Развитие рыночных отношений в хозяйственном механизме Украины вызывает необходимость научно-обоснованной оценки значимости регионов, их привлекательности и конкурентоспособности.
Территория любого государства по своей природе не является однородной. Даже рядом расположенные регионы отличаются один от другого не только по количественным, но и по качественным параметрам. Обусловлено это не только размерами территории или ее ландшафтом (рельефом, климатом, растительностью), но и наличием природных ресурсов (полезных ископаемых, земельных, водных, лесных, рекреационных), хозяйственной освоенностью, разветвленностью транспортных и инженерных коммуникаций. Особенности природно-ресурсного и экономического потенциала регионов, а также общественное разделение труда выступают основными факторами специализации отдельных регионов государства и, как следствие, их экономической дифференциации.
Наряду с объективными факторами дифференциации регионов, на практике возникают условия, вызванные к жизни в результате целенаправленных или спонтанных действий общества в целом или отдельных его групп. Такие действия могут оказывать как позитивное, так и отрицательное воздействие на характер социально-экономических процессов в пределах конкретных регионов. Как правило, нежелательные условия являются результатом недостаточно продуманных управленческих решений в отдельных сферах общественных отношений или ошибочных действий по реализации тех или иных мер, направленных на количественное или качественное изменение характеристик экономической системы. Так, например, негативным воздействием на характер развития регионов может выступать процесс перерастания в конфликт противоречий между человеком и природой, результатом которого является деградация природной среды и социума. Результатом влияния кризиса на развитие региона становится резкое ухудшение экономического и социального положения населения, усиление региональной Дифференциации.
Следует отметить, что в Украине региональная дифференциация произошла на общем фоне ухудшения макроэкономических показателей производства ВВП, уровня занятости населения, уровня производительности труда. В обиход не только на научном, но и на бытовом уровне вошли такие понятия, как депрессивные регионы, проблемные районы, кризисные города, которыми можно охарактеризовать соответствующие территориальные образования, имеющие экономические и социальные проблемы, низкий уровень общественного производства, резкое падение уровня и качества жизни населения.
Разумеется, такая ситуация требовала поиска адекватных мер, способных выявить и изменить причины возникновения неоднородности регионов. Выходом из сложившейся ситуации на государственном уровне было принято использование финансовой поддержки регионов в виде субсидий и субвенций посредством трансфертов местным бюджетам из средств государственного бюджета.
В этих условиях очень рельефно произошло разделение регионов на два типа:
а) «регионы-экстраверты», которые аккумулируют большие финансовые ресурсы, привлекают значительные инвестиции, в том числе и иностранные, а также ориентируются на производство экспортной продукции и внешние рынки;
б) «регионы-интроверты», для которых характерна низкая платежеспособность и ориентация на внутренний рынок.
Политика выравнивания привела к тому, что в действительности появились регионы-доноры, у которых регулярно изымается часть заработанных средств, и регионы-реципиенты, которым регулярно оказывается финансовая поддержка. На практике оказалось, что значительно легче изъять и передать финансовые средства, чем обеспечивать мотивацию их зарабатывать. Многие регионы оказались заложниками такой ситуации и не смогли предпринять шаги по выходу из нее.
В этих условиях необходим качественный переход в региональном управлении от поддержания к развитию отдельных территорий. Такое развитие может достигаться посредством некоторого режима функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым,
сбалансированным воспроизводством социального, хозяйственного и экологического потенциалов территории. Для выбора необходимого режима функционирования экономики региона должны быть определены не только допустимые условия, но и выявлены основные причины, обусловившие нынешнее состояние тех или иных территорий. При этом не имеет значения уровень экономического и социального развития регионов. По отношению каждого из них должны осуществляться определенные исследования, направленные на выявление и идентификацию проблем, установление отклонений от желаемого состояния объекта и разработку рекомендаций по совершенствованию. В этой связи, действенным механизмом, призванным обеспечить качественное решение перечисленных выше вопросов и решение проблемы поступательного развития любого региона, должна стать региональная экономическая диагностика.
В общем понимании, «диагностика» — это определение состояния региона, обнаружение «региональных болезней», «патологий», «болевых точек» [44]. Очень часто принимаемые управленческие решения на местном, региональном и государственном уровнях оказываются недостаточно эффективными из-за несвоевременного выявления глубинных причин той ситуации, которая сложилась в соответствующей региональной системе, особенно когда речь идет о выполнении государственных, региональных и местных программ социально-экономического развития. На практике обнаруживаются определенные обстоятельства, которые не были учтены при разработке, но существенным образом сужают горизонты их реализации, а то и вовсе выполнения.
