... Истинное исследование — это развернутая истина, разъединенные члены которой соединяются в результате. И разве способ исследования не должен изменяться вместе с предметом?
(М. — Заметки о нов. прусс. цензур. уставе. Л. Н. I, стр. 135)
38.
Последний метод, очевидно, является правильным в научном отношении. Конкретное потому конкретно, что оно заключает в себе множество определений, являясь единством в многообразии. В мышлении оно выступает как процесс соединения, как результат, но не как исходный пункт, хотя оно является исходным пунктом в действительности и, следовательно, также исходным пунктом наглядного созерцания и представления. Если идти первым путем, то полное представление испарится до степени абстрактного определения, при втором же — абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного путем мышления... Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его духовно, как конкретное... Простейшая экономическая категория... не может существовать иначе, как абстрактное, одностороннее отношение уже данного конкретного и живого целого... Реальный субъект остается все время вне головы, существуя как нечто самостоятельное и именно до тех пор, пока голова относится к нему лишь умозрительно, теоретически. Поэтому при теоретическом методе субъект, т. е. общество, должен постоянно витать в нашем представлении, как предпосылка.
(М. Введ. к кр. пол. эк.)
39.
... Не имеют ли простейшие категории независимого исторического или естественного существования раньше более конкретных?.. Здесь остается доля истины, а именно, что простейшие категории суть выражения условий, в которых может реализоваться неразвившаяся конкретность, до установления /36/ более многостороннего отношения и более многосторонней связи, идеальным выражением которых служит конкретная категория, в то время как развившаяся конкретность сохраняет простейшую категорию, как подчиненное отношение... С этой стороны можно сказать, что простейшая категория может выражать собой господствующие отношения неразвившегося целого, отношения, которые уже существовали исторически раньше, чем целое развилось в том направлении, которое выражает конкретная категория. Постольку законы абстрактного мышления, восходящего от простого к сложному, соответствуют действительному историческому процессу... Совершенно простая категория выявляется исторически в своей полной силе только при наиболее развитых общественных отношениях... Наиболее всеобъемлющие абстракции вообще возникают только в условиях богатого конкретного развития, где одно и то же является общим многим или всем элементам. Тогда они перестают представляться мышлению только в своей собственной форме.
(Там же)
Формы изучения социальных отношений
40.
Буржуазное общество есть наиболее развитая и многосторонняя историческая организация производства. Категории, выражающие его отношения, понимание его организации, позволяют вместе с тем проникнуть в строение и производственные отношения всех отживших общественных форм... Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны... Если правда, что категории буржуазной экономики заключают в себе истину и для всех других общественных форм, то это надо понимать cum grano salis. Они могут содержаться в ней в развитом, в искаженном, в карикатурном, во всяком случае, в существенно-измененном виде. Так называемое историческое развитие вообще покоится на том, что последующая форма рассматривает предыдущую как ступень к самой себе и всегда понимает ее односторонне, ибо лишь весьма редко и при строго определенных условиях, она бывает способна к самокритике...
(Там же)
41.
Как и при всякой исторической социальной науке, по отношению к экономическим категориям нужно постоянно иметь в виду, что как в действительности, так и в голове здесь дан субъект, в нашем случае современное буржуазное общество, и что поэтому /37/ категории выражают формы бытия, условия существования, часто только отдельные стороны этого определенного общества, этого субъекта, и что поэтому... наука никоим образом не начинается только там, где о ней, как о таковой, идет речь…
Капитал — это господствующая над всем экономическая сила буржуазного общества. Он должен составлять начальный и конечный пункт, и его понятие надлежит развить раньше, чем понятие земельной собственности... Таким образом, совершенно неподходящим и ошибочным приемом было бы брать экономические категории в том порядке, в каком они исторически играли решающую роль. Наоборот, их порядок определяется тем отношением, в котором они стоят друг к другу в современном буржуазном обществе...
(Там же)
42.
Неравномерное отношение развития материального производства, напр., к художественному. Вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции. В вопросах искусства и т. д. эта диспропорциональность не так важна и не так трудна для понимания, как в сфере практических социальных отношений, напр., образование Соединенных Штатов в отношении к Европе. Но пункт, собственно представляющий затруднение, который надлежит здесь обсудить, заключается в следующем: каким образом производственные отношения, как правовые отношения, вступают на неравный путь развития. Следовательно, напр., отношение римского частного права (к уголовному и публичному праву это относится меньше) к современному производству.
(М. Введ. к кр. пол. эк.).
43.
Всю историю надо начать изучать сызнова. Надо исследовать в деталях условия существования различных общественных образований, прежде чем пытаться вывести из них соответствующие им политические, частно-правовые, эстетические, философские, религиозные и т. д. воззрения. В этом отношении сделано до сих пор очень мало, потому что очень немного людей серьезно этим занималось.
(Э. — Шмидту. 5 Авг. 1890)
44.
Не забыть, что право точно так же не имеет своей собственной истории, как и религия…
Естествознание и история. Не существует вовсе истории политики, права, науки и т. д., искусства, религии.
(Нем. идеология. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Кн. 1)