Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Список использованных и рекомендуемых



УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Рекомендовано Министерством образования и науки Украины

СИМФЕРОПОЛЬ


Содержание

Введение .................................................................................. 6

1. Теоретико-методологические основы
региональной экономики

1.1. Региональная экономика в системе экономических наук 9

1.2. Общая характеристика основных теорий региональной экономики 14

1.3. Основные методологические подходы, принципы и факторы развития региональной экономики 25

1.4. Методы регионального анализа................................... 30

Регион как объект анализа

2.1. Сущность понятия «регион» и основные типы региональныхобразований 38

2.2. Структуризация региональной системы..................... 45

2.3. Особенности регионального воспроизводственного процесса 51

Экологический потенциал региона

3.1. Природно-ресурсный потенциал как фактор регионального развития 63

3.2. Оценка уровня экологического развития регионов Украины 70

3.3. Экологическая безопасность регионов Украины....... 75

Экономический потенциал региона

4.1. Структуризация экономики региона ......................... 85

4.2. Опорный каркас региона ............................................. 90

4.3. Оценка экономического потенциала регионов Украины 93

4.4. Анализ основных подходов к оценке уровня эконо­мического развития регионов Украины 101

Финансовая система региона

5.1. Региональный бюджет: структура и особенности
формирования .................................................................... 105


5.2. Финансовая обеспеченность региона: особенности достижения и совершенствования 112

5.3. Проблемы управления межбюджетными отношениями 116

Инвестиционная привлекательность региона

6.1. Сущность понятий «инвестиционная привлекатель­ность», «инвестиционный климат» региона 123

6.2. Особенности дифференциации регионов Украины

по степени инвестиционной привлекательности........... 133

6.3. Сущность, цель и основные инструменты региональ­
ной инвестиционной политики......................................... 145

Инновационное развитие региона

7.1. Анализ проблем и перспектив осуществления инновационной деятельности в Украине 153

7.2. Организационно-экономические направления инновационной политики региона 161

Социальное развитие региона

8.1. Социальная сфера региона: цели, задачи и особен­ности структуризации 167

8.2. Анализ социального развития регионов Украины.... 172

Теория и практика региональной диагностики

9.1. Сущность, объект, предмет и методы региональной диагностики 185

9.2. Опыт применения основных видов региональных диагностических исследований в отечественной науке

и практике........................................................................... 193

Мониторинг региональных систем

10.1. Предмет, объект и задачи регионального мониторинга 202

10.2. Анализ системы индикаторов регионального развития 207

Управление развитием региона

11.1. Методологические аспекты формирования меха­
низма управления региональным развитием................... 219


11.2. Особенности формирования региональной поли­тики в Украине 226

11.3. Государственное регулирование регионального развития 240

Учебно-методические материалы по дисциплине «Региональная экономика»

12.1. Учебная программа дисциплины «Региональная экономика» 248

12.2. Вопросы для контроля остаточных знаний студентов 252

Список использованных и рекомендуемых

источников........................................................................... 255


ВВЕДЕНИЕ

В сложных условиях формирования в Украине рыночного экономического механизма особое значение приобретают региональные аспекты стратегии социально-экономического развития. В этом контексте особенно актуален вопрос позитивных изменений в отраслевой, территориальной и функциональной структуре экономики регионов, эффективного межрегионального сотрудничества, рационального использования экологического, социального и экономического потенциала регионов.

В учебном пособии последовательно изложены структура, особенности формирования экономики регионов, а также обоснованы цели и принципы, направления и средства, инструменты и методы, применяемые в системе регулирования регионального развития. Особое внимание уделено анализу тенденций региональной дифференциации Украины по совокупности социально-экономических составляющих регионального воспроизводственного процесса.

Логика изложения и структура учебного пособия позволяют читателям сформировать достаточно целостное представление об эколого-социально-экономической системе региона в период реформирования на всех уровнях управления, проанализировать особенности дифференциации регионов Украины по много-численным аспектам регионального воспроизводственного процесса.

Систематизируя основные положения теории региональной экономики, в учебном пособии конкретизированы основные положения перспективного развития экономики регионов Украины, которая выступает объектом экономического анализа. Предметом изучения является анализ современных тенденций эколого-социально-экономической дифференциации регионов Украины.

Основной целью изучения студентами дисциплины «Региональная экономика» следует считать получение знаний о сущности, особенностях структуризации экономической системы региона, основных организационно-экономических механизмах функ-ционирования экономики, а также методологии и методике регулирования регионального развития. Применение системного подхода к изучению данной дисциплины определяет необходимость


решения следующих задач:

- анализ основных науковедческих аспектов дисциплины «Региональная экономика», классических теорий регионалистики и обоснование их актуальности в нынешнее время;

- анализ системы методов регионального анализа, овладение которыми необходимо для студентов -будущих экономистов и управленцев;

- анализ региональной системы как объекта управления, характе­ризующегося многообразием отраслевых, функциональных, адми­нистративно-территориальных структурных подразделений, а так­же основных тенденций и закономерностей регионального воспро­изводственного процесса в Украине;

- изучение особенностей обеспеченности регионов различными видами природных ресурсов, дифференциации регионов по уровню экологического развития, а также обоснование системы механизмов государственного регулирования природо­пользования в целях достижения устойчивого развития регионов Украины;

- рассмотрение теоретико-методологических аспектов
структуризации экономики регионов, оценки экономического
потенциала, а также уровня экономического развития регионов
Украины;

- анализ финансовой системы регионального уровня: ее структуры,
особенностей формирования, а также проблем регулирования
межбюджетных отношений в Украине;

- изучение дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности, а также инновационного развития с учетом современных отечественных и зарубежных подходов к оценке инвестиционного климата региона;

- анализ проблем социального развития регионов Украины и возможностей его совершенствования на основе интенсификации и реформирования отраслей социальной инфраструктуры;

- изучение специфики применения инструментов региональной диагностики и мониторинга с целью разработки эффективной стратегии регионального развития с учетом современных тенденций регионализации и глобализации общественного развития;


- анализ основных принципов, факторов и стратегических направлений формирования системы управления региональными процессами в контексте реализации государственной региональной политики;

- формирование у студентов навыков самостоятельного анализа и расчета показателей уровня экономического развития регионов Украины.

Изучение дисциплины «Региональная экономика» способ­ствует повышению уровня общеэкономической подготовки специалистов в области экономики и управления, формиро­ванию навыков научного мышления и оценки проблем с по­зиции принятия ответственных управленческих решений с учетом государственных и региональных интересов.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с обра­зовательным стандартом обучения экономическим спе­циальностям образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» и адресовано, в первую очередь, студентам, слушателям центров повышения квалификации, аспирантам, которые имеют определенную подготовку в области теоре­тической и прикладной экономики и менеджмента, а также специалистам в области государственного и регионального управления.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.