Региональная диагностикапредставляет собой совокупность специальных информационно-аналитических технологий, позволяющих исследовать изучаемые региональные ситуации и проблемы, идентифицировать эти ситуации, дать качественную и количественную оценку, установить и оценить внутренние и внешние причины анализируемых состояний [44].
Назначение каждой конкретной работы в области региональной диагностики полностью определяет масштаб, предметное и проблемное поле анализа, а правильное обозначение Цели региональной диагностики — абсолютно необходимое условие разумной концентрации ресурсов и выбора наиболее
эффективной технологии реализации.
Основной целью экономической диагностикирегионального развития выступают выявление и идентификация проблемных ситуаций, обусловленных нерациональным или неэффективным использованием элементов производительных сил региона, а также разработка рекомендаций по их преодолению.
Основными объектами региональной экономической диагностикивыступают процессы трансформации элементов производительных сил в пределах региона, изменение количественных и качественных характеристик природных ресурсов, хозяйства, изменение межкомпонентных связей, отражающих особенности региональных ситуаций и адекватных им региональных проблем.
В соответствии с этим, предметомрегиональной диагностики выступает совокупность региональных ситуаций и проблем.
Региональную ситуацию следует рассматривать как сложившееся сочетание важнейших параметров состояния какой-либо региональной системы, а также условий и обстоятельств, определяющих такое состояние. Для объективной характеристики любой региональной ситуации требуется привлечение огромного массива разноплановой информации и использование индивидуализированных, адекватных типу региональной системы методов ее агрегирования и анализа.
Региональная проблема — это конкретное явление (процесс), вызывающее напряженность в конкретном регионе, а потому требующее адекватной реакции — регуляторных действий государственных или местных органов власти [20]. Таковы, например, проблемы бюджетного дефицита, высокой детской смертности.
Сложность региональной диагностики обусловлена не только сложностью объекта диагностики, но и его способностью формировать одновременно как негативные, так и позитивные тенденции развития. Дальнейшее расширение практики региональной диагностики требует наличия у субъектов диагностирования упорядоченных представлений о современном содержании, потенциале и проблемах анализируемого системно-научного способа изучения регионального развития.
Специфика предмета региональной диагностики и необходимость в ходе соответствующих информационно-
аналитических и оценочных работ учитывать, сопоставлять разнородные параметры, ситуации и проблемы, предопределяют применение на каждом этапе диагностики специфического набора исследовательских приемов и технологий, объединяемых принципами системной методологии.
Методология региональной экономической диагностики представляет собой научный инструментарий познания функционально-пространственной трансформации производительных сил в рамках определенных регионов, что позволяет более объективно оценить региональные ситуации и проблемы, определить уровень экономического и социального развития региона, оценить различные виды потенциалов, перейти на более высокий уровень принятия и реализации управленческих решений регионального и местного уровней.
Главными составляющимипроцесса региональной диагностики выступают [44]:
- исследование экономики отдельного региона, которое предполагает оценивание динамики валового регионального продукта (ВРП), основных показателей социально-экономического положения региона и их изменения за анализируемый период, а также влияние структурных сдвигов на экономику региона;
- идентификация ключевых проблем, наиболее значимых с точки зрения решения конкретных задач регулирования регионального развития;
- комплексная оценка региональной ситуации. В число базовых индикаторов комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов входят: валовой региональный продукт на душу населения (тыс. грн.); объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. грн.); объем внешнеторгового оборота (суммарного объема экспорта и импорта) надушу населения; финансовая обеспеченность региона на душу населения (тыс. грн.); доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике; уровень регистрируемой безработицы; процентное соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума; процентная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; общий объем розничного товарооборота и платных услуг на душу населения (тыс. грн.); основные фонды отраслей экономики по полной балансовой стоимости и с
учетом степени удорожания капитальных затрат на душу населения (тыс. грн.); плотность автомобильных дорог; уровень развития отраслей социальной инфраструктуры [20];
Рис. 9.1. Модель процесса региональной диагностики.
- анализ экономических связей между регионами;
- идентификация анализируемой региональной ситуации и сравнение ее с существующими аналогами;
- прогноз основных процессов развития региона, а также трансформации региональной ситуации и отдельных региональных проблем;
- обоснование размещения производительных сил региона, предусматривающее исследование тенденций развития отраслей экономики, а также оценку пространственных сдвигов в экономике региона на основании анализа показателей, отражающих особенности структуры производства, демографической и налоговой статистики (рис. 9.1.).
