Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Региональным развитием



Методология управления региональным развитием представляет собой совокупность общих принципов и подходов к управлению развитием регионов и государства в целом.

Развитие процесса управления региональным развитием требует более глубокого исследования объективных закономерностей, принципов и факторов функционирования экономики регионов. Первичными, в данном случае, являются закономерности регионального развития, которые отражают специфику взаимосвязей регионального социально-экономического развития и обусловливают формирование принципов региональной политики государства.

Среди принципов управления региональным развитием следует выделить:

- принцип историзма, который позволяет объективно оценить целостность и завершенность того или иного этапа социально-экономического развития регионов государства;

- принцип единства региональной политики государства, который предполагает обязательность комплексного подхода и учет природно-экономических особенностей развития регионов, целей, задач, а также эколого-социально-экономических факторов регионального развития;

- принцип природно-хозяйственной сбалансированности
и оптимальности,
который ориентирует на обеспечение
рационализации регионального развития;

- принцип приоритетности, который способствует ранжированию целей и задач регионального развития в соответствии с пространственной стратегией комплексного развития и реальными экономическими возможностями;

- принцип вариативности, который предусматривает необходимость выбора путей достижения целей и решения задач управления региональным развитием;

- принцип согласованности интересов, который
предусматривает экономическую ответственность всех субъектов
регионального управления в процессе функционирования
региональной системы;


принцип пропорциональности в обеспечении финансовыми ресурсами и расширении финансово-экономической самостоятельности региональных образований [7]. Государственное управление региональным развитием еще со времен плановой экономики осуществляется в соответствии с территориальным или отраслевым подходами.

Территориальный подход к региональному управлению предусматривает наличие единого органа управления в регионе, которому подчинены все предприятия региональной системы. В соответствии с этим подходом управление региональным развитием осуществляется по горизонтали. В истории функциони­рования плановой экономики этот подход к управлению региональным развитием прослеживался в 20-е годы двадцатого века во времена новой экономической политики (НЭПа), когда большая часть управленческих функций принадлежала советам народного хозяйства [77].

Следует отметить, что территориальный подход к управлению региональным развитием отличается рядом преимуществ, среди которых:

- комплексность использования природно-ресурсного потенциала
региона;

пропорциональность размещения и комплексность функционирования производительных сил региона;

- формирование региональной системы производственной инфраструктуры, направленной на повышение эффективности регионального развития;

- рационализация природопользования в системе функциони­рования региональной системы.

Вместе с тем, помимо преимуществ, территориальный подход имеет и свои недостатки, среди которых следует отметить:

- ограничение реализации государственной инновационной политики в регионе;

- противостояние региональных и общегосударственных социально-экономических интересов.

Согласно отраслевому подходу, однородные по отраслевой и технологической принадлежности субъекты хозяйствования подчинены конкретному министерству или ведомству. Ввиду этого, отраслевая схема регионального управлении получила название - «управление по вертикали». Примером проявления отраслевого управления


региональным развитием следует считать период начала индустриализации и массовой коллективизации сельского хозяйства в бывшем СССР, когда утвердилась схема вертикальной структуры управления региональным развитием. Основными органами управления региональным развитием были народные коммисариаты (с 1946 года - министерства), на которые была возложена вся полнота экономической власти в государстве. Со временем появились новые министерства и ведомства, а ко времени распада СССР насчитывалось около 100 общесоюзных и более 800 республиканских министерств и государственных комитетов [77].

Следует отметить, что отраслевой подход к управлению региональным развитием предполагает учет потребностей в природно-ресурсном и трудоресурсном обеспечении отдельно взятых субъектов хозяйствования, выполнение требований природоохранного законодательства предприятиями, относящи­мися к конкретной отрасли хозяйства, что, в свою очередь, не может не сказаться на процессе природопользования в регионе.

Ввиду этого, отраслевой подход способствует возникновению ведомственных барьеров, а также зависимости экономических связей между предприятиями различных отраслей, что зна­чительно усложняет формирование в регионах системы рациональных и эффективных производственных связей и ограничивает комплексное развитие регионов.

