Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава I. Ранний период в воззрениях Маркса и Энгельса на право



К. Маркс и Ф. Энгельс о праве

Содержание

1. Предисловие

2. Глава I. Ранний период в воззрениях Маркса и Энгельса на право

o 1. Догматизм и диалектика в университетских работах Маркса по праву

§ 1.1. Ранние философско-правовые построения Маркса

o 2. Влияние Гегелевской философии права

§ 2.1. Маркс-гегельянец о праве

o 3. Влияние Фейербаха на правовые воззрения Маркса и Энгельса

§ 3.1. Фейербах о праве

§ 3.2. Критика философии права Гегеля и младогегельянцев

3. Глава II. Методы общественного познания и право

o 1. Право в общей схеме историко-материалистического воззрения

§ 1.1. Вечные и относительные истины

§ 1.2. Идеалистическое воззрение на общество и на право

§ 1.3. Место права в общей схеме теории исторического материализма

o 2. Методы исследования и право

§ 2.1. Догматизм и абстракция

§ 2.2. Методы диалектического исследования

§ 2.3. Формы изучения социальных отношений

o 3. Материалистическое и морально-юридическое понимание общества

§ 3.1. Нравственно-юридическое и материалистически-экономическое воззрения на общественные отношения

§ 3.2. Юридические представления о справедливости

§ 3.3. Юридические иллюзии о собственности

§ 3.4. Политическая экономия и философия права

§ 3.5. Экономическая действительность и юридическая фразеология

§ 3.6. Камеральная наука

4. Приложение 1. Общие указания относительно использованного историко-литературного материала

5. Приложение 2. Краткий указатель к некоторым именам и названиям, встречающимся в тексте

К. Маркс и Ф. Энгельс о праве. Мысли и отрывки, подобранные А. Панферовым. Под редакцией и с пояснительными замечаниями И. П. Разумовского. — М.: Издательство Коммунистической Академии, 1925. — 488 с.

· Исаак Разумовский

Предисловие

/5/ Настоящая работа представляет из себя попытку восстановишь и систематизировать взгляды Маркса и Энгельса на один из самых трудных и еще далеко не вполне освещенных вопросов марксистской теории. Попытка эта вызвана как расхождениями, которые имеются в данной области у большинства современных марксистских теоретиков права и государства, так и скромным желанием профана, — каковым я являюсь, не будучи юристом-практиком, — несколько упорядочить свои собственные воззрения по данному вопросу. Полагаю, что как бы ни незначительны показались названные мотивы, выпускаемая в свет книга, при всех ее недостатках, может оказаться полезной в некоторых отношениях, — в особенности для нашей учащейся молодежи, при оформлении ее теоретических воззрений.

Что недостатков в этой книге немало, в этом нет никакого сомнения. Правда, им можно найти некоторое извинение. Приводимые «мысли и отрывки» подбирать было нелегко, потому что Маркс и Энгельс меньше всего говорили, да не и считали нужным говорить о праве, как таковом, в своих работах. Они обычно высказываются о вопросах права вскользь, бросая то или иное важное и ценное методологическое замечание промеж строк, посвященных экономике или общим вопросам материалистического понимания истории. Чтобы мысль Маркса и Энгельса была ясней, приходится преподносить читателю и такие отрывки, в которых ценность для понимания права представляет какая-нибудь одна фраза. Кроме того, иногда в цитируемом отрывке право получает освещение с самых различных сторон, так что для большей полноты и планомерности приходится повторять одну и ту же цитату, выделяя в ней каждый раз иные моменты. Нелегко было выделить самое необходимое для понимания права и из общих вопросов марксистской теории и методологии. Все же, подводя итоги, можно сказать, что, если не все абсолютно, имеющееся у Маркса и Энгельса по вопросам права и отчасти в связи с правом по вопросам теории государства, использовано в настоящем сборнике, — то, во всяком случае, пробелы сравнительно не так уже велики и в дальнейшем могут легко быть восполнены.

/6/ Наибольшие трудности представляла систематизация всего этого разнообразного материала: здесь трудно было обойтись без предварительного выявления определенной точки зрения на излагаемые вопросы. С другой стороны, представлялось неудобным в данном сборнике предпосылать подлинным словам и мыслям Маркса и Энгельса какие-либо персональные, хотя бы и находящиеся в строгом соответствии с материалом точки зрения. Поэтому, по соглашению с секцией права и государства Коммунистической Академии, было решено ограничиться лишь приведением в систематический порядок преподносимых отрывков и самыми общими пояснительными замечаниями, имеющими преимущественно связывающе-технический характер. Самые же методы построения сборника и точка зрения автора настоящего предисловия на некоторые спорные моменты марксистской теории права найдут себе более детальное освещение в особой работе.