Сложность объекта региональной экономической диагностики предопределяет полноту и универсальность используемых методов исследования, способов и приемов, обеспечивающих системный подход к познанию того или иного явления в процессе развития региона.
Так, алгоритмизация диагностики конкретных региональных ситуаций и проблем предполагает использование методов сетевого планирования и проектирования с получением в качестве конечного результата четкого плана-графика проведения необходимых работ с согласованными последовательностью, сроками, объемами и результатами выполнения каждого этапа региональной диагностики.
Результаты региональной диагностики в равной степени зависят как от ее методологии и вытекающих из нее операционных технологий, так и от полноты и качества исходной информации, качества государственной статистики, которая представлена многочисленными изданиями и электронными базами данных государственных статистических органов. Статистика была и остается основой для получения «рентгеновского снимка» региональных ситуаций и проблем. Однако, «снимок» — только путь к диагнозу, но не сам диагноз. Для объективной и системной региональной диагностики необходимо привнесение в исходный массив статистической информации многих дополняющих данных правового, социологического, геополитического характера. Необходим и учет скрытых от прямых статистических наблюдений явлений в общественно-политической, экономической и социальной жизни региона. Поэтому, особенно на этапе организации сбора исходной информации, целесообразно использование статистических, нормативно-правовых, социологических методов исследований, так как региональный анализ требует применения комплекса географических, социологических, демографических, экологических, правовых категорий, характеризующих причины формирования и тенденции развития диагностируемых ситуации.
В последние годы в региональной диагностике все более широко используются методы и терминология кластерного анализа. Кластером называют группу явлений, объектов, территориальных единиц с рядом однотипных признаков. Процедуру вычленения таких относительно однородных групп называют кластеризацией, а ее результатом становится
возможность перейти от излишне общей диагностики состояния региона в целом к диагностике ситуаций и проблем в однородных группах региональных объектов (кластеров).
Кластерный анализ в техническом отношении представляет хорошо формализованную процедуру, основанную на специальном математическом аппарате.
В общем виде эта процедура включает:
а) отбор конечных показателей функционирования объектов, исходя из конкретной цели региональной диагностики;
б) отбор сущностных характеристик анализируемых объектов;
в) выявление ареалов концентрации этих признаков и характеристик;
г) объединение элементарных групп в общие кластеры по набору соответствующих параметров.
Главным достоинством кластерного анализа являются весьма широкие возможности выделения внутри изучаемой территории зон, точек, объектов, связанных единой проблематикой экономического, социального и иного характера.
К сожалению, кластерный анализ при отказе от системного подхода и стремлении к предельному упрощению связей между факторами и результатами развития региональных ситуаций и проблем превращается скорее в эффектный, нежели эффективный способ решения задач, не выполняющий элементарных действий. В связи с этим, появляется необходимость сопоставления результатов кластерного анализа с результатами применения более простых методов, например, индикаторных.
Кроме того, в процессе сравнительной оценки региональных ситуаций и проблем, а также оценки причин их формирования используются инструментальные методы теории оценок и моделирования сложных систем.
Контрольные вопросы:
1. Вчем сущность и значение региональной диагностики?
2. Какова основная цель, объект и предмет региональной диагностики?
3. В чем сущность основных этапов региональной диагностики?
9.2. Опыт применения п„ д„аГ„ост„ческ„х„сследован»-Г«тЬ-е.»ДО»ной
Науке и практике
Сложность и неоднозначность п диагностики предполагает многообпяРЄДМЄТа Реги°нальнои прежде всего, о видовом различии оПпИЄЄЄВВД°В- Pe4b^eTJ региональных ситуаций и репюнал^^Т™ СПЄЦифИК°И
Региональная диагностика видои3мЗтСя пои пазличных требованиях к ее оперативности В этом п при различных
следующие виды диагностики:' ЫСЛеЧета° Различаются
- экономическая диагностика ocvi.,„
режиме постоянного мониторинга измЇЇ™яемая непрерывно в Гальной ситуации и региональных проТ"™ ВпаРаметРах Реги0"
- экономическая диагностика осуі,.«ЛЄМ'
например, в режиме ежегоднУ^Єсгвляемая периодически,
комплексной оценки социально-экп ВЛЯеМЫХреиТИНГОВ регионов; экономического развития
-экономическаядиагностика осушен например, при проведении разового?^™шшаяединовременно,
Регионавпериодвыборнойкампан^^^
из этих видов региональной лиагнп ' каждыи
особую информационную базу и метоп, И ориентирован на
степень учета тенденций изменения pert'аНа™'НаК°НКРШУЮ
Предметное содержание стгГ РезУльтатов-
региональной диагностики в каждом !УРаИДЙЖЄМСТ°ДЫ непосредственным образом зависят 0тКи°нкРетномслУчаесамьш ведения. Если разработка ™;HHfHa4eH™ и Ц^и ее про-
использования определенной методич^"^ С1™К1*РЫ' &™™?