Основным преимуществом отраслевого подхода следует считать принципиальную возможность осуществления единой инновационной политики в каждой отрасли, выполнение отраслевых технико-экономических и экологических нормативов.

В реформировании хозяйства Украины большое значение имеет согласование отраслевого и территориального подходов к управлению региональным развитием, своевременное пре­дупреждение отрицательных последствий, связанных с противоречивостью экономических интересов разных отраслей и регионов. В нынешнее время все указанные противоречия регионального управления уходят на второй план, а государственные органы власти формируют нормативно-правовую базу развития экономической деятельности в регионах и контролируют ее выполнение. На общегосударственном уровне осуществляется контроль развития приоритетных направлений и отраслей, а также


регулирование экономических пропорций. Определение приоритетов регионального развития выступает необходимым условием повышения эффективности общественного производства, приближения его территориально-отраслевой структуры к системе общественных потребностей, совершенствования общественно-хозяйственных, межрегиональных, межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых пропорций.

В развитии экономической системы региона выделяют [50]:

- общеэкономические приоритеты,к которым относятся приоритеты развития определенных сфер экономики региона, а также отдельные циклы регионального воспроизводственного процесса;

- отраслевые приоритеты,которые проявляются в опере­жающих темпах экономического роста одной или нескольких отраслей;

- внутриотраслевые приоритеты,- направленные на рост отдельных подотраслей и производств в рамках одной отрасли;

- внутрипроизводственные приоритеты,- ориентированные на ускоренное развитие внутрипроизводственных объединений и предприятий, особенно инновационной направленности;

- территориальные приоритеты,- связанные с опере­жающим социально-экономическим развитием отдельных регионов.

Важнейшим методологическим аспектом разработки приоритетов регионального развития выступает определение адекватных целей и функций приоритетного развития.

Среди приоритетных факторов регионально развития выделяются: растущая ограниченность природных и производственных ресурсов, возникновение новых общественных потребностей и способов их удовлетворения, социальные ограничения негативных последствий влияния НТП на процесс общественного развития. Все факторы, оказывающие влияние на решение социально-экономических задач, формируют сложную систему прямых и обратных причинно-следственных связей под влиянием производственных отношений и экономических законов.

Эффект влияния факторов регионального развития прояв-ляется в процессе регионального управления, а учет их повышает рациональность использования экологического и экономического потенциала региона, производительность труда, фондоотдачу, обеспечивает рационализацию


природопользования и охрану окружающей природной среды региона.

Переход к новым методам управления экономикой может дать ожидаемые результаты лишь тогда, когда будут учтены все интересы общественного развития. На разных уровнях регионального развития тесно переплетаются экономические, политические, экологические интересы.

Носителями региональных интересов выступают социальные субъекты, деятельность которых связана с той или иной территорией. Региональные интересы - это отношения между индивидами и социальными группами по вопросу обеспечения условий функционирования той или иной территориальной единицы.

С учетом вышеизложенных методологических аспектов формируется соответствующая управленческая стратегия, которая представляет собой систему концептуальных положений о наиболее эффективных направлениях развития региональных систем и размещения производительных сил. Система концептуальных положений управленческой стратегии направлена на достижение социально-экономических целей расширенного воспроизводства, комплексное использование ПРП региона, охрану окружающей природной среды, эффективное территориальное разделение труда, расширенное воспроизводство региональных систем и осуществление дифференцированной региональной политики.

Ядром стратегии управления региональным развитием выступает та или иная модель механизма управления региональным развитием.

Практика формирования механизма управления региональным развитием как в развитых странах, так и в странах с переходной экономикой является отражением реакции органов государст­венного управления на возникающие проблемы [21]. На выбор формы проявления механизма управления региональным развитием оказывают влияние факторы как эндогенного характера, определяющие поэлементную структуру этого механизма, так и факторы экзогенного характера, обусловливающие целевую направленность и форму функционирования механизма управления.

