Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система управления деловой карьерой



Деловая карьера – это комплекс мер по последовательному продвижению способной личности с постепенным расширением объема и сложности работ. По содержанию продвижение личности может осуществляться по профессиональной (специальной) линии с постепенным накоплением специальных знаний, технологического опыта и расширением масштабов работы. Профессиональная карьера наиболее разнообразна и специфична по отдельным отраслям знаний.

Возможно продвижение личности по административной (служебной) лестнице с наращиванием искусства управления коллективами людей (человеческими ресурсами) на основе разносторонних знаний и организаторских навыков. Административная карьера более универсальна в связи с общими основами менеджмента и возможностью реализации организаторских способностей личности в различных сферах деятельности.

Все чаще находит чередование профессиональной и административной карьеры или профессионально-служебное продвижение с дополнением специальных знаний управленческим искусством. В таком случае формируется универсальная личность, что удобно для маневра кадровыми ресурсами.

Исходными элементами деловой карьеры каждой личности являются самооценка индивидуальных способностей и выбор направления работы в соответствии с собственными желаниями, установками и целями. Поэтому нередко считается, что деловая карьера это преимущественно результат осознанной позиции личности и ее поведения в области трудовой деятельности.

Вместе с тем на выбор вида карьеры заметное воздействие на личность оказывает ее окружение. Целенаправленное взаимодействие личности с производственной и общественной средой составляет своеобразную систему деловой карьеры, которая реализуется в интересах конкретного человека, руководства организации и общества в целом.

Распределение ролей в этой системе взаимоотношений должно обеспечить, прежде всего, объективность оценки природных способностей индивидов, создание благоприятных условий для их развития и реализации. При этом требуется содействие в реализации деловой карьеры наиболее перспективных сотрудников, которые, как правило, склонны к недооценке своих задатков. Одновременно потребуются некоторые усилия по сдерживанию карьерных устремлений личностей, склонных к переоценке своих способностей[56].

Система управления деловой карьерой включает также формирование конкурентной среды на замещение должностей руководителей и специалистов, организацию процедуры конкурсного отбора и назначения на должности по критериям лучших деловых и морально-психологических качеств кандидатов.

Важная роль в планировании и реализации деловой карьеры принадлежит специалистам кадровой службы, которые организуют процедуру периодической аттестации руководителей и специалистов, формируют достаточный кадровый резерв для замещения имеющихся и будущих вакансий, разрабатывают предложения руководству по продвижению наиболее подготовленных претедентов на должности.

Потребности человека, его жизненные цели, а, следовательно, и цели карьеры различаются по периодам времени. Каждый человек в той или иной мере планирует свою карьеру, свое будущее, ориентируясь на потребности, способности, реальную оценку имеющихся социально-экономических условий реализации своих ожиданий и желаний. Формирование целей деловой карьеры - это процесс постоянный.

Деловая карьера человека, безусловно, прежде всего, зависит от него самого, от его способностей, образования, профессиональных навыков и коммуникабельности. Хотя нельзя отрицать и значение «везения», случая. «Карьера – это девяносто процентов труда, пять – таланта, три - исторических обстоятельств и два – случая» (14, с. 179 - 185).

Деловая карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Карьеру как траекторию своего движения человек строит сам, сообразуясь с особенностями реальности и главное - со своими собственными целями, желаниями и установками. Это также изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед, достижение славы, обогащения. Часто карьеру рассматривают в узком и широком понимании.

В широком понимании деловая карьера - это профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения сотрудника к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим как процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией, затем упрочнение профессиональных позиций, овладение мастерством, творчеством). Результатом карьеры в этом случае является высокий профессионализм, достижения признанного профессионального статуса[57].

В узком понимании деловая карьера – это должностное продвижение, достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Деловая карьера в данном случае – это сознательно выбранный и реализуемый человеком путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение сотрудника в соответствии с уровнем его квалификации.

Некоторые исследователи утверждают, что деловая карьера – это совокупность должностей, которые занимал и занимает на данный момент работник (фактическая карьера) или может занимать (плановая карьера).

Деловая карьера и карьерный рост личности - это два взаимосвязанных понятия. Карьерный рост - это процесс регулярного повышения статуса человека, связанный с ростом его материальных благ, дающий ощущение безопасности, повышающий самооценку и чувство удовлетворения жизнью. На уровне организации деловая карьера представляет собой профессионально-служебное продвижение, которое предусматривает планирование, создание, организацию функционирования, контроль и анализ деятельности системы должностного продвижения кадровых ресурсов; совокупность методов оценки, подбора и расстановки всех категорий управленческого состава.

Цели личной деловой карьеры обусловлены самооценкой способностей или рекомендациями специалистов с учетом объективных или субъективных данных личности и могут составлять:

творческий рост - повышение профессионализма на основе непрерывного пополнения знаний и накопления практического опыта, предоставляющих возможность для интенсивной творческой работы и самостоятельного распоряжения ресурсами при реализации творческой идеи;

лидерство среди окружения – реализация желания быть похожим на успешного специалиста, руководителя или другую харизматическую личность путем сравнения аналогичных характеристик, упорства и стремления к успеху в любом деле при разумной степени риска;

рост социального статуса - получение признания, уважения, авторитета, достойного положения в обществе, почета, известности и славы при умеренном напряжении сил;

стабильность и безопасность - приобретение независимости, расширение доступа к материально-техническим и финансовым ресурсам, причастность к решению важных и ответственных задач;

карьеризм - стремление к превосходству среди своего примерно равного окружения, свободе выбора целей и независимости от внешних обстоятельств, получению высокой должности и права управлять людьми, не считаясь с реальными данными своей личности;

вещизм - достижение материального благополучия любыми средствами, обладание ценностями и недвижимостью, накопление богатства и предметов роскоши.

