Важно, чтобы христиане осознавали свою уязвимость для демонского воздействия. Те кто говорит, что демон не может контролировать сферу в жизни верующего, оставляют только двух возможных обвиняемых: себя самого или Бога. Если мы виним себя, мы в безнадежном положении, потому что ничего не сможем сделать, чтобы прекратить то, что делаем. Если же мы виним Бога, наша уверенность в Нем как в благожелательном Отце уничтожена. В любом случае мы теряем возможность одержать победу, обещанную Библией. На самом деле мы ведем победоносную войну против начальств и властей побежденного царства тьмы. Но их ложь может до определенной степени дать им контроль над нашей жизнью.
Ниже приводится несколько свидетельств из Писания, что верующие могут утратить контроль и оказаться в рабстве.
Лука, 13: 10-18. В то время как Иисус учил в одной из синагог, "там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться" (стих 11). Стих 16 утверждает, что ее физическая немощь была вызвана рабством у сатаны. Эта женщина не была неверующей. Она была "дочь Авраамова" (стих 16), богобоязненная верующая женщина с духовными проблемами. Как только Иисус освободил ее от рабства, ее физическая болезнь была излечена.
Заметьте, что эта женщина не была защищена от демонического влияния тем, что находилась в синагоге. Ни стены синагоги, ни стены церкви не служат защитой от демонов. И если оштукатуренные стены не преграда для сатаны, вы думаете, что такой преградой может быть ваша кожа? Духовный мир неподвластен подобным физическим преградам и не ограничен законами физики.
Конечно, этот случай произошел до Крещения. Но он показывает, что верующие могут попадать под контроль демонов.
Лука, 22: 31-34. Апостол Петр — пример верующего, временно попавшего под контроль сатаны. Иисус сказал ему: "Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу" (стих 31). Какое право имел сатана выдвигать такое требование? Очевидно, Петр дал ему основание из-за своей гордости, когда он спорил с учениками, кто из них больший (Лука, 22: 24). И хотя Петр от всего сердца намерен был стоять рядом с Господом до самой смерти (стих 33). Иисус объявил, что Петр трижды отречется от Него (стих 34), что он и сделал. Однако ободряюще действует тот факт, что Иисус молился за Петра, чтобы тот благополучно вышел из этого инцидента (стих 32).
Послание к Ефесянам, 6: 10-17. Этот отрывок содержит знакомая призыв Павла "облечься во всеоружие Божие, чтобы можно было стать против козней диавольских" (стих 11), Какова цель вооружения? Помешать стрелам врага проникнуть в тело и ранить солдата. Если бы стрелы сатаны не могли проникать в наше тело, никакой нужды в вооружении не было бы. Но приказ надеть духовное оружие означает, что враг может проникнуть в нашу жизнь и приобрести контроль над ней.
Послание Иакова, 3: 14-16. Иаков указывает, что если мы поддадимся зависти и самолюбию, то можем открыть путь к контролю над собой мудрости "земной, душевной, бесовской" (стих 15), У меня был студент, логика которого относительно Писания была совершенно извращенной. Он был совершенно ортодоксален в своей вере, пока не встретился с проституткой, которая потрясла его до самой сердцевины. И тут он начал получать все новые и новые "понимания", которых никто не понимал. Его аргументы как будто вышли из книги Мэри Бейкер Эдди, и никто из остальных студентов не соглашался с ним. Насколько я знаю, он так никогда и не пришел в себя после знакомства с демонской логикой.
Первое Послание к Тимофею, 4: 1-3. Павел писал: "Отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (стих 1). Если сатана может обмануть ваш мозг, он должен действовать изнутри, где вы уязвимы для его контроля. Доказательства контроля, упоминаемые здесь, относятся к библейской практике в области еды и брака (стих 3).
Первое Послание к Коринфянам, 5: 1-13. Этот отрывок содержит указания Павла, касающиеся человека в коринфянской церкви, который находился в кровосмесительных отношениях с женой отца своего (стих 1). Этот человек, очевидно, был настолько развращен сатаной и контролировался в области морали, что хвастался своими незаконными отношениями перед всей церковью. Приговор Павла в этом деле был суровым: "Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа" (стих 5). Павел готов позволить сатане обойтись с этим человеком по-своему в надежде, что тот в конце концов скажет "довольно" и раскается.
