2. Глава I. Ранний период в воззрениях Маркса и Энгельса на право
o 1. Догматизм и диалектика в университетских работах Маркса по праву
§ 1.1. Ранние философско-правовые построения Маркса
o 2. Влияние Гегелевской философии права
§ 2.1. Маркс-гегельянец о праве
o 3. Влияние Фейербаха на правовые воззрения Маркса и Энгельса
§ 3.1. Фейербах о праве
§ 3.2. Критика философии права Гегеля и младогегельянцев
3. Глава II. Методы общественного познания и право
o 1. Право в общей схеме историко-материалистического воззрения
§ 1.1. Вечные и относительные истины
§ 1.2. Идеалистическое воззрение на общество и на право
§ 1.3. Место права в общей схеме теории исторического материализма
o 2. Методы исследования и право
§ 2.1. Догматизм и абстракция
§ 2.2. Методы диалектического исследования
§ 2.3. Формы изучения социальных отношений
o 3. Материалистическое и морально-юридическое понимание общества
§ 3.1. Нравственно-юридическое и материалистически-экономическое воззрения на общественные отношения
§ 3.2. Юридические представления о справедливости
§ 3.3. Юридические иллюзии о собственности
§ 3.4. Политическая экономия и философия права
§ 3.5. Экономическая действительность и юридическая фразеология
§ 3.6. Камеральная наука
4. Приложение 1. Общие указания относительно использованного историко-литературного материала
5. Приложение 2. Краткий указатель к некоторым именам и названиям, встречающимся в тексте
К. Маркс и Ф. Энгельс о праве. Мысли и отрывки, подобранные А. Панферовым. Под редакцией и с пояснительными замечаниями И. П. Разумовского. — М.: Издательство Коммунистической Академии, 1925. — 488 с.
· Исаак Разумовский
Предисловие
/5/ Настоящая работа представляет из себя попытку восстановишь и систематизировать взгляды Маркса и Энгельса на один из самых трудных и еще далеко не вполне освещенных вопросов марксистской теории. Попытка эта вызвана как расхождениями, которые имеются в данной области у большинства современных марксистских теоретиков права и государства, так и скромным желанием профана, — каковым я являюсь, не будучи юристом-практиком, — несколько упорядочить свои собственные воззрения по данному вопросу. Полагаю, что как бы ни незначительны показались названные мотивы, выпускаемая в свет книга, при всех ее недостатках, может оказаться полезной в некоторых отношениях, — в особенности для нашей учащейся молодежи, при оформлении ее теоретических воззрений.
Что недостатков в этой книге немало, в этом нет никакого сомнения. Правда, им можно найти некоторое извинение. Приводимые «мысли и отрывки» подбирать было нелегко, потому что Маркс и Энгельс меньше всего говорили, да не и считали нужным говорить о праве, как таковом, в своих работах. Они обычно высказываются о вопросах права вскользь, бросая то или иное важное и ценное методологическое замечание промеж строк, посвященных экономике или общим вопросам материалистического понимания истории. Чтобы мысль Маркса и Энгельса была ясней, приходится преподносить читателю и такие отрывки, в которых ценность для понимания права представляет какая-нибудь одна фраза. Кроме того, иногда в цитируемом отрывке право получает освещение с самых различных сторон, так что для большей полноты и планомерности приходится повторять одну и ту же цитату, выделяя в ней каждый раз иные моменты. Нелегко было выделить самое необходимое для понимания права и из общих вопросов марксистской теории и методологии. Все же, подводя итоги, можно сказать, что, если не все абсолютно, имеющееся у Маркса и Энгельса по вопросам права и отчасти в связи с правом по вопросам теории государства, использовано в настоящем сборнике, — то, во всяком случае, пробелы сравнительно не так уже велики и в дальнейшем могут легко быть восполнены.
/6/ Наибольшие трудности представляла систематизация всего этого разнообразного материала: здесь трудно было обойтись без предварительного выявления определенной точки зрения на излагаемые вопросы. С другой стороны, представлялось неудобным в данном сборнике предпосылать подлинным словам и мыслям Маркса и Энгельса какие-либо персональные, хотя бы и находящиеся в строгом соответствии с материалом точки зрения. Поэтому, по соглашению с секцией права и государства Коммунистической Академии, было решено ограничиться лишь приведением в систематический порядок преподносимых отрывков и самыми общими пояснительными замечаниями, имеющими преимущественно связывающе-технический характер. Самые же методы построения сборника и точка зрения автора настоящего предисловия на некоторые спорные моменты марксистской теории права найдут себе более детальное освещение в особой работе.