Цели и направленность деловой карьеры личности в большинстве случаев определяются самостоятельно, однако на их выбор оказывают существенное влияние также семейные традиции, профиль основного образования, социально-психологический климат в трудовом коллективе и позиция руководства организации. Степень рациональности выбора проверяется результатами практической работы, то есть соответствием личностных качеств индивидов требованиям к профессиональному специалисту или администратору и особенностям трудовой деятельности.

Профессиональная карьера представляет собой, по сути, рост знаний, умений и навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями профессионального опыта, связанное, скорее, с расширением области деятельности). Административная карьера связана с необходимостью влияния на людей и требует специфических качеств личности, способности сформировать сплоченный и работоспособный трудовой коллектив.

Для объективной оценки особенностей личности, оптимизации выбора начала профессионального или административного пути важно учитывать тип личности человека, выбирающего область деятельности. Наиболее приемлемой для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда[58]. Каждый тип личности (Таблица 25.1) обладает специфическими качествами, которые наиболее приемлемы в определенной сфере деятельности.

В частности, реалистический тип личности предполагает склонность к участию в точных технологических процессах и эффективном применении (манипулировании) различных инструментов и механизмов, что свидетельствует о целесообразности выбора профессиональной деловой карьеры технического характера.

Таблица 25.1.

Типы личности

Тип личности Содержание деятельности
Реалистический. Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами.
Исследовательский. Ориентация на поиск.
Артистичный. Ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию.
Социальный. Ориентация на взаимодействие с людьми.
Предпринимательский. Ориентация на влияние на людей.
Конвенциональный. Ориентация на манипулирование данными, информацией.

Исследовательскому типу личности присущи нацеленность на поиск рациональных способов организации труда и инновационных технологий производственной деятельности, стремление к участию в научных экспериментах и нововведениях, реализация профессиональной, научно-исследовательской или педагогической деловой карьеры.

Артистический тип личности характеризуется склонностью к эмоциональным проявлениям и самопрезентации на основе ярко выраженных лидерских качеств, что способствует реализации административной деловой карьеры и формированию команды единомышленников для достижения организационных целей.

Социальный тип личности ориентирован преимущественно на взаимодействие с людьми, что чрезвычайно важно для успешной административной карьеры, особенно в сфере государственного и муниципального управления, а также для руководства организациями в бюджетной сфере.

Предпринимательский стиль личности связан с возможностью усиленного влияния на людей для организации взаимовыгодных партнерских связей в коммерческой деятельности, реализации управленческой карьеры в конкурентной рыночной среде.

Особым является конвенционный тип личности с ориентацией на манипулирование данными и информацией, что обеспечивает возможность реализации как профессиональной карьеры в сфере информационных технологий, так и административной карьеры по выполнению управленческих функций в условиях высокой информационной нагрузки.

Таким образом, реалистический и исследовательский типы личности склонны к выбору профессиональной карьеры, в то время как артистический, социальный и предпринимательский типы личности могут предпочитать административную деловую карьеру.

Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже определившимся профессионалом, однако важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить четыре основные ситуации выбора профессии: традиция, случай, долг, целевой выбор.

Семейные профессиональные традиции эффективны для внутренней готовности к профессии родителей, которую они буквально впитывают в процессе воспитания, однако в последние десятилетия дети, чаще всего, склонны к получению образования по новым специальностям, которые характерны для века высоких технологий.

Случайность выбора профессии обусловлена влиянием средств массовой информации, которые оказывают все большее влияние на профессиональную ориентацию молодежи. К тому же нередко профиль будущей профессиональной деятельности выбирается по примеру харизматической личности или одновременно с друзьями, то есть «за компанию», что чревато ошибками и частой сменой выбранной сферы деятельности.

Призвание или долг характерны при выборе профессии для специалистов силовых структур, в системе образования и здравоохранения, что обычно характеризует «социальность» личности, ее представление о благородной миссии перед родителями, семьей, родиной, народом.

К сожалению, имеет место существенное снижение числа молодых людей, движимых внутренним чувством долга. Это свидетельствует о негативном влиянии на сознание молодого поколения западной массовой культуры с ее направленностью на скорейшее обогащение и комфортное проведение времени без особых личных усилий, а также об ослаблении идейных установок в государстве в связи с отсутствием национальной идеи.

Выбор профессии, связанный с сознательным определением личных целей профессиональной деятельности как оптимальный вариант самоопределения личности, осуществляется исходя из анализа реальных проблем современного общества и путей их решения.

Это обычно происходит при наличии ярко выраженных природных задатков, когда другие цели деловой карьеры (статус, деньги, личное благополучие) сами собой уходят на второй план. Движимый внутренним побуждением к реализации природных способностей такой человек до момента выбора уже много знает о будущей профессиональной деятельности и целеустремленно идет к своей цели.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.