Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место права в общей схеме теории исторического материализма



28.

Живя в Манчестере, я воочию убедился, что экономические факты, которые совсем не играли роли или играли жалкую роль в исторических сочинениях, выходивших до того времени, представляют, по крайней мере, для современного мира решающую историческую силу; что экономические факты образуют основу, на которой возникают современные классовые противоположности, что эти классовые противоположности во всех странах, где они, благодаря крупной промышленности, развились в полной /30/ мере, следовательно, в особенности в Англии, являются в свою очередь основой для формирования политических партий, для партийной борьбы, а потому для всей политической истории. Маркс не только пришел к тому же воззрению, но уже в «Deutsch-französische Jahrbücher» (1844 г.) обобщил его в том смысле, что вообще не государством обусловливается и определяется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и регулируется государство; что, следовательно, политику и ее историю следует объяснять из экономических отношений и их развития, а не наоборот. Когда я летом 1844 г. посетил Маркса в Париже, выяснилось наше полное согласие во всех теоретических областях. С того времени началась совместная работа. Когда мы весной в 1845 г. снова встретились в Брюсселе, Маркс, исходя из вышеуказанных основных положений, уже развил в главных чертах свою материалистическую теорию истории, и мы принялись за детальную разработку этого вновь открытого метода исследования в самых разнообразных направлениях.

(Пред. Э. к Разоблач. о кельн. процессе)

29.

Основная мысль «манифеста», что экономическое производство и неизбежно обусловливаемое им строение общества составляет основу политической и умственной истории данной исторической эпохи; что соответственно этому вся история с тех пор, как разложилось первобытное общинное землевладение, была историей классовой борьбы, т. е. борьбы между эксплоатируемыми и эксплоатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития; что эта борьба достигла теперь той ступени, на которой эксплоатируемый и угнетенный класс (пролетариат) не может освободить себя от эксплоатирующего и угнетающего его класса (буржуазии), не освободив в то же время и навсегда всего общества от эксплоатации, угнетения и классовой борьбы, — эта основная мысль принадлежит единственно и исключительно Марксу.

(Предисл. Э. к немец. издан. 1883 года Ком. Маниф.)

30.

Работу написал ведь именно Маркс, который впервые открыл великий закон движения истории, — закон, согласно которому все исторические конфликты, разыгрываются ли они в политической, религиозной, философской или иной идеологической области, представляют в действительности лишь более или менее /31/ ясное выражение борьбы общественных классов, а существование и, следовательно, столкновения этих классов в свою очередь обусловливаются уровнем развития их экономического положения, характером и способом их производства и их обусловленного этим обмена. Этот закон, имеющий для истории такое же значение, как для естествознания закон о превращении энергии, — этот закон и здесь дал ему ключ к пониманию истории второй французской республики.

(Пред. Э. к 18 Бр.)

31.

Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органической природы, так Маркс открыл закон развития человеческой истории — тот простой, но заслоненный до сих пор идеологическими наслоениями факт, что люди должны есть, пить, иметь жилища, одеваться, прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д., и что, следовательно, производство непосредственных материальных средств существования и, соответственно, степень экономического развития народа или эпохи образуют ту основу, из которой должны быть выведены, а, значит, и объяснены (а не наоборот, как это делалось до сих пор), государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления людей.

(Речь Энгельса на похоронах Маркса)

32.

Не для одной только политической экономии, а для всех исторических наук (а все науки, не относящиеся к естествознанию, являются историческими) явилось революционирующим положение, «что способ производства материальной жизни обусловливает собой социальный, политический и духовные процессы жизни вообще», что все общественные и государственные отношения, все религиозные и правовые системы, все теоретические воззрения, всплывающие в ходе истории, могут быть поняты только тогда, когда будут изучены материальные условия жизни каждой соответствующей эпохи и первые выведены из этих материальных условий. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Эта мысль настолько проста, что она должна была бы казаться чем-то само собой разумеющимся для всякого, кто не завяз в идеалистическом обмане. Но выводы из нее революционны не только для теории, но и для практики. «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими отношениями/32/ производства или (что является только юридическим выражением для этого) с отношениями собственности, внутри которых они до того развивались. Из форм развития этих производительных сил эти отношения становятся оковами последних». Тогда наступает период социальных революций.

(Карл Маркс. Критика политической экономии)

33.

В теоретических исследованиях Маркса формальное право, являющееся только всегда отражением экономических условий какого-нибудь общества, играет второстепенную роль. В первую очередь Маркса интересует то историческое оправдание, которое имеют для определенных эпох известные порядки, известные способы присвоения, известные общественные классы... Маркс понимает историческую неизбежность, следовательно, и право на существование античных рабовладельцев, средневековых феодалов и т. д., для ограниченного исторического периода, в течение которого они являлись рычагами развития человечества... Попытка Менгера втиснуть эти делающую эпоху теоретические исследования в узкое Прокрустово ложе своей юриспруденции доказывает только его собственную абсолютную неспособность понимать вещи, выходящие за пределы теснейшего горизонта юриспруденции.

(Э. Юридический социализм)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.