Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Идеалистическое воззрение на общество и на право



24.

Рассматривать общество, как единый субъект, значит... рассматривать его неправильно, спекулятивно.

(Введ. к кр. пол. эк.)

25.

...Чтобы доказать, что всякий труд должен оставлять известный излишек, г. Прудон олицетворяет общество; он делает из него общество-лицо, которое далеко не то же самое, что общество, состоящее из лиц, потому что у него есть свои особые законы, чуждые всякой связи с составляющими общество лицами, у него есть свой «собственный ум» — не обыкновенный человеческий ум, а ум, не имеющий никакого человеческого смысла. Г. Прудон упрекает экономистов в непонимании того, что это коллективное существо имеет свою личность... Возвратимся к г. Прудону. Излишек труда — говорит он — находит свое объяснение в обществе-лице. Жизнь этого лица подчиняется таким законам, которые противоположны законам, определяющим деятельность отдельного человека; г. Прудон хочет доказать это «фактами». Возвратимся к фикции общества-лица, фикции, введенной с единственной целью доказать ту простую истину, что каждое новое открытие понижает рыночные цены продукта, давая возможность посредством того же количества труда производить большее количество товаров. Мы только что видели, насколько пример железных дорог способен пролить хоть какой-нибудь свет на фикцию общества-лица. Однако, г. Прудон смело продолжает свое рассуждение: «Коль скоро выяснена эта сторона дела, — нет ничего легче, как объяснить, почему труд каждого производителя должен приносить ему излишек». Далее следует нечто, относящееся к области классической древности, а именно — поэтический рассказ, на котором может отдохнуть /28/читатель, утомленный строгой точностью предшествовавших математических доказательств. Г. Прудон дает своему обществу-лицу имя Прометея... Г. Прудон — человек формулы, поэтому мы можем спросить себя, как была найдена та формула, которая помогла ему одним скачком перепрыгнуть через все эти противоречия? Чтобы найти ее, он изобрел новый разум, равно отличный как от абсолютного, чистого и девственного разума, так и от обыкновенного разума людей, действовавших в различные исторические эпохи; это — совершенно особенный разум, разум общества-лица, субъекта-человечества, разум, который под пером г. Прудона иногда является также в виде «общественного гения», или в виде «всеобщего разума», или, наконец, в виде «человеческого разума». Однако этот обремененный множеством имен разум ежеминутно оказывается индивидуальным разумом г. Прудона, со всеми его хорошими и дурными сторонами, с его противоядиями и задачами... Но что же такое, наконец, этот воскрешенный г. Прудоном Прометей? Это — общество, это — основанные на антагонизме классов общественные отношения, т. е. не отношения одного отдельного лица к другому лицу, а отношение рабочего к капиталисту, арендатора к землевладельцу и прочее. Уничтожьте эти общественные отношения и вы уничтожите все общество. Ваш Прометей превратится в привидение без рук и без ног, т. е. без машин и без разделения труда, наконец, без всего того, чем вы заранее его снабдили для получения излишка продуктов. Если в теории было достаточно истолковать в пользу равенства формулу излишка продуктов, доставляемых трудом — как это и делает г. Прудон, — не принимая во внимание современных условий производства, то и на практике было бы достаточно разделить поровну между рабочими существующие теперь богатства, ничего не изменяя в современных условиях производства. Такой дележ не упрочил бы, конечно, за своими участниками особенно большого благополучия. Однако, г. Прудон вовсе не такой пессимист, каким он может показаться. Так как для него все дело сводится к пропорциональности, то в своем во всеоружии явившемся Прометее, т. е. в современном обществе, он не может не видеть начала осуществления своей излюбленной идеи.

(Нищ. Филос., стр. 79, 80, 83, 84, 86, 97)

26.

/28/ Тем самым идеализм был изгнан из своего последнего убежища, из исторической науки, и найден путь для объяснения сознания людей из их бытия, вместо того, чтобы, как все это было доселе, объяснять их бытие из их сознания. Но еще хуже обстоит дело в третьей группе наук, в науках исторических, которые исследуют условия жизни людей, общественные отношения, правовые и государственные формы с их идеальной надстройкой, философии, религии, искусства и т. д. в их исторической последовательности и современном состоянии.

(А.-Д., стр. 24, 79)

27.

Старая идеалистическая философия истории, все еще не вытесненная, не знала никакой опирающейся на материальные интересы классовой борьбы, вообще игнорировала материальный интерес; производство, как и все экономические отношения, были для нее побочными элементами «истории культуры». Новые события заставили заново пересмотреть всю историю, при чем обнаружилось, что она была историей борьбы классов, что эти взаимно борющиеся классы всегда являются продуктами известных отношений производства и обмена, одним словом, экономических отношений своей эпохи; что, таким образом, экономическая структура общества образует реальную основу, из которой в последнем счете должна быть объяснена вся надстройка правовых и политических учреждений, равно как религиозных, философских и иных идей каждого исторического периода.

(А.-Д., стр. 15)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.