Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы управления межбюджетными отношениями



Переход экономики Украины к рыночным отношениям обусловил объективную необходимость системного исследования недостатков и противоречий, существующих между центром и регионами в сфере межбюджетных отношений, механизма организации власти в регионах.

Межбюджетные отношения представляют собой внутренние бюджетные потоки, которые отражают перераспределение расходов и доходов, как на уровне государства, так и на уровне его регионов. Важнейшими составляющими межбюджетных


отношений являются:

- разделение расходов бюджетов в соответствии с распределением полномочий между органами местного самоуправления;

- обеспечение бюджетов доходами, необходимыми для выполнения возложенных на них задач;

- изъятие средств у относительно «богатых», с финансовой точки зрения, регионов и поддержка «бедных» регионов.

Субъектами межбюджетных отношений выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления различных уровней. В Бюджетном кодексе Украины местные бюджеты разделены на три уровня:

- бюджеты областей, бюджеты АРК, городов Киева и Севастополя;

- районные бюджеты, бюджеты городов областного подчи­нения;

- бюджеты сел, поселков, городов районного подчинения, районов в пределах городов [46].

Введение в действие Бюджетного кодекса Украины стало началом реализации мероприятий, направленных на улучшение системы межбюджетных отношений, форми­рование надежной бюджетной основы местного само­управления. Система межбюджетных отношений ориентируется на достижение экономической эффективности, социальной справедливости и политической стабильности.

Однако достижение этих целей сталкивается с большими трудностями, среди которых следует выделить:

- отсутствие четкой взаимосвязи между налоговыми поступлениями и доходами местных бюджетов, которое лишает местные органы власти стимулов к увеличению государственных доходов и обостряет, таким образом, проблему нехватки средств не только на местном, но и на общегосударственном уровне. Из Государственного бюджета Украины в бюджет Автономной Республики Крым, областные бюджеты передается часть доходов в виде отчислений от общегосударственных налогов, сборов, дотаций и субвенций, размер которых утверждает Верховная Рада с учетом экономического, социального, экологического состояния соответствующих территорий. Таким образом достигается сбалансированность доходов и расходов, создаются условия заинтересованности


местных органов власти в выполнении планов поступлении общегосударственных налогов, осуществляется приоритетное финансирование общегосударственных программ и мероприятий по управлению экономическим развитием регионов;

- распределение финансовых ресурсов государства в отношении регионов имеет конфискационный характер. Все финансовое бремя переложено с центра на регионы, которые ощущают острые проблемы из-за хронического недофинансирования со стороны государства. Это препятствует реализации целенаправленных мер государственной региональной экономической политики по обеспечению эффективного регулирования процессов регионального и местного развития, согласованию действий центральных и местных органов исполнительной власти относительно структурной перестройки экономики государства. Из общего количества административно-территориальных образований самодостаточными можно считать лишь Киев, Донецкую, Днепропетровскую, Запорожскую, Одесскую области, которые обеспечивают не только свои потребности, но и потребности других регионов. Остальные регионы -хронически бедные, и нуждаются в финансовой поддержке (Волынская, Житомирская, Закарпатская и Тернопольская области) [73];

- необходимость реформирования бюджетной системы регионов и межбюджетных отношений на основе повышения роли местных налогов и сборов, установления нормативной зависимости роста заработной платы в бюджетных организациях регионов от повышения доходов местного бюджета. Валютно-финансовая, кредитная, налоговая и ценовая политика государства должны были бы создавать предпосылки для внутрирегионального накопления, фор­мирования финансово обеспеченных местных бюджетов. Только при таких условиях властные структуры областей и районов могут влиять на развитие предпринимательства, ак­тивизацию инициативы по совершенствованию и эффективному использованию трудового потенциала, повышению уровня жизни населения;

- отсутствие навыков финансового управления
бюджетными ресурсами в рыночных условиях, невозможность


доступа к альтернативным бюджетным источникам привлечения финансовых ресурсов для удовлетворения финансовых потребностей регионов. Ситуация, обусловленная недостатком собственных и закрепленных средств местных бюджетов, а также невозможностью долгосрочного предвидения доходов и расходов местных бюджетов, приводит к тому, что количество регионов-реципиентов в Украине постоянно растет;

- неравномерность распределения по территории
Украины базы налогообложения местными налогами и
сборами. Это обусловлено неравномерным размещением
производственного потенциала, различной плотностью
населения, неравномерной обеспеченностью природными
ресурсами, наличием различных потребностей отдельных
территорий в бюджетных расходах. Например, более
50% всех поступлений от налога на рекламу в Украине
приходится на город Киев [73]. Такая ситуация выступает
результатом постоянной концентрации финансовых
ресурсов в центре, что сопровождается многоразовым их
перераспределением и очень медленным, постепенным
ростом финансовой и экономической самостоятельности
регионов;

- наличие региональной дифференциации расходов и доходов в расчете на одного жителя. Разность между максимальными и минимальными показателями по регионам Украины составляет 1,4 раза [74];

- нестабильность структуры бюджетных поступлений, что препятствует прогнозированию социально-экономического развития регионов, неурегулированность отношений на уровне город-район, поселок-село, нерешенность вопросов преодоления задолженности между бюджетами различных уровней по взаимным расчетам.