- исследовательскую диагш™ШИ ^ ВЫДеляЮТ ^
максимально свободный выбор У! пКОТОРая предопределяет
ареала, привлекаемых массивов инГ^" "^^ " ^
обработки, а также формь7прелрФРШЦИИИМЄТ°Д°В '"
Анализируемый вид диагностике п^Г™ рЄЗУЛЬТаТОВ-
4 позволяет получить не
только объективную «фотографию» региональных ситуаций и проблем, но и обосновать выводы о характере, а главное, о причинах негативного развития региональных ситуаций. Данный вид диагностики осуществляется академическими и иными научными коллективами в исследовательских целях или по заказу региональных или бизнес-структур.
Так, например, в последние годы региональная диагностика все больше интересует крупный бизнес. Это касается крупных банков Украины, имеющих развитую филиальную сеть и намеренных расширять ареал своей деятельности, создавать новые территориально-обособленные подразделения. Таким банкам необходимы объективные диагностические заключения о степени привлекательности (в том числе, инвестиционной) того или иного региона.
В данном случае применяемая методика региональной диагностики предполагает использование объединенных в группы параметров, характеризующих:
а) экономический потенциал региона;
б) уровень развития банковской системы региона;
в) наличие регионального спроса на банковские услуги. При этом оценка экономического потенциала региона
- концентрации населения и промышленного производства в региональном центре;
- обеспеченности региона природными ресурсами;
- специализации хозяйства;
- мощности производственной инфраструктуры;
- транспортных связей региона;
- развития средств коммуникаций и связи;
- развития научного и кадрового потенциалов.
Для характеристики уровня развития банковской системы в регионах используются такие показатели, как: количество действующих банков, объем депозитов и вкладов, объем выданных кредитов и учтенных банками векселей, объем привлеченных банками средств.
В многофакторном сравнительном анализе регионов, с точки зрения их привлекательности для банковской экспансии, применяется агрегированный индекс, который должен учитывать два параметра:
а) ранг по каждому показателю среди остальных анализируемых регионов;
б) значимость каждого показателя для банка.
В связи с этим, все задействованные показатели приводятся к сопоставимому виду. Оценка привлекательности регионов одновременно по всем агрегированным индексам обеспечивается с помощью интегрального показателя, исчисляемого путем суммирования этих индексов, взвешенных с учетом значимости для банков каждой задачи, поставленной перед филиальной сетью в рамках развития регионального бизнеса;
- управленческую, целевые установки которой обусловлены необходимостью принятия адекватных управленческих решений. Регуляторные цели данного вида диагностики преследуются различными органами управления и реализуются в сфере их деятельности. Этот вид диагностики осуществляется отделами, управлениями, департаментами государственных органов власти самостоятельно, а исходной базой служит, преимущественно, официальная статистика. Результаты этого вида диагностики используются для составления различных докладов, подготовки и обоснования управленческих решений.
Примером такого вида диагностики можно считать оценку инвестиционной привлекательности регионов Украины [20]. Задача рассматриваемого вида региональной диагностики состоит в формировании координатной сетки «потенциал-риск», где для каждого региона оцениваются и идентифицируются уровень его инвестиционного потенциала (высокий, средний и низкий) и инвестиционного риска (минимальный, средний, высокий и экстремальный). Для более полной картины результатов диагностики приводятся в качестве дополнительной информации таблицы, графики и карты, показывающие распределение, динамику, группировку регионов и их географию
отдельно по показателям потенциала и риска, а также по их составляющим. Иллюстрацией региональной дифференциации по каждому виду потенциала и риска служат перечни регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров по отдельным индикативным показателям, используемым при расчете рейтингов.
