Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность, цели и основные инструменты региональной инвестиционной политики



Особая роль в формировании государственной инвестиционной политики отводится регионам. Региональная инвестиционная политика выступает частью общегосударственной инвестиционной политики, разрабатывается и реализуется на основе взаимодействия органов власти государственного и регионального уровней.

Проблема формирования эффективной инвестиционной политики регионов - одна из самых актуальных в период становления в Украине рыночных отношений и интеграции украинской экономики в международное рыночное пространство. А разработка и последующая реализация основных направлений инвестиционной политики способствует позитивному росту хозяйственной активности, созданию благоприятных условий развития приоритетных отраслей экономики, регулированию пропорций в экономической структуре производства, обмена и реализации общественного продукта.

Согласно определению [62], инвестиционная политика региона — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.

Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, а также степенью увязки данной политики с деятельностью других государственных институтов, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика занятости.

Основной целью региональной политики в сфере инвестирования выступает ресурсное обеспечение позитивных структурных изменений в экономике регионов, направленное на инвестиционное обеспечение процессов развития производственной сферы, создание благоприятного инвестиционного климата, мобилизацию и эффективное использование всех источников инвестиционных ресурсов.

Основным ориентиром в процессе разработки и реализации инвестиционной политики регионов выступает формирование благоприятного инвестиционного климата, для которого характерно:

- наличие региональных сбережений и их мобилизация в инвестиции;

- доступность кредитных ресурсов для предприятий;


- приток иностранного капитала в экономику региона;

- наличие потребностей региональной экономики в высоко­рентабельных вложениях.

С целью улучшения инвестиционного климата регионов в сфере инвестирования должна быть предусмотрена консолидация как внутренних, так и внешних инвестиционных ресурсов, осуществляемая на основе прямых государственных вложений капитала в объекты общегосударственного значения, использования бюджетного и денежно-кредитного регулирования инвестиционного пространства регионов, а также привлечения иностранных инвестиций.

Основной задачей инвестиционной политики на уровне региона выступает интенсификация регионального социально-экономического развития на основе полного и эффективного привлечения в хозяйственный оборот ресурсного потенциала регионов, использования преимуществ регионального разделения труда, расширения полномочий и повышения ответственности органов местного самоуправления.

Разработка и реализация инвестиционной политики региона требует соблюдения следующих принципов:

- фискальных, которые предусматривают регулирование
инвестиционной деятельности и влияние результатов реализации
инвестиционных проектов на доходы и расходы регионального
бюджета;

- экономических, учет которых предусматривает финансовое обеспечение и прибыльность инвестиционных проектов;

- социальных, которые характеризуют влияние инвестиционных вложений на социальную и экологическую ситуацию в стране (рис. 6.1).

Одним из приоритетов региональной социально-экономической политики должна быть разработка механизма расширенного воспроизводства производственного потенциала с целью повышения конкурентоспособности отечественного производства. Ввиду этого, реализация региональной политики обусловливает необходимость выбора оптимальной стратегии инвестиционной деятельности.

В современных условиях хозяйствования существенно возрастает значение стратегического и тактического плани­рования инвестиционной деятельности в регионе. Одной из основных целей разработки и реализации инвестиционной стратегии региона должно быть улучшение управления


региональным инвестиционным процессом и, соответ­ственно, повышение его эффективности. Региональная инвестиционная стратегия выступает экономической моделью, в состав которой входит ряд элементов, которые имеют конкретную ориентацию и рассматриваются как типы стратегий, классифицированных в соответствии с функциональ­ным принципом, сроками и направлениями реализации.

Региональная стратегия повышения эффективности управления инвестиционной деятельностью - неотъемлемый элемент экономической системы обеспечения реализации социально-экономических приоритетов развития регионов в долгосрочном периоде. Максимальный эффект достигается в том случае, когда все составляющие стратегии повышения эффективности управления инвестиционной деятельностью

Рис. 6.1. Принципы формирования инвестиционной политики региона


региона реализуются на основе координации из единого центра.