Таким образом, бюджетные системы регионов Украины на сегодняшний день не отвечают потребностям регионального развития. Чрезмерная централизация финансовых потоков приводит к тому, что органы местного самоуправления не имеют возможности реализовать свои полномочия в полной мере, а невозможность проведения региональной политики по удовлетворению местных интересов уменьшает авторитет органов местного самоуправления и вызывает сомнения в


перспективности демократических отношений на местном и региональном уровне.

В перспективе реформирование системы межбюджетных отношений должно быть направлено на повышение эффективности перераспределения бюджетных средств, формирование самодостаточных в экономическом отношении административно-территориальных единиц, обеспечение справедливости и равенства в привлечении средств граждан и получении общественных благ. Первый шаг в этом направлении сделан в виде принятия Бюджетного кодекса, благодаря которому была введена система расчета трансфертов, которые не зависят от уровня фактического выполнения доходной и расходной части местных бюджетов и не лишают органы местного самоуправления стимулов к наращиванию доходов. Кроме того, у местных органов власти появился стимул к поиску дополнительных возможностей пополнения местных бюджетов, к экономии ресурсов, реализации социальных программ.

Совершенствование финансовых отношений центра с регионами и местным самоуправлением должно осуществляться на основе бюджетной децентрализации и деконцентрации полномочий органов государственной исполнительной власти, что, в частности, предполагает:

- законодательное определение позиций взаимоотношений бюджетов сел, поселков, городов районного значения с районными бюджетами, а также бюджетов районов в городах с городскими бюджетами;

- финансовое обеспечение реализации функций местного самоуправления на местном уровне. При этом государство гарантирует финансовое обеспечение минимального уровня;

- обеспечение реальной автономии местных бюджетов за счет совершенствования системы местных налогов и сборов, повышения их роли в формировании местных бюджетов, увеличения собственных доходов в бюджетах местного самоуправления, закрепления за ними на долгосрочной основе части общегосударственных налогов и сборов и трансфертов, формирования сбалансированных местных бюджетов всех уровней;

- объединение на договорных началах финансовых и других ресурсов органов государственной власти и местного


самоуправления для решения местных, региональных и межрегиональных проблем развития;

- оптимальное использование бюджетных средств, непосредственно предоставленных из Государственного Бюджета Украины для выполнения отдельных местных и региональных проектов;

- выявление дополнительных источников доходов и расширение доходной части местных бюджетов за счет более широкого использования неналоговых платежей, расширение поступлений от доходов предприятий и коммерческих структур, повышение эффективности работы контролирующих органов;

- преодоление недостаточности местных источников доходов, посредством предоставления властным структурам регионов права самостоятельно вводить территориальные надбавки к местным налогам, исходя из особенностей структуры производства конкретного региона;

- устранение транзитивности общегосударственных налогов.

Осуществление налоговой политики позволит органам власти различных уровней получить долю доходов от экономического развития региона;

- преодоление региональной ассиметрии на основе
использования инструментов централизованной поддержки,
которая способствует достижению желаемых социально-
экономических результатов и экономического роста в целом;

- внедрение механизмов поощрения сбережений населения с целью увеличения инвестиционного потенциала регионов;

- совершенствование контроля деятельности органов местного самоуправления.

Отмеченные мероприятия позволят обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие регионов и государства в целом, внедрение в практику местного самоуправления разных форм прямой демократии, непосредственное участие граждан в осуществлении местного самоуправления.

Гармонизация отношений между всеми субъектами межбюджетных отношений играет особую роль в обеспечении стабильного и динамичного развития общества. Недостаточная эффективность финансовых отношений в регионе может стать фактором торможения общественного развития, спровоцировать обострение общественных противоречий,


обусловленных существенной дифференциацией уровней финансового обеспечения между отдельными административно-территориальными единицами государства.

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность межбюджетных отношений?

2. В чем сущность основных проблем межбюджетных отношений в Украине?

3. Каковы основные направления совершенствования меж­бюджетных отношений в Украине?


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.