Инвестиционный потенциал региона учитывает основные макроэкономические характеристики и состоит из восьми частных потенциалов:
1) ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
2) трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
3) производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
4) инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
5) институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
6) инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
7) финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
8) потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).
Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. В этой связи рассчитываются следующие виды риска:
1) экономический, — связанный с тенденциями социально-экономического развития региона;
2) финансовый, — возникающий в результате той или иной степени согласованности регионального бюджета и финансов предприятий;
3) политический, — характеризующийся распределением политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов;
4) социальный, — характеризующийся определенным уровнем социальной напряженности;
5) экологический, для которого характерен определенный уровень загрязнения окружающей среды;
6) криминальный, для которого характерен конкретный уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений;
7) законодательный, — характеризующийся набором юридических условий инвестирования в те или иные сферы и отрасли.
На основе использования опроса экспертов оценивается информационный вес вклада каждой из перечисленных выше составляющих в интегральный потенциал или в интегральный риск. Результаты опроса характеризуют общность позиций потенциальных инвесторов при оценке различных факторов и условий инвестирования в регионах. Наличие природных ресурсов, квалифицированной и дешевой рабочей силы в регионах является главным конкурентным преимуществом в глазах иностранных инвесторов. А у отечественных инвесторов сохраняются иллюзии относительно преимуществ высокого научно-технического потенциала, которому отдается предпочтение наряду с платежеспособным спросом населения и инфраструктурной обеспеченностью региона.
Для «усредненного» инвестора наиболее важными вляются законодательный риск и финансовый потенциал, в то время как экологический риск и институциональный потенциал выступают значимыми при выборе места инвестирования. Уровень риска оценивается по отношению к усредненному украинскому риску, который, согласно методике, принимается за единицу.
У изложенной методики региональной диагностики (как и у других методик) есть немало критиков, но нельзя не отметить главного ее достоинства—результаты оценивания проверяемы и логически объяснимы.
Относительно новым, но интенсивно осваиваемым направлением диагностики становится оценка региональных ситуаций и проблем с позиций оценки социального благополучия населения, уровня и качества его жизни. Это направление диагностики первоначально служило целям международных оценок (расчеты индекса социального развития в государствах-членах ООН). Индикаторы, используемые в подобных диагностических работах, весьма разнообразны, причем, международные рубрикаторы не всегда оказываются пригодными в украинских условиях. Например, из почти 50 индикаторов мониторинга, проводимого в соответствии с программой ООН «Цели развития тысячелетия», в практике
его осуществления в регионах оказалось возможным использовать менее 20 [44]. Необходимость «дозированного» использования международных методик социальной диагностики связана не только с расхождениями в содержании общих по названию статистических показателей, но и с тем, что существенно различаются содержание и роль отдельных индикаторов в общей оценке социального уровня территорий.
В качестве примера региональной диагностики, корректно адаптирующей международные методики к украинским информационным и социально-экономическим реалиям, является оценка индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) в регионах Украины [20].
Особым видом диагностических работ, к которому периодически обращаются органы власти и управления как государственного, так и регионального уровней, является идентификация депрессивных (проблемных) регионов. На фоне широкого распространения кризисных явлений те или иные регионы следует относить к депрессивным регионам, если:
- темпы, масштабы и длительность спада производства, снижения уровня жизни и нарастания других негативных тенденций существенно выше общегосударственных (средних по региону);
- по экономическим, социальным и экологическим причинам отсутствуют предпосылки и стимулы самостоятельного развития;
- возникает необходимость чрезвычайной поддержки со стороны государства.
Выход из локальных региональных депрессий — процесс, требующий определенного начального периода снятия аномальной остроты проблемы, оздоровления депрессивной ситуации, создающий необходимые предпосылки для нормализации регионального развития. При этом под оздоровлением понимается реализация системы мер административно-правового и социально-экономического характера, обеспечивающих приведение в структурно-количественное соответствие нескольких ключевых параметров жизнедеятельности любой территории (рабочих мест, населения, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры, сети населенных пунктов). Поскольку каждая
локаль-ная депрессия есть наиболее острое проявление дисбаланса экономического, социального и природно-ресурсного потенциалов территории, оздоровление депрессивного состояния должно начинаться с восстановления утраченного их баланса, в том числе методами разгрузки от хозяйственно неэффективных и социально избыточных объектов, а также от незанятого населения. В связи с этим, степень сбалансированности становится важнейшим диагностическим признаком санации депрессивных ситуаций.