Среди основных принципов разработки стратегии повышения эффективности инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформации экономики региона, следует выделить:

ориентацию на долгосрочные макроэкономические цели социально-экономического развития;

- обеспечение взаимодействия элементов экономической

стратегии, с помощью которых обеспечивается достижение

стратегической цели регионального инвестиционной процесса;

наличие множества вариантов развития экономики региона;

комплексность разработки стратегии.

Основной целью стратегии повышения эффективности инвестиционной деятельности в регионе должно стать рациональное использование социально-экономического потенциала территории в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Разработка стратегии эффективного управления инвестиционной деятельностью должна осуществляться в несколько этапов:

- определение глобальных стратегических целей
регионального инвестиционного процесса;

- определение источников инвестиций и резервов повышения их эффективности;

- выбор элементов экономической стратегии;

- определение локальных целей;

- тактическое планирование и разработка альтернативных вариантов тактических мероприятий;

- контроль процесса осуществления и результатов
реализации стратегии, который позволит оперативно
реагировать на отклонения реальных рыночных условий от тех,
на которых основана тактика, своевременно корректировать
локальные цели инвестиционной стратегии.

Экономический рост обеспечивается капиталовложениями на уровне 20-30% ВВП, что считается индикатором инвести­ционной безопасности. В России, например, индикатор инвестиционной безопасности принят на уровне 25% [76]. Следовательно, если ориентироваться на индикатор инвестиционной безопасности, то дефицит инвестиционных ресурсов в Украине составляет, как минимум, 5,32% ВВП.


Ограниченность в инвестиционных ресурсах вызывает необходимость привлечения ПИИ.

Для разработки региональной политики привлечения иностранных инвестиций необходима структуризация отраслей экономики региона с позиции целесообразности использования в них иностранного капитала. При этом следует выделить несколько групп отраслей, в которых:

- запрещен доступ иностранного капитала;

- доступ иностранного капитала возможен только после полу-чения лицензии;

- отрасли, в которых предприятия с иностранными инвести­циями создаются на тех же условиях, что и отечественные.

Приоритетными направлениями привлечения иностранных инвестиций в экономику большинства регионов являются: реализация крупных инвестиционных проектов, развитие и модернизация традиционной промышленной базы, органи­зация новых производств, которые основываются на нетрадиционных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики либо насы­щают рынок качественно новыми товарами или услугами.

Отбор основных направлений вложения иностранных инвестиций должен осуществляться исходя из первоочеред­ных государственных интересов, предусматривающих:

- ограничение доступа иностранного капитала в отрасли, имеющие стратегическое значение, а также в отрасли, где необходима поддержка собственных производителей;

- развитие отсталых регионов и территорий;

- реализацию крупных инвестиционных проектов;

- внедрение новых высокотехнологичных производств, которые могли бы качественно поднять уровень эффек­тивности производства региона в целом.

Реализация каждого из направлений использования иностранных инвестиций в регионе нуждается в четком разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных инвестиционных проектов требует как усилий со стороны региональных органов власти, так и Жесткого государственного контроля. При этом, контроль со стороны правительства должен быть опосредован финансовыми интересами государства. Помимо этого, необходимо применение дифференцированных подходов,


адекватных им способов реализации в зависимости от текущей ситуации, определяющей условия реализации того или иного проекта. Следует отметить, что ограничение притока иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли или предприятия необходимо для сохранения экономической безопасности как государства в целом, так и его регионов. Однако мировой опыт свидетельствует, что для повышения уровня инвестирования национальной экономики необходимо, в первую очередь, использовать внутренние резервы и механизмы усиления инвестиционной активности. Одним из таких резервов является активизация инвестиционной деятельности в регионах на основе поддержки малого и среднего бизнеса, ориентации инвестиционной политики на высокотехнологическое производство, распространения специального режима инвестиционной деятельности на территории регионов-инвестиционных аутсайдеров, внедрения эффективной системы страхования инвестиций, лизинга и факторинга.

