Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как брахманку в мясоедстве166 обвинили



Жила в Дели молодая красивая брахманка. Была она верной и преданной женой, и тем по всему городу славилась. Приглянулась красавица одному бесчест­ному патхану167, и он повсюду её преследовал. Нема­ло хитростей пустил в ход негодяй, да всё зря: как он ни старался, брахманка на него и смотреть не хотела. Тогда он придумал средство открыто завладеть ею.

Пошла однажды женщина на реку бельё стирать, а патхан, крадучись, за ней следом. На реке никого не было. Стоит женщина в воде и колотит бельё о камни, а он подобрался к куче уже просохшего на траве белья и незаметно завязал в уголок её сари кусок мяса. Потом патхан нашёл стражника, дал ему взятку и сделал донос: брахманка, мол, а мясо ест.

Брахманка выстирала всё бельё и стала складывать сухое. Вдруг видит: в уголке сари – мясо. Её словно громом поразило, но не успела она опомниться, как к ней подскочил стражник.

—Так значит, ты ешь мясо! – закричал он. – Придётся отвести тебя к падишаху. Государь так защищает твою веру, а ты тайком мясо ешь и свою общину по­зоришь! Идём со мной, ты арестована.

Бедняжка совсем растерялась: стоит, дрожит, слова вымолвить не может. А злодей патхан спрятался и всё подглядывал да подслушивал. Теперь он подошёл и при­творился, будто за женщину заступается.

—Господин стражник! Отпустите эту женщину. Она это мясо у меня купила. Узнает падишах, мне беды не миновать, а у меня семья на руках. Упрячут меня в тюрьму, а могут и повесить, дети с голоду помрут. По­жалейте меня, несчастного, разрешите это дело тут же на месте.

А стражник и слушать ничего не хочет, ведь они заранее так уговорились. Привёл он обоих к падиша­ху и говорит:

—Владыка мира! Эта женщина купила у патхана мясо и тайно ела его на берегу реки. Я своими глазами видел это и потому привёл обоих сюда, чтобы её наказали по заслугам.

Тяжело было падишаху слушать слова стражника. Велел он позвать родственников и людей из общины брахманки и стал их про её поведение расспрашивать, но ничего плохого он не услышал. Было время дарбара, пришли советники и придворные. Услышали они новость про брахманку-мясоедку и диву дались: никто всерьёз не верил, что женщина могла так согрешить, но и доказать её невиновность было трудно. Наконец падишах призвал брахмана, её мужа, и сказал:

—Эта женщина осквернила себя, придётся отдать её патхану, а он в наказание пусть уплатит семьсот рупий её законному мужу.

Услышала брахманка приговор падишаха и померт­вела. Каково было ей, честной и верной жене, вынести такой позор и надругательство! Растоптал правду суд неправедный, не устояла сила Господа милосердного. Но Господь и надоумил брахманов – пошли они с жа­лобой к Бирбалу. А Бирбал не терпел лжи и всегда преграждал ей дорогу, даже если накликивал тем са­мым беду на себя. Он тотчас все свои дела бросил, надел придворное платье и вместе с брахманами от­правился в дарбар.

Всех по очереди допрашивал Бирбал: патхана, стражника, брахманку. Под конец он спросил у неё:

—Сестрица, скажи мне, поела ты утром или голод­ной пошла на реку?

—Утром мне подали молоко и хлеб, съев их, я ушла из дому, – ответила честная женщина.

—Ладно. Посиди в сторонке, отдохни, а я проверю твои слова.

И Бирбал послал слугу за известным в городе ле­карем.

—Господин врачеватель! – сказал ему Бирбал. – Дайте этой женщине рвотное, пожалуйста.

Дал ей лекарь пилюлю, она проглотила и вскоре её стошнило. Мяса там и в помине не было, только молоко и хлеб. И тут уж все поверили, что женщина невиновна.

За оговор и ложный донос патхана и стражника наказали. Счастливая женщина вернулась в дом к сво­ему мужу. Люди в который раз удивлялись уму Бирбала и в один голос славили его.

И смела, и труслива

Приказал падишах Бирбалу:

—Пойди разыщи в городе смельчака и труса и приведи ко мне.

Бирбал тотчас отправился на базар. Там он пого­ворил с одной женщиной и привёл её к падишаху. Тот увидел женщину и говорит:

—Ты, Бирбал, не оглох ли нынче? Я велел тебе найти смельчака и труса, а ты, я вижу, привёл одну женщину.

—Если я оглох, то вы ослепли: видите только одну, хотя я привёл двух.

—Смотри у меня, Бирбал! Не увиливай, говори тол­ком, если есть что сказать.

—Покровитель бедных! Эта женщина одновременно и смела, и труслива.

—Как это так? Докажи.

—Владыка мира! Ночью небо бывает обложено чёрными тучами, сверкает молния, льёт дождь, а она в такую пору, в непроглядной тьме, идёт на свидание со своим дружком. Значит, она – храбрейшая из храбрых. Когда же дома лежит в постели рядом с мужем, то дрожит от всякого мышиного писка и от страха ни за что за дверь не выйдет. Ну можно ли быть смелее и трусливее, чем женщина?

Дерево-свидетель

Рассказывают, что был в Дели такой случай. Одному старому человеку пришлось как-то отлучиться из го­рода по неотложному делу. Взял он тысячу мохуров – все свои сбережения – и, отдав их молодому соседу на хранение, со спокойной душой уехал в чужие края. Прошло время, и старик вернулся домой, пришёл к соседу за деньгами, а тот наотрез отказался их отдать. Пал духом старик, затосковал. Начал он соседа увеще­вать, упрашивать, а тот и слушать ничего не хочет: не дам, мол, и дело с концом. А старик всё не уходит, на что-то надеется. Тогда парень схватил его за шиворот и вытолкал за дверь. Залился бедняга горючими слеза­ми и ни с чем пошёл домой.

Решился он подать жалобу в суд падишаха, а па­дишах передал её Бирбалу. Кто же, как не он, сумеет правильно рассудить такое трудное дело?

Бирбал сперва расспросил старика, потом вызвал соседа, охочего до чужого добра. Сосед не признаётся, что присвоил золотые монеты, наоборот, клянётся и божится, что и в глаза их не видел.

Тогда Бирбал пошёл в обход.

—Был кто-нибудь при том, как ты деньги ему отдавал? Свидетель у тебя есть? – спросил он у старика.

—Господин вазир! Мы были за городом, в поле, ни одной живой души там не было. Одно только манго­вое дерево стояло. Откуда мне взять свидетеля?

—Ты, видно, совсем из ума выжил! Ступай и от моего имени вели тому дереву прийти сюда. Если оно не послушается, прикажи ему именем падишаха. Дерево не посмеет ослушаться.

—Ваша честь! Что такое вы говорить изволите? Разве может дерево ходить и тем более говорить?! – удивился старик.

Бирбал нахмурил брови:

—Ты что же это, спорить со мной вздумал? Иди и делай, что велено.

Старик не посмел больше прекословить и пошёл звать дерево в свидетели. А Бирбал тем временем ут­кнулся в книгу – то и дело страницы переворачивает. Спустя некоторое время он говорит с нетерпением:

—Неужели этот старик ещё не добрёл до дерева?

—Нет, ваша честь, не дошёл ещё. Это место отсюда далековато, да и дорога тяжёлая, всё бугры да горки. Он сейчас, наверно, как раз на полпути, – объяснил сосед старика.

Бирбал снова начал листать свою книгу. Наконец старик вернулся и сказал:

—Господин вазир! И вашим именем, и именем падишаха я много раз приказывал дереву идти со мной, а оно ни с места, стоит и молчит. Подождал я, подождал, да и ушёл ни с чем.

—Что это ты говоришь, старик! Дерево пришло сюда раньше тебя и сказало всё, что надо.

Тут сосед старика удивился:

—Ваша честь! Что-то вы странное говорите. Я же всё время рядом с вами сидел и никакого дерева не видел!

—Правда твоя, – ответил Бирбал, – но и я не солгал. Ты и в самом деле ограбил старика, и свидетель тому – дерево. Был бы ты в этом деле честен, как бы узнал, сколько надо идти до дерева и какова к нему дорога?

Парню и сказать было нечего. Пришлось признать­ся, что он взял у старика золотые монеты. Бирбал при­казал принести золотые. Деньги он отдал старику, а парня наказал по заслугам.

Что у кого на уме

Собрались однажды во дворце столичные вельможи и богачи. Падишах вёл с ними весёлую беседу. Вдруг он задумался, и сказал:

—Друзья! Я хочу знать: что у каждого из вас на уме? Кто скажет про всех сразу?

Всем по очереди задавал он этот вопрос, но никто не дал ответа. А между собой придворные шептались: «Добро бы речь шла об одном-двух, тогда ещё можно догадаться. А тут столько людей, поди знай, что у кого на уме! Поглядим, что Бирбал придумает. Сегодня-то уж и ему небо с овчинку покажется».

Не добился Акбар ответа от вельмож и богатеев и повернулся к Бирбалу. Тот сразу встал и заговорил:

—Владыка мира! Сказать, что у всех на уме или про каждого в отдельности?

—Говори сразу про всех.

—У всех на уме одно желание: чтобы падишах всегда оставался на престоле, чтобы слава его шла по всему свету и Лакшми, богиня счастья, не разлучалась с ним. Если вы мне не верите, то опросите всех и проверьте, правду ли я сказал.

Падишах очень обрадовался словам Бирбала, а со всех сторон раздались крики:

—Правда! Правда! Истинно так!

И то сказать, если и был там тайный враг Акбара, разве стал бы он спорить с Бирбалом?

Все в один голос стали превозносить мудрость Бирбала.

Охотничья страсть

Падишах Акбар очень любил охоту, не жалел для неё, ни богатств, ни угодий. С каждым годом всё боль­ше и больше лесов объявлял он заповедными, отведён­ными только для его охоты. Охотится целый день, только к вечеру во дворец возвращается. И никому, кроме самого падишаха, в лесу не позволялось охо­титься.

Выехал однажды падишах на охоту, как всегда, с большой свитой. В лесу довелось ему увидеть диковин­ное зрелище: на двух деревьях, по обе стороны полянки, сидели две стаи сов; из каждой стаи вылетает по сове, устремляются они одна на другую и бьются жестоко – только перья летят, а затем обратно садятся. Что за чудеса!

Захотелось падишаху узнать, в чём дело:

—Послушай, Бирбал, ты учёный человек, знаешь язык животных и птиц, все их повадки и привычки. Объясни же мне, почему совы разделились на две стаи и по очереди бьются друг с другом?

Подумал немного Бирбал и ответил:

—Владыка мира! Я могу объяснить, да боюсь, как бы мои слова вас не рассердили.

—Чем же ты можешь меня рассердить? – удивился падишах.

—Тем, что правду скажу.

—Ну, если это правда, даю тебе слово, что не буду сердиться. Говори!

—Тут вот какое дело, владыка мира, – начал Бирбал. – Одна стая сов – родня и друзья невесты, другая – родня и друзья жениха. Они торгуются и дерутся из-за приданого. Отец жениха говорит: «Я возьму к себе в дом твою дочь, но ты дай мне в приданое сорок лесов». А отец невесты отвечает: «Сейчас у меня нет сорока ле­сов, но если будет на то Божья воля, то дам тебе скоро за дочерью не то что сорок, а все шестьдесят лесов!». Отец жениха не верит и спрашивает: «Как же так? Сейчас у тебя нет и сорока лесов, а ты говоришь: по­дожди, мол, будут и все шестьдесят. Где же ты их возьмёшь?» Отец невесты отвечает: «Очень уж наш падишах любит охоту. Мало ему лесов, где он сейчас забавляется. Ради потехи своей сносит целые деревни и людей сгоняет, а те заброшенные места вскоре зарас­тают лесами. Глядишь, ещё деревни разорит и прибавит новые места к заповедным. Потому и говорю: подожди немного, и получишь от меня не сорок, а шестьдесят лесов!»

Вот из-за чего повздорили совиные стаи, владыка! – закончил свой рассказ Бирбал.

Не разгневался падишах на Бирбала, а глубоко за­думался. Расхотелось ему гоняться по лесам за дичью, а сносить деревни для умножения лесов он и вовсе пе­рестал.

Так мудрый Бирбал спас деревни от гибели, а кресть­ян от разорения.

Завистники просчитались*

Захотел однажды падишах погулять. Взял он с собой нескольких придворных и отправился за город. По­года стояла прохладная. Дорога привела их к пруду. Падишах опустил руку в воду – даже сердце зашлось, такой студёной была вода. Вечерняя роса прибавила холода и воде, и воздуху.

Падишах очень ценил смельчаков и решил испытать своих спутников.

—Кто, – спрашивает, – отважится простоять по шею в воде до первой дневной стражи168?

Все молчат.

—Тот, кто всю ночь простоит по шею в воде, получит в награду пятьдесят тысяч рупий, – говорит падишах.

Но и за деньги среди придворных не нашлось охот­ников идти на погибель. Поодаль, в толпе горожан, стоял один бедный полунагой брахман. «Уж лучше, – подумал он, – помучиться один раз и умереть, чем страдать изо дня в день. Не было и дня, чтобы я поел досыта, голод и ночью спать не даёт, день за днём – одна скудость, нищета – хуже смерти. Вот случай по­кинуть этот мир. А уж если Господь поможет, то... Э, да что говорить, с такой наградой я до самой своей смерти проживу припеваючи!»

И брахман почтительно сложил руки и ответил падишаху:

—Владыка мира! Я согласен.

—Отлично. Если сдержишь слово, то в придачу к деньгам я дам тебе ещё дорогое платье.

Падишах велел поставить на берегу пруда карауль­ных. Нищий брахман вошёл в воду по шею и простоял всю ночь, повторяя Божье имя: «Рама, Рама, Рама!».

Утром бедняк чуть живой выбрался на берег, выжал мокрое дхоти169 – и бегом во дворец! Еле добежал: всё спотыкался и падал на каждом шагу. Вслед за ним пришли и часовые. Падишах их с пристрастием допро­сил, правду ли говорит брахман. «Да, правда, – отве­чают часовые, – он всю ночь простоял в воде». Тогда Акбар приказал выдать брахману награду.

Но недаром говорится: «У маслодела масло горит, а голова у факельщика болит». Пожалели придворные шахские деньги, а ещё больше – из зависти: позави­довали, бессовестные, удаче бедняка, придумали хит­рость, чтобы отнять у него награду. Один, самый под­лый, незаметно подошёл к часовому и подучил его об­мануть падишаха. Часовой вышел вперёд и сказал:

—Владыка мира! Брахман умирал в воде, но он схитрил и тем спасся. На горе костёр горел, брахман смотрел на него безотрывно и тем согревался.

—Правду ли говорит часовой? – грозно спросил падишах.

А другой караульщик, рад стараться, поддакнул.

—Вот как! Всю ночь ты глядел на огонь, и он согре­вал тебя, значит, награды ты не заслужил и не получишь, – объявил падишах.

Придворные и вельможи всё слышали, но ни один за бедняка не вступился.

Заплакал он навзрыд и поплёлся к Бирбалу. Вазир выслушал его и успокоил.

—Иди, – говорит, – домой и до поры до времени помалкивай.

На другой день пришло время Бирбалу идти в дарбар, а он по дороге свернул к реке и послал человека в соседнюю деревню:

—Принеси мне бамбуковый шест!

Принесли ему шест. Набрал Бирбал из реки воды в котёл, положил туда рису и бобов, привязал котёл к концу длинного шеста, поставил его и вкопал вертикаль­но в землю. Около шеста Бирбал развёл костёр и сам уселся рядом.

Начался дарбар, падишах вышел к придворным, а Бирбала нет как нет. Проходит час, другой, а Бирбал всё не идёт. Обеспокоился Акбар, послал за Бирбалом гонца-скорохода. В доме у вазира гонец узнал, что хозяин пошёл по делу на реку. Поспешил туда и посыльный, увидел Бирбала и низко поклонился.

—Падишах, – говорит, – просит вас тотчас во дворец пожаловать.

—Братец, я скоро приду, пусть немного потерпит.

—А что вы тут делаете? – спрашивает посыльный.

—Кашу варю, разве не видишь?

Солдат знал, что Бирбал ничего просто так не де­лает, и понял он, что тут какая-то тайна кроется. По­смеиваясь про себя, воротился он во дворец и рассказал о разговоре с Бирбалом. Падишаху пуще прежнего за­хотелось увидеть Бирбала. Ждёт-ждёт, а Бирбала всё нет. Послал за ним Акбар другого человека. Вскоре и тот воротился ни с чем. Стал Акбар посылать гонцов одного за другим, а Бирбал всем отвечает:

—Братец, я варю кашу, скоро приду.

Долго прождал падишах Бирбала. Гонцы поминутно уходили и приходили, все дела в дарбаре прервались. Разгневался наконец владыка, не может больше тер­петь дерзость Бирбала.

—Надо же, сколько времени, – говорит, – застав­ляет он меня ждать. Каша у него ещё не сварилась! Вот я сам пойду, погляжу на его кашу!

И отправился с придворными на то место, где Бир­бал кашеварил.

Приходит и видит: высоко над землёй висит на шес­те котелок, а внизу Бирбал подкладывает солому в костёр. Что за чудеса!

—Бирбал, ты что это делаешь?

—Владыка мира, я варю кашу, – отвечал Бирбал.

—У тебя, видно, ум за разум зашёл! Ну скажи, как может свариться каша, когда котелок под самым небом, а огонь на земле?

—Покровитель бедных! А как же брахмана в пруду согревал далёкий костёр? Значит, и моя каша должна свариться.

Только теперь падишах догадался, что за кашу ва­рил Бирбал. Мудрая выдумка советника пришлась ему по душе.

—Я всё понял, Бирбал! Ты прав, иди во дворец. Брахману, как обещано, будет выдана награда.

Бирбалу только того и надо было. Дело сделано! Он поднялся с земли и вместе с падишахом отправился на дарбар.

Послал Акбар солдата за брахманом и выдал ему деньги и дорогое платье.

Счастливый бедняк, не переставая благодарить Бир­бала, заспешил домой.

Тьма

Пошли Акбар и Бирбал погулять на берег Ямуны. По дорогое падишах вспомнил что-то и спросил:

—Бирбал! Все это видят, а месяц видеть не может. Что это? Отгадай!

—Это тьма, – ответил Бирбал.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.