Вопрос о диагностических критериях применительно к депрессивным территориям регионального уровня всегда был одним их самых сложных в связи со структурной неоднородностью и многофункциональным характером соответствующих территориальных систем. Особые трудности возникают в связи с социальными, экологическими и иными аспектами кризисного развития региональных ситуаций, не позволяющими использовать хорошо известные и просто рассчитываемые экономические критерии.
Следует различать два противоположных подхода к определению количества и содержания критериев региональной депрессивности. Теоретически их набор должен быть максимально широким, но практически, перечень соответствующих показателей можно, и даже желательно, ограничить необходимым минимумом, достаточным с целевых позиций выявления точек наиболее острой депрессии. Локальный уровень депрессии может характеризоваться ухудшением основных параметров:
а) уровня и качества жизни населения (например, показателей продолжительности жизни, объема и структуры оказываемых социальных услуг);
б) ключевых показателей состояния реального сектора и финансовой сферы;
в) показателей качества окружающей среды. Ресурсный потенциал разрешения депрессивной ситуации
выражается показателями бюджетной обеспеченности, наличия внебюджетных ресурсов, в том числе — связанных с возможностью диверсификации, конверсии и реструктуризации производства.
Поэтому в число критериев депрессивности входит оценка бюджетной зависимости территории, ресурсного потенциала, а также параметров устойчивости депрессивных явлений.
Что касается остроты депрессии, то она определяется как по темпам спада на самой депрессивной территории, так и путем сопоставления указанных параметров с аналогичными характеристиками других однотипных регионов. Параметры ситуации следует оценивать в динамике, чтобы обосновать депрессивность в качестве тенденции, а не как случайную характеристику территории.
Вышеизложенные и охарактеризованные примеры региональных диагностических исследований свидетельствуют о чрезвычайной заинтересованности в них управленческих структур различных уровней.
Однако не стоит забывать и о том, что региональные диагностические исследования — не «панацея» от различных региональных бед. Так, в условиях регионального развития следует избегать в перспективе прямого распространения текущих оценок изменения региональных ситуаций без учета исходных параметров роста потенциальной емкости региональных рынков, естественного движения населения.
Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что быстрый экономический рост на территории региона может быть следствием как крайне низкой исходной точки отсчета или инвестиционной политики единственного крупного хозяйствующего субъекта, так и заполнения определенными товарами или услугами относительно небольшой ниши, образовавшейся в период предыдущей кризисной ситуации. Кроме того, высокий уровень отдельных параметров кризисного периода может, в равной степени, свидетельствовать и о том, что регион находится на подъеме. Типичный пример касается банковской активности в регионах. Ее высокие исходные параметры, с одной стороны, действительно отражают тенденции развития рынка банковских услуг, а с другой стороны — предупреждают о том, что региональная экспансия других банков на эту территорию может оказаться неудачной.
Важно и то обстоятельство, что региональная диагностика способна дать ответы на широчайший спектр частных вопросов (от состояния доходов населения до геополитических координат региона), но задача состоит в том, чтобы все эти ответы были задействованы в получении системного результата. Подлинная системность пока остается недосягаемым идеалом многих регионально-диагностических исследований.
Кроме того, существуют и другие опасности, которые
подстерегают региональную диагностику и угрожают полной дискредитацией этого ответственного звена региональных исследований и региональной политики. Так, сложность используемого математического аппарата зачастую не соответствует заведомой простоте решаемой задачи, а потому ни в коем случае не должна превращаться в самоцель.
В процессе региональной диагностики многое зависит от ранее приобретенного умения находить и анализировать качественно разнородную информацию. Самые изощренные методические подходы могут оказаться полезными лишь при наличии современных технических средств обработки и анализа исходной информации.
В отличие от стандартизированной разработки программ развития регионов, стратегических планов, прогнозов, региональная диагностика более свободна в форме представления своих конечных результатов, но одновременно и более зависима от намерений заказчиков и профессионализма исполнителей.
Контрольные вопросы:
1. Какие существуют виды региональной диагностики?
2. В чем сущность современных видов диагностических исследований?
3. Каковы особенности применения методов региональной диагностики в отечественной науке и практике?
10. МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
10.1. Предмет, объект и задачи регионального мониторинга
Региональный мониторингпредставляет собой специально организованную и постоянно действующую информационно-аналитическую систему сбора и анализа статистической информации, проведения информационно-аналитических исследований и оценки состояния, тенденций развития и остроты региональных проблем [1].
