Возможно, вы слышали, что можно опознать лживого пророка по тому факту, что не все его пророчества сбываются. Второзаконие (18: 22) предупреждает нас не верить пророкам, чьи пророчества не оправдываются. Но Второзаконие (13: 1-3) также предупреждает нас о лживых пророках, чьи предсказания сбываются: "Если восстанет среди тебя пророк, или ясновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет потом: "пойдём вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им"; то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего: ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей" (см. также Матфей, 24: 4-11, 23-25: Откровение," 13: 11-14).
Многие христиане привыкли думать, что все, связанное с чудесным, автоматически подтверждает, что тут причастен Бог. Бог по-прежнему может использовать знамения и чудеса, чтобы подтвердить Свое Слово, но Библия предупреждает нас, что "восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Марк, 13: 22). Сатана также может посылать знамения и чудеса, то они должны отвратить нас от поклонения Богу и направить к нему. Второзаконие (13: 5-11) показывает, насколько серьезно наказывалось приписание Богу атрибутов сатаны. Люди, которые были вовлечены в это, подвергались казни, даже если они были родственниками. Мы должны любить Бога, повиноваться Его Слову и подвергать испытаниям все знамения, чудеса и сны.
Самозванцы в церкви
Что приходит в голову, когда вы слышите слова "ложный пророк" или "ложный учитель"? Большинство думает о восточных мистиках и гуру, представителях небиблейских религий, или об энергичных руководителях культов — людях, которые явно находятся за пределами христианской религий. Но апостол Петр посвятил целую главу одного из своих Посланий ложным пророкам и учителям, которые действуют внутри церкви: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель" (Второе Посл. Петра, 2: 1). Такие люди, замаскировавшиеся как прислужники праведности, есть в вашей церкви и сейчас.
Заметьте, что соблазн лживых учителей главным образом не в их доктрине: "И многие последуют их разврату, и грех их путь истины будет в поношении" (стих 2). Что имеет в виду Петр, говоря о "следовании их разврату"? Он имеет в виду тех христиан, которые оценивают учение на основе внешней привлекательности его лидеров. Мы говорим: "Он такой хороший парень", "Она такая вдохновенная особа", "Он очень энергичный оратор", "Она так мила и так искренне говорит". Но является ли физическая привлекательность библейским критерием для оценки учения и его вождей? Конечно, нет! Суть оценки всегда истина и праведность, и ложные учителя, которые привлекательны физически, клевещут на путь истины.
Петр указывает два пути, на которых мы можем установить ложных пророков и учителей, действующих внутри церкви. Во-первых, они будут вовлечены во что-нибудь аморальное, включая "скверные похоти плоти" (стих 10). Они могут участвовать в незаконной деятельности, связанной с сексом и/или деньгами. Они могут быть антиномианами, утверждая, что Бог весь есть любовь и благо и что поэтому мы не должны ограничиваться никакими законами. Их аморальность не всегда легко обнаружить, но рано или поздно она проявится в их жизни (Второе Посл. к Коринфянам, 11: 15).
Во-первых, лживые пророки и учителя "презирают начальства" и "дерзки и своевольны" (Второе Посл. Петра, 2: 10). У таких людей независимый дух. Они поступают по-своему и ни перед кем не отчитываются. Они либо не подчиняются власти, избранной или назначенной каким-либо советом, либо сами подбирают совет, который утверждает любое их решение.
В Писании описаны три исторические руководящие роли: пророки (молитва и учение), жрецы (пастырство и забота) и цари (управление). Только Иисус в своем совершенстве мог исполнять все эти три роли одновременно. Я считаю, что нам нужно придерживаться принципа взаимности и взаимоограничения в церкви, разделяя эти три роли среди нескольких человек. Никто не должен пользоваться абсолютной властью. Любой истинный, преданный христианин в роли руководителя должен уметь подчиняться другому зрелому верующему, перед которым он был бы ответственен. Если ваш пастор никому не подчиняется или если он не проявляет одновременно свойств пастыря и слуги, уходите из его церкви.