Мировой опыт формирования инвестиционной политики регионов свидетельствует о существовании системы инструментов реализации региональной инвестиционной стратегии, среди которых следует выделить [23]:

создание регионального залогового фонда, - представ­
ляющего собой совокупность имущества, денежных средств,
ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав,
принадлежащих региону и служащих обеспечением для
заключенных договоров поручительства и залога. Активы
залогового фонда региона формируются из средств регионального
бюджета, средств безвозмездной финансовой помощи
региону, пакетов ценных бумаг предприятий, находящиеся в
собственности региона, объектов недвижимости, права на
эксплуатацию разведанных и эксплуатируемых месторождений
полезных ископаемых, а также иного имущества,
находящегося в собственности региона;

осуществление ипотечного кредитования - как
средства быстрого роста частных инвестиций в недвижимость.
Это довольно широко распространенный инструмент
активизации деятельности населения как инвестора. Условия
предоставления ипотечного кредита в Украине непринципиально
отличаютсят от мировых. Кредит под залог недвижимости
выдается обычно на 20—25 лет, а размер заемных средств и


первоначального взноса составляет порядка половины стоимости жилища. Постепенный переход к мировым стандартам ипотечного кредитования предполагает снижение первоначального взноса с 50 до 5-20% [23];

осуществление концессии как средства привлечения финансовых ресурсов в экономику региона. Под концессией понимается передача в эксплуатацию на определенный срок на возмездной основе принадлежащих региону природных богатств, предприятий, а также имущественных прав, с предоставлением концессионеру определенных финансовых преференций. Преимущество при передаче в концессию имеют: существующие предприятия, находящиеся в собственности региона, текущая рыночная капитализация которых меньше годового дохода предприятия; объекты, аналогичные объектам, ранее переданным в концессию; объекты региональной собственности. Государствен­ная поддержка концессионной деятельности осуществляется путем создания совместного с концессионером предприятия на условиях долевой собственности; установления льготного периода платежей концессионера в бюджет региона по проектам с низкой коммерческой эффективностью; предоставления гарантий региона банкам-кредиторам концессии в качестве условия обеспечения платежных обязательств заемщика;

функционирование свободных экономических зон (СЭЗ), которые создаются с целью привлечения инноваций, развития экспортного потенциала регионов, увеличения валютных поступлений, активизации иностранного инвестирования, накопления передового научно-технического и управленческого опыта;

осуществление инновационной деятельности, которая состоит в создании новых видов конкурентоспособной продукции на основе новых технологий, смене устаревших технологий на более новые, экологически чистые виды производства.

В качестве основного средства реализации инвестиционной политики региона в настоящее время выступает инвестиционное проектирование. Ввиду ограниченности финансовых средств, мобилизуемых на.уровне региона, актуальным является отбор инвестиционных проектов для первоочередного финансирования, реализация которых позволяет получить в кратчайший срок Максимальный эффект от государственных и частных инвестиций.


В целом, проблема оценки эффективности инвестиционной деятельности является определяющей в процессе принятия управленческих решений относительно тех или иных проектов. В основе этой оценки лежит сравнение объема запланированных инвестиций с будущими финансовыми поступлениями от них, так как сравниваемые показатели принадлежат к разным периодам времени, а их совместимость зависит от темпов инфляции, объемов инвестиций, горизонта прогнозирования. Соответственно, различными являются критерии оценки эффективности того или иного инвестиционного решения.

Как правило, качество каждого проекта оценивается по следующим показателям:

- бюджетной эффективности, которая определяется по
размеру ежегодных налоговых выплат в государственный,
региональный и местный бюджеты после выхода предприятия,
реализующего проект, на проектную мощность;

- социальной эффективности, оцениваемой в объеме ежегодных поступлений в социальные фонды и экономии средств на социальные выплаты;

- коммерческой эффективности, которая выражается в виде величины, обратной периоду окупаемости инвестиционного проекта.

Таким образом, создание эффективного механизма привлечения и использования инвестиций позволяет согласовывать интересы инвесторов с интересами и ресурсным потенциалом территории.

Контрольные вопросы:

1. Каковы цели и задачи инвестиционной политики региона?

2. Каковы основные пути активизации инвестиционной деятельности в регионе?

3. Каковы основные направления формирования региональной стратегии инвестиционной деятельности?

4. Какие существуют инструменты реализации региональной инвестиционной политики?


7. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.