Необходимостьрегионального мониторинга связана с особенностями современного периода, которые связаны с резким сокращением объектов, масштабов и полноты обязательной статистической отчетности, которая является основой регионального мониторинга.
Главная задача мониторинговых исследований состоит в создании надежной основы для формирования государственной политики регионального развития и определения ее приоритетов на основе формирования системы сбора точной и своевременной информации о происходящих в регионах государства событиях, процессах и явлениях. Важно своевременно предупредить негативное развитие региональных ситуаций и обострение региональных проблем.
Предметомрегионального мониторинга является исследование региональной ситуации на основе анализа и обработки количественных и качественных статических или динамических показателей [62].
Систематизация отечественного опыта свидетельствует о том, что на современном этапе основными методологическими направлениями мониторинговых исследований являются:
- комплексное оценивание эффективности регионального развития на основе анализа индикаторов качества жизни;
- сравнительный анализ эффективности социально-экономического развития регионов;
- использование результатов регионального мониторинга для совершенствования механизмов управления региональным развитием;
- оценка системы показателей региональных программ развития с целью предвидения ожидаемых направлений и
диагностики проблемных ситуаций социально-экономического развития регионов.
Региональная ситуация отражает общее состояние региональной среды, природно-ресурсного, социально-демографического, экономического, экологического, общественно-политического, культурно-исторического, национально-этнического потенциалов территории в пределах административных единиц в конкретный период времени и характеризуется совокупностью количественных показателей, определяющих состояние или динамику функционирования каждого из указанных потенциалов территории, а также различными комбинациями этих показателей.
Важной составляющей множества региональных ситуаций являются внутрирегиональные пропорции в развитии экономической системы (например, соотношение социального и экономического, природно-ресурсного и экологического потенциалов, баланс которых предопределяет степень устойчивости, внутренней самодостаточности каждого региона).
Региональные ситуации более инерционны, чем возникающие на их фоне региональные проблемы. Последние представляют собой сгустки конкретных региональных противоречий, возникших в ходе развития региональных ситуаций. Региональная проблема должна осознаваться как нечто поддающееся решению (упорядочению) в обозримом будущем. К числу региональных проблем можно, например, отнести пока еще редкие проявления «точек роста» в пределах регионов, нуждающихся в особом внимании.
Основанием для включения той или иной региональной проблемы в тематический перечень регионального мониторинга могут быть [70]:
- значимость проблемы в общегосударственном масштабе с позиций внутри- и внешнеполитической безопасности, негативного воздействия на конституционные основы государства, массового нарушения законных прав и свобод, прогнозируемого неизбежного и социально небезопасного государственного вмешательства в ход ситуации или развитие проблемы;
- необратимый характер и невозможность самостоятельного решения на местном или региональном уровне за счет собственных ресурсов.
Проблемы такого уровня могут проявляться, например,
в виде формирования зон системной депрессии в регионе или могут быть связаны с необходимостью сезонного обеспечения труднодоступных территорий жизненно необходимыми ресурсами.
Среди региональных проблем следует выделить [70]:
- социально-демографические;
- проблемы истощения природно-ресурсного потенциала;
- проблемы геополитического характера, вызванные внешними причинами.
Периодически возникают ситуации, относящиеся к типу чрезвычайных, требующие специфических решений и специально резервируемых ресурсов, а, следовательно — особого массива информации для осуществления их диагностики.
При всей значимости специально организованных мониторинговых исследований, основной информационной базой мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем должна быть статистика. Именно на статистической информации основывается система регионального мониторинга.
Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких параметров, которые могут быть корректно выражены совокупностью численных значений или их интегральным значением.
Качественные оценки возможны лишь при устойчивых представлениях о региональном «благе» или региональных «ценностях», сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического критерия. Качественные и количественные оценки не выступают как антиподы, а дополняют друг друга. Причем, только наличие первых позволяет осмыслить весь спектр частных количественных характеристик каждой региональной ситуации и региональной проблемы как нечто целостное.
