Учение об опорном каркасе территории в региональной экономике сформировалось в XX веке на основе идей В. Кристаллера и А. Лёша, занимавшихся исследованием пространственных закономерностей размещения объектов экономической сферы. Впоследствии эту теорию развил Г. М. Лаппо [72], согласно мнению которого опорный каркас территории- целостная система двух составляющих ее элементов (линий и узлов), тесно взаимосвязанных в своем развитии и функционировании. Опорный каркас региона
выступает результатом географического разделения труда и отражает особенности территориальной структуризации экономики регионов.
Объединение узлов и линий экономических связей в пределах региона формирует своеобразный каркас территории, который предопределяет тот или иной тип расселения и хозяйствования и, соответственно, территориальную структуру экономики региона. По общей насыщенности экономическими центрами и линиями связи регион может быть более или менее освоенным, по иерархии экономических центров - моноцентрическим или полицентрическим. Притом, линейные элементы опорного каркаса территории региона - транспортные магистрали, соединяющие экономически разнородные территории, проявляют себя тем сильнее, чем резче выражены особенности пространства, определяющие их местоположение.
На рис. 4.3. представлены основные типы территориальной структуры хозяйства регионов, выделенные по характерным соотношениям разнопорядковых экономических центров и линий связи, среди которых [77]:
- моноцентрический радиально-кольцевой тип(рис. 4.3, а), который характерен преимущественно для столичных регионов. Линии экономических связей данного типа имеют радиальный характер, направлены к центру и отличаются насыщенными грузо-и пассажиропотоками. Размещение экономических центров второго и третьего порядка вокруг ядра (центра) осуществляется на определенном расстоянии, имеет вид своеобразных колец разнопорядковых городов-спутников. Кольцевые линии связи характеризуются меньшей интенсивностью. Этот тип опорного каркаса способствует возникновению проблем социально-экономического и экологического характера;
- полицентрический решетчатый типопорного каркаса (рис. 4.3, б) характерен для хорошо освоенных и плотно населенных регионов, в которых главный экономический центр несколько превосходит другие экономические центры. Этот тип территориальной структуры не вызывает катастрофической концентрации населения ихозяйства в регионе и способствует более равномерному хозяйственному освоению;
Условные обозначения
линии экономических связей (транспортные магистрали)
экономические центры разных рангов
Рис. 4.3. Основные типы территориальных структур регионов
для регионов, в пределах которых имеется мощная экономическая ось транспортного или географического характера. Экономическая активность региона с таким типом территориальной структуры проявляется вдоль этой оси (например, размещение экономических центров в долине реки Днепр);
- полицентрический фасадный типопорного каркаса характерен для приморских регионов (рис.4.3, г). Главные экономические центры - портовые и курортные города -размещаются вдоль морского побережья. Вокруг них формируются хинтерланды (зоны экономического тяготения). Транспортные магистрали, идущие вглубь территории региона, имеют мощные грузо- и пассажиропотоки. Магистрали поперечной ориентации менее загружены и, соответственно, менее мощные;
- полицентрический бассейновый тип опорного каркасахарактерен для регионов горнодобывающей специализации (рис. 4.3, д). Экономические центры в пределах регионов скаркасом данного типа (Донбасс, Криворожье, Стебник) формируются бессистемно, оказывая существенное воздействие на окружающую природную среду;
- очаговый типнаблюдается в районах пионерного освоения и отличается локализацией экономической жизни региона в
местах разработки минерального сырья, заготовки леса, очагового земледелия (например, регионы Восточной Сибири Российской Федерации).
В реальности такая дифференциация территориальной структуры экономики регионов весьма относительна, и возможно наличие смешанных вариантов опорных каркасов, имеющих одновременно признаки нескольких вышеуказанных типов.
Контрольные вопросы:
1. Вчем сущность понятия «опорный каркас региона»?
2. Какие существуют типы опорных каркасов региона, и в чем
их принципиальные отличия?
3. Какие проблемы характерны для каждого из существующих типов опорных каркасов региона?