В заключение должен принести свою глубокую благодарность тов. А. И. Панферову, научному сотруднику Саратовского Коммун. Университета, которым была проделана тяжелая и серьезная черновая работа по подбиранию соответствующих текстов и предварительной систематизации материала. Т. т. П. И. Стучка и В. В. Адоратский сделали во время просмотра этой книги несколько ценных и использованных автором замечаний.
И. Разумовский
Саратов, 15 июня 1924 г.
Глава I. Ранний период в воззрениях Маркса и Энгельса на право
/7/
Содержание
1. Догматизм и диалектика в университетских работах Маркса по праву
o 1.1. Ранние философско-правовые построения Маркса
2. Влияние Гегелевской философии права
o 2.1. Маркс-гегельянец о праве
3. Влияние Фейербаха на правовые воззрения Маркса и Энгельса
o 3.1. Фейербах о праве
o 3.2. Критика философии права Гегеля и младогегельянцев
4. Примечания
/9/
Наиболее ранние воззрения Маркса и Энгельса на предмет и сущность права складываются в период 1836-1848 г.г., когда они еще находятся под влиянием идеалистической философии.
Отец Маркса, адвокат и впоследствии юстиции советник, Генрих Маркc, по замечанию Ф. Меринга, «мало походит на рейнского адвоката еврейского происхождения и французского юридического образования. Он гораздо более похож на тонко и свободно образованных адвокатов с немецким юридическим образованием»[1]. Он боится «научных бурь», считая должным искать для юридического изложения «мягких и приятных» форм, настроен патриотически и склонен возвеличивать «гений» прусской монархии.
Карл Маркс по окончании гимназии поступает в 1835 г. в Боннский университет на юридический факультет, но мало занимается там науками и лишь со времени перевода своего в Берлинский университет, с 22 октября 1836 г., где сразу записался на лекции Савиньи и Ганса (см. ниже), «погружается в науку и искусство». Маркс в этот период отвергает всякую мысль об административной карьере, не предполагает заниматься и практической юриспруденцией, а мечтает об «экстраординарной профессуре», почему, наряду с изучением чисто юридических дисциплин, усиленно занимается и философией. Мы знаем относительно его занятий правом в одном только 1836 г., что он «очень прилежно» посещал лекции по уголовному праву и прусскому государственному праву, читавшиеся Гансом, «штудирует Гейнекция, Тибо и источники», переводит на немецкий язык две первые книги пандектов, «читал уголовное право Клейна».
Затем «изучил “Владение” Савинье, уголовное право Фейербаха и Грольмана, de verborum significatione Крамера, систему пандектов Венинг-Югенхайма и doctrina Pandectarum Мюлленбруха…, изучил далее отдельные титулы по Гаутербаху, гражданский процесс и особенно церковное право, первую часть которого, — Concordia discordantium Грациана почти целиком прочел в Corpus, сделав соответствующие извлечения, а также Institutiones Ланчелотти… Принялся также за немецкое право, но, главным образом, лишь постольку, поскольку занимался капитуляриями франкских королей и письмами пап к ним»[2].
Но в то же время Маркс усердно изучал и философию (Канта, Фихте, Аристотеля, Бэкона, позже Шеллинга и Гегеля), а также и историю: историю права, историю искусства и т. д. Поэтому и университетские его попытки самостоятельных работ в области права носят ярко выраженный историко-философский аспект.
И. Разумовский
1.
Моей специальностью была юриспруденция, которую, однако, я проходил, как подчиненную науку, наряду с изучением философии и истории.
(Пред. к кр. пол. эк.)
2.
Я должен был изучать юриспруденцию и чувствовал, прежде всего, желание побороться с философией. Занятия философией и юриспруденцией так переплелись между собою…, что я пытался провести некоторую систему философии права через всю область права. В виде введения я предпослал несколько метафизических положений и довел эту несчастную работу до публичного права; это была работа почти в 300 листов.
(Письмо М. к отцу от 10 ноября 1837 г.)
Ф. Энгельс, выросший в набожной и филистерски настроенной торговой семье, уделяет свое раннее внимание, главным образом, вопросам теологии, философии, фольклора и литературы. Правом специально Энгельс в этот период не занимается и знакомится с ним лишь через посредство Гегелевской философии права. Вот почему впоследствии он скромно писал о своей подготовленности в чисто юридической области:
3.
Не по своей вине я был вынужден последовать за г. Дюрингом в такие области, в которых я могу выступать, в лучшем случае, в качестве дилетанта. В таких случаях я, по большей части, ограничивался противопоставлением ложным и сомнительным утверждениям своего противника — верных и неоспоримых фактов. Так было в юридической области…