Систему критериев оценки региональных ситуаций формируют [70]:
- объективность и достаточность исходной информации, которая возможна при наличии сравнительных оценок региональной ситуации или проблемы с состоянием, принимаемым за норму, с прежним состоянием, с состоянием соседней или условно
аналогичной территории;
- сравнительный и многокритериальный характер оценок, который определяется объективной невозможностью правильно описывать, а тем более — корректно сравнивать региональные ситуации и проблемы по одному частному или интегральному показателю. Так, при оценке проблем, связанных с региональными рынками труда, нельзя корректно оценить ситуацию, ориентируясь только на показатели занятости. Здесь необходимо привлечение не менее полусотни других показателей, характеризующих региональную ситуацию и рассматриваемую частную проблему за пределами данного региона;
- отбор минимума необходимых и достаточных критериев осуществляется по единственному признаку — соответствию сути ситуации или проблемы. Несмотря на то, что практически все параметры региональных ситуаций и проблем взаимосвязаны, включение в число критериев избыточного числа параметров, чаще всего, лишь затрудняет, а во многих случаях — делает невозможной процедуру такого отбора. Поэтому, прежде всего, необходимо сформулировать ключевые понятия генезиса и проявления данной ситуации, а затем уже подобрать минимально необходимое и достаточное число адекватных критериев;
- поиск и отбор дополнительных источников информации. В региональной проблематике особенно важны те стороны ситуаций и проблем, которые почти невозможно выразить на языке статистики (настроения, мотивации, образ жизни, экономическое и социальное поведение, национально-этническое самочувствие и другие аспекты быта населения). Поэтому крайне важно использовать соответствующую информацию, получаемую в ходе организованных социологических исследований.
В системе регионального мониторинга следует различать тотальный и проблемно-ориентированный виды мониторинговых исследований.
Задачей регионального мониторингаявляются постоянный анализ и диагностика региональной ситуации в масштабах всей страны и основных единиц ее государственного устройства, в масштабах любой выделенной по какому-либо признаку территории. При этом, предметом тотального мониторинга становится региональная ситуация как таковая, во всем разнообразии ее составляющих.
Целью проблемно-ориентированного мониторинга
является отслеживание тенденций развития той или иной региональной проблемы, которая признана общественно значимой и требует особого государственного внимания.
В отличие от тотального мониторинга, в качестве предмета проблемно-ориентированного мониторинга выступают конкретные региональные явления, возникающие в недрах той или иной ситуации на определенной территории.
Однако в некоторых случаях тотальный мониторинг может и даже должен включать элементы проблемно-ориентированного мониторинга.
Проведение мониторинга региональных ситуаций и проблем направлено на оценку социальной, экологической, экономической, политической безопасности регионов.
Так, экологическая безопасность региона предполагает достижение благополучной ситуации в регионе с точки зрения обеспечения безопасных условий жизни и деятельности человека, животного и растительного мира. Основополагающими индикаторами экологически безопасной ситуации выступают: уровень загрязнения суши, водного и воздушного бассейнов региона, проведение мероприятий по восстановлению первоначальных природных условий.
Политическая безопасность региона основана на достижении ситуации стабильности политической системы, основными индикаторами которой выступают показатели доверия населения органам власти (государственным, региональным, городским), степень законодательной обеспеченности жизни населения региона.
Социально-экономическая безопасность региона состоит в достижении ситуации благополучия объекта исследования, которая характеризуется набором показателей функционирования регионального хозяйственного комплекса. Основополагающие показатели социально-экономического развития региона — это система индикаторов, характеризующих состояние и динамику хозяйственного комплекса региона, благоприятные условия для экономической и социальной деятельности населения. К числу основных показателей относится систематизированный набор параметров, характеризующих наиболее важные стороны функционирования и развития экономики и социальной сферы региона (ВРП на душу населения и его динамика, уровень и
эффективность использования ограниченных производственных ресурсов, платежный баланс региона, криминальная ситуация в области бизнеса) [70].
Анализ социально-экономического положения региона целесообразно строить на основе многофакторных эконометрических моделей, которые строятся на базе набора показателей, характеризующих различные стороны и уровни социально-экономической ситуации в регионе. По каждому показателю рассчитывается рейтинг, характеризующий место, занимаемое регионом по данному показателю, и вес, характеризующий отклонение показателя от среднего по Украине значения. Показатели нижнего уровня объединяются в группы, характеризующие определенные сферы социально-экономической ситуации, такие, как: материальная база развития, человеческий потенциал, уровень материального потребления. Для каждой группы, подобно отдельным показателям, рассчитываются рейтинги и веса. На основании интегрального показателя составляется интегральный рейтинг по группе показателей. Аналогично может производиться расчет интегрального показателя региона на основе данных по группам показателей. Вышеуказанные показатели представляют собой основу для анализа социально-экономического положения в регионе и происходящих в нем процессов.
Контрольные вопросы:
1. В чем сущность, предмет и задачи регионального мониторинга?