В условиях украинской экономики проблема формирования механизма управления региональным развитием выступает, с одной стороны, как проблема выбора с учетом опыта


экономически развитых стран, а с другой - как приспособление этого опыта к конкретным условиям отечественной экономики. Анализ зарубежного опыта формирования механизма управления региональным развитием в экономически развитых странах позволяет выделить несколько типов моделей управленческой стратегии [73]:

- первая модель, — в которой органы регионального управления подчинены органам государственного управления в проведении государственной региональной политики. В модели этого типа функции реализации государственной региональной политики децентрализованы на общегосударственном уровне между функциональными министерствами и соответствующими отраслевыми структурами. Решение региональных проблем осуществляется на основе реализации государственных отраслевых программ;

- вторая модель, — предполагает активное взаимодействие органов общегосударственного управления со всеми регионами в решении отдельных проблем, в том числе, путем создания для этого определенных административно-экономических условий, побуждающих регионы к самостоятельности. В модели этого типа предусматривается широкий набор организационных форм взаимодействия органов управления различных уровней;

- третья модель, — предполагает равноправное взаимо­действие органов управления государственного и регионального уровней в решении проблем как регионального, так и общегосударственного развития экономики. Для модели третьего типа характерен полный охват экономического пространства в пределах отдельных государств и межгосударственных образований. Организационная составляющая механизма управления региональным развитием в этой модели предполагает образование особого государственного органа управления, который занимается реализацией государственной региональной политики, координацией мер общегосударственных министерств и исполнительных органов власти регионов.

Отличия в применении вышеуказанных моделей связаны с различными концептуальными доктринами, что, в свою очередь, обусловлено особенностями исторического развития и менталитетом национальных общностей, отличиями государственно-административного строя, макроэкономическим типом национальной экономики.


экономически развитых стран, а с другой - как приспособление этого опыта к конкретным условиям отечественной экономики. Анализ зарубежного опыта формирования механизма управления региональным развитием в экономически развитых странах позволяет выделить несколько типов моделей управленческой стратегии [73]:

- первая модель, — в которой органы регионального
управления подчинены органам государственного управления в
проведении государственной региональной политики. В модели
этого типа функции реализации государственной региональной
политики децентрализованы на общегосударственном уровне
между функциональными министерствами и соответствующими
отраслевыми структурами. Решение региональных проблем
осуществляется на основе реализации государственных
отраслевых программ;

- вторая модель, — предполагает активное взаимодействие органов общегосударственного управления со всеми регионами в решении отдельных проблем, в том числе, путем создания для этого определенных административно-экономических условий, побуждающих регионы к самостоятельности. В модели этого типа предусматривается широкий набор организационных форм взаимодействия органов управления различных уровней;

- третья модель, — предполагает равноправное взаимо­действие органов управления государственного и регионального уровней в решении проблем как регионального, так и общегосударственного развития экономики. Для модели третьего типа характерен полный охват экономического пространства в пределах отдельных государств и межгосударственных образований. Организационная составляющая механизма управления региональным развитием в этой модели предполагает образование особого государственного органа управления, который занимается реализацией государственной региональной политики, координацией мер общегосударственных министерств и исполнительных органов власти регионов.

Отличия в применении вышеуказанных моделей связаны с различными концептуальными доктринами, что, в свою очередь, обусловлено особенностями исторического развития и менталитетом национальных общностей, отличиями государственно-административного строя, макроэкономическим типом национальной экономики.


зарубежный опыт показывают, что в указанном процессе должны принимать участие как органы государственного, так и регионального управления.

Контрольные вопросы:

1.Каковы основные методологические составляющие

стратегии управления региональным развитием?

2. В чем сущность и основные отличия существующих

в мире стратегий управления региональным развитием?

3. В чем сущность преимуществ и недостатков

территориального и отраслевого подходов к управлению региональным развитием?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.