В заключение должен принести свою глубокую благодарность тов. А. И. Панферову, научному сотруднику Саратовского Коммун. Университета, которым была проделана тяжелая и серьезная черновая работа по подбиранию соответствующих текстов и предварительной систематизации материала. Т. т. П. И. Стучка и В. В. Адоратский сделали во время просмотра этой книги несколько ценных и использованных автором замечаний.

И. Разумовский

Саратов, 15 июня 1924 г.

Глава I. Ранний период в воззрениях Маркса и Энгельса на право

/7/

Содержание

  • 1. Догматизм и диалектика в университетских работах Маркса по праву

o 1.1. Ранние философско-правовые построения Маркса

  • 2. Влияние Гегелевской философии права

o 2.1. Маркс-гегельянец о праве

  • 3. Влияние Фейербаха на правовые воззрения Маркса и Энгельса

o 3.1. Фейербах о праве

o 3.2. Критика философии права Гегеля и младогегельянцев

  • 4. Примечания

/9/

Наиболее ранние воззрения Маркса и Энгельса на предмет и сущность права складываются в период 1836-1848 г.г., когда они еще находятся под влиянием идеалистической философии.

Отец Маркса, адвокат и впоследствии юстиции советник, Генрих Маркc, по замечанию Ф. Меринга, «мало походит на рейнского адвоката еврейского происхождения и французского юридического образования. Он гораздо более похож на тонко и свободно образованных адвокатов с немецким юридическим образованием»[1]. Он боится «научных бурь», считая должным искать для юридического изложения «мягких и приятных» форм, настроен патриотически и склонен возвеличивать «гений» прусской монархии.

Карл Маркс по окончании гимназии поступает в 1835 г. в Боннский университет на юридический факультет, но мало занимается там науками и лишь со времени перевода своего в Берлинский университет, с 22 октября 1836 г., где сразу записался на лекции Савиньи и Ганса (см. ниже), «погружается в науку и искусство». Маркс в этот период отвергает всякую мысль об административной карьере, не предполагает заниматься и практической юриспруденцией, а мечтает об «экстраординарной профессуре», почему, наряду с изучением чисто юридических дисциплин, усиленно занимается и философией. Мы знаем относительно его занятий правом в одном только 1836 г., что он «очень прилежно» посещал лекции по уголовному праву и прусскому государственному праву, читавшиеся Гансом, «штудирует Гейнекция, Тибо и источники», переводит на немецкий язык две первые книги пандектов, «читал уголовное право Клейна».

Затем «изучил “Владение” Савинье, уголовное право Фейербаха и Грольмана, de verborum significatione Крамера, систему пандектов Венинг-Югенхайма и doctrina Pandectarum Мюлленбруха…, изучил далее отдельные титулы по Гаутербаху, гражданский процесс и особенно церковное право, первую часть которого, — Concordia discordantium Грациана почти целиком прочел в Corpus, сделав соответствующие извлечения, а также Institutiones Ланчелотти… Принялся также за немецкое право, но, главным образом, лишь постольку, поскольку занимался капитуляриями франкских королей и письмами пап к ним»[2].

Но в то же время Маркс усердно изучал и философию (Канта, Фихте, Аристотеля, Бэкона, позже Шеллинга и Гегеля), а также и историю: историю права, историю искусства и т. д. Поэтому и университетские его попытки самостоятельных работ в области права носят ярко выраженный историко-философский аспект.

И. Разумовский

1.

Моей специальностью была юриспруденция, которую, однако, я проходил, как подчиненную науку, наряду с изучением философии и истории.

(Пред. к кр. пол. эк.)

2.

Я должен был изучать юриспруденцию и чувствовал, прежде всего, желание побороться с философией. Занятия философией и юриспруденцией так переплелись между собою…, что я пытался провести некоторую систему философии права через всю область права. В виде введения я предпослал несколько метафизических положений и довел эту несчастную работу до публичного права; это была работа почти в 300 листов.

(Письмо М. к отцу от 10 ноября 1837 г.)

Ф. Энгельс, выросший в набожной и филистерски настроенной торговой семье, уделяет свое раннее внимание, главным образом, вопросам теологии, философии, фольклора и литературы. Правом специально Энгельс в этот период не занимается и знакомится с ним лишь через посредство Гегелевской философии права. Вот почему впоследствии он скромно писал о своей подготовленности в чисто юридической области:

3.

Не по своей вине я был вынужден последовать за г. Дюрингом в такие области, в которых я могу выступать, в лучшем случае, в качестве дилетанта. В таких случаях я, по большей части, ограничивался противопоставлением ложным и сомнительным утверждениям своего противника — верных и неоспоримых фактов. Так было в юридической области…

(А.-Д.)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.