей между ними;

- выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, которое представляет собой постоянную и перспек­тивную задачу государственного регулирования регионального развития. Наличие природно-географических, исторических, экономических, социально-демографических различий регионов способствует формированию специфических условий их функционирования. Поэтому главными ориентирами процесса совершенствования регионального развития должен быть учет специфики регионов в осуществлении структурной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики в условиях рыночных преобразований;

- территориальное разделение труда. Рациональное
территориальное разделение труда между регионами является
необходимым условием территориального развития в условиях
рыночной экономики. Государственное регулирование
регионального развития должно учитывать рыночную
специализацию государства и существование межгосударст­
венного и внутригосударственного обмена. На современном этапе
экономического развития особенно важно совершенствование
разделения труда между регионами путем объединения и
согласования их трудовых усилий и правильного сочетания с
интересами государства.

Объектами государственного регулирования регионального развития выступают многочисленные таксономические


единицы государственного и регионального уровней, которые формируют сложную систему территориальной организации хозяйства. Исходя из этого, в пределах регионов пересекаются общегосударственные, отраслевые, местные интересы, согласование которых является одной из наиболее сложных проблем общественного развития. Среди субъектов государственного регулирования регионального развития следует выделить органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Государство, как основной субъект реализации регио­нальной политики, призвано выполнять ряд регуляторных функций, среди которых:

- обеспечение функционирования рыночного хозяйства в регионе;

- разработка конкретных «правил игры» в рыночном пространстве региона и контроль их соблюдения;

- обеспечение стабильного развития эколого-социально-экономической системы региона;

- обоснование основных стратегических и тактических целей регионального развития с обязательным временным контролем их достижения;

- определение приоритетов регионального развития и поддержка конкурентного пространства;

- выбор и обоснование путей достижения поставленных целей регионального развития [73].

Государственное регулирование регионального развития направлено на:

- обеспечение реструктуризации экономики регионов, определение социально-экономических, научно-технических, экологических и демографических приоритетов;

- оздоровление региональной эколого-социально-эконо-мической ситуации;

- обеспечение полного и сбалансированного использования природно-ресурсного потенциала регионов;

- преодоление отставания отдельных регионов по уровню и качеству жизни населения;

- повышение уровня благосостояния населения и улучшения демографической ситуации;

- стимулирование развития экспортных и импортоза­мещающих производств в регионе;


- развитие межрегиональных и региональных инфраструк­турных систем, обеспечивающих эффективность функциони­рования экономики региона;

- обеспечение сбалансированного социально-эконо­мического развития регионов [73].

Для успешного осуществления экономических реформ в Украине необходимо рациональное сочетание разнообразных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единства принципов функционирования рыночных отношений на всей территории государства. Государственное регулирование регионального развития охватывает весь комплекс законодательных, административных, социально-экономических мероприятий, осуществляемых государственными и местными органами управления и базируется на принципах:

- избирательности использования системы регуляторов в отношении тех или иных субъектов хозяйственной деятельности в регионе;

- обязательности использования системы экономических регуляторов;

- ограниченности системы регулирования регионального развития временными рамками, особенно в отношении предоставления дотаций и льгот;

- необходимости учета региональной специфики в процессе государственного регулирования регионального развития.

Успех становления рыночных отношений и эффективности проведения экономических реформ зависит от конкретных действий органов управления по решению проблем в отдельных регионах. В связи с этим, государственное регулирование регионального развития исключает унифицированный подход к проведению рыночных реформ в регионах и требует гибкости в проведении региональной политики и единства общих принципов функционирования рынка на всей территории государства.

Среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики. Методы


экономической поддержки регионов со стороны государства можно разделить на прямые и косвенные. Прямая поддержка предусматривает либо непосредственные финансовые вливания в экономику региона, либо предоставление налоговых и иных льгот, снижающих региональные расходы. Государство помогает регионам, прежде всего, тем, что передает прибыльные, обладающие рыночной стоимостью объекты в региональную собственность, на безвозмездной основе. Регионы получают из государственного бюджета трансферты в виде государственных субвенций, не требующих компенсации, а также средства из внебюджетных фондов. Помимо этого, государственный бюджет выделяет средства на осуществление целевых программ, в состав которых входят региональные программы. Устанавливаются налоговые, таможенные и иные льготы, приводящие к уменьшению части поступлений, передаваемых регионами в государственный бюджет.

Косвенная поддержка заключается в расходовании средств государственного бюджета или внебюджетных фондов на отраслевые объекты государственной собст­венности, расположенные на территории региона.

Административные методы регулирования региональ­ного развития осуществляются в форме:

- административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;

- правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм соб­ственности (нормативное регулирование);

- рекомендаций, контроля (например, финансово-
бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиоло­
гического).

Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила. С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональ­ных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с соци­альными процессами.


Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства — через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции, по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установ-ленных этими органами рамках.

Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций-субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.

Государственное регулирование регионального развития распространяется на те сферы деятельности, которые имеют отношение к компетенции государственного уровня управления. К ним относятся: политика природопользования, социальная политика, развитие производственных систем, требующих централизованного управления; ценовая и кре­дитная политика, разработка правовых основ развития хозяйства, определение налоговой политики и ее дифференциация с учетом стимулирования процесса становления рынка в регионе, определение режима внешнеэкономической деятельности региона.

Регулирование регионального развития осуществляется в виде государственной селективной поддержки отдельных регионов. Эта поддержка, как совокупность специально организуемых действий политического, правового, социального, финансового, экономического и иного характера, призвана:

• стимулировать развитие регионов, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития;

создавать условия для возникновения и функционирования национально значимых потенциальных «точек роста»;

обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций;

формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого экономического и геополитического значения.

Разнообразие применяемых инструментов регулирования


регионального развития призвано обеспечить создание рациональных и взаимовыгодных отношений между государством и местными органами власти, адаптировать к современным условиям осуществления реформ, приблизить механизмы регулирования регионального развития к нормам и стандартам Европейского Союза с целью интеграции экономики Украины в мировое экономическое пространство.

Контрольные вопросы:

1. Вчем сущность системы государственного

регулирования регионального развития?

2. Каковы основные принципы, цели и задачи

государственного регулирования регионального развития?

3. В чем специфика применения основных инструментов

регулирования регионального развития?


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.