Некоторые сомневаются, может ли такой аморальный человек быть христианином. Но если бы этот человек не был христианином, Павел не стал бы наказывать его, потому что церковь призвана наказывать только своих членов. Этот человек был верующим (по крайней мере, Павел обращался с ним как с таковым), который позволил себе попасть в ловушку аморализма. Надежда Павла была на то, что он, испытав естественные последствия своего греха, раскается и освободится от рабства.
Послание к Ефесянам, 4: 26-17. Павел учит: "Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места дьяволу". Павел употребляет слово "место". Павел говорит, что мы дадим дьяволу место в своей жизни, если не сумеем произнести истину в любви и управлять своими эмоциями. Гнев, превращающийся в горечь и беспощадность, есть открытое приглашение к демонскому контролю (Второе Посл. к Коринфянам, 2: 10-11).
Первое Послание Петра, 5: 6-9. Петр предупредил: "Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (стих 8). Слово "поглотить" означает "съесть" или "проглотить". То же самое слово использовано в 1-ом Послании к Коринфянам (15: 54); "Поглощена смерть победою". Быть проглоченным кем-нибудь определенно означает находиться под контролем. Если бы верующие не были уязвимы в этом отношении, Петр не стал бы предупреждать нас о такой возможности.
Контекст предупреждения Петра содержит два условия, которые могут предрасположить верующего к уязвимости. В стихе б нас призывают смириться перед Господом. Возможно, помня болезненные последствия собственного самовозвеличивания, Петр указывает, что когда мы противимся гордости, мы сопротивляемся сатане. А стихи 7 и 8 предполагают, что если мы не научимся возлагать свои заботы на Господа, то сможем стать легкой добычей сатаны.
Деяния, 5: 1-11. Возможно, это самое определенное указание на способность сатаны контролировать верующих. В конце 4 главы Деяний мы узнаем, что многие новообращенные члены иерусалимской церкви добровольно распродавали свое имущество и отдавали вырученное апостолам для использования в учении. "Некоторый же муж, именем Анании, с женою своею Сапфирой, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу святому и утаить из цены земли?.. Ты солгал не человекам, а Богу" (стихи 1-4). Дело не в том, что Анания и Сапфира удержали часть вырученного, а что они солгали, очевидно, сказав, что отдают все, что выручили. Последствия греха этой пары были немедленными и отрезвляющими: они умерли на месте (стихи 5-10).
Некоторые, с трудом признающие сатанинский контроль над верующими, спорили, говоря, что Анания и Сапфира были неверующими. Я не согласен с этим доводом. Во-первых, Деяния (4: 31) свидетельствуют, что происшествие имело место в христианской общине, членами которой, очевидно, были Анания и Сапфира. Во-вторых, в Деяниях (5: 11) записано: "11 великий страх объял всю церковь". Если Бог осудил кого-то вне церкви, почему страх должен охватить тех, кто внутри церкви? Великий страх охватил верующих, потому что Бог наглядно продемонстрировал свое отношение к верующим, живущим во лжи. В-третьих, суровость наказания свидетельствует, что Бог подчеркивает важность истины в общине верующих. Неверующие лгут все время и обычно не подвергаются столь быстрому и суровому наказанию, как Анания и Сапфира, Я считаю, что еще в ранней истории церкви Бог указал, что наша главная проблема не коммунизм, наркотики или лживые религии; она — в уступке сатанинской лжи.
Проблема Анании заключалась в том, что он позволил сатане "вложить в сердце" лживую мысль, т.е. контролировать себя. Слово "вложил" в Деяниях (5: 3) то же самое, что использовано в Послании к Ефесянам (5: 18) — pleroo: "Исполнитесь духом". Для верующего возможно быть наполненным сатанинским обманом или Духом. Какому источнику вы предадитесь, из такого и будете наполнены. Если вы позволяете сатане обмануть вас в какой-либо сфере вашей жизни, вы уязвимы для